Введение...................................................................................................................3 Глава 1 Теоретические основы особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.................................................................................................6 1.1 Понятие «лексико-грамматический строй речи» в лингвистической и психологической литературе..................................................................................6 1.2 Формирование лексико-грамматического строя речи в онтогенезе...........14 1.3 Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи...............................................................................................34 1.4 Опыт формирования лексико-грамматического строя речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе..............................................................................................................38 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи...............................................................................................58 2.1 Методика изучения исходного уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи................58 2.2 Методика формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи..................................................................................59 2.3 Изучение эффективности коррекционной работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи...............................................................................................61 Заключение.............................................................................................................78 Список использованных источников...................................................................81 Приложение А…………………………………………....………………………84

Изучение и развитие лексико-грамматической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

курсовая работа
Педагогика
80 страниц
66% уникальность
2021 год
31 просмотров
Маргарита А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...................................................................................................................3 Глава 1 Теоретические основы особенности логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.................................................................................................6 1.1 Понятие «лексико-грамматический строй речи» в лингвистической и психологической литературе..................................................................................6 1.2 Формирование лексико-грамматического строя речи в онтогенезе...........14 1.3 Особенности лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи...............................................................................................34 1.4 Опыт формирования лексико-грамматического строя речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе..............................................................................................................38 Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи...............................................................................................58 2.1 Методика изучения исходного уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи................58 2.2 Методика формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи..................................................................................59 2.3 Изучение эффективности коррекционной работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи...............................................................................................61 Заключение.............................................................................................................78 Список использованных источников...................................................................81 Приложение А…………………………………………....………………………84
Читать дальше
Речь - самая важная психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно обновляется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связано с достижениями всей социальной, производственной и культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется через определенный язык. Благодаря этому мы воспринимаем прозу Л. Толстого и Э. Хемингуэя, стихи А. Пушкина и В. Шекспира и используем теоретическое наследие Д.


Многих интересует цена дипломной работы по математике. Мы рассчитаем стоимость бесплатно. Для этого нужно заполнить форму заказа и вы получите цену написания вашего диплома.


. Менделеева и А. Эйнштейна. На основе речи и ее смысловой единицы - слова формируются и развиваются такие мыслительные процессы, как восприятие, воображение, память. Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал большое значение речи для развития мышления и формирования личности: «Развитие устной речи является, пожалуй, наиболее удобным явлением для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сравнить подход к этим явлениям, характерные для учения об условных рефлексах, имеют психологический подход к ним. Развитие речи - это, прежде всего, история формирования одной из важнейших функций детского культурного повествования, основой которой является для накопления своего культурного опыта ". Речь формируется в процессе общего психологического и физического развития ребенка. Условия для формирования нормальной речи включают нормальное функционирование центральной нервной системы, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения между взрослыми и детьми. В тех случаях, когда слух ребенка был сохранен, инстинкт не был нарушен, но существуют значительные нарушения речи, которые не могут не повлиять на формирование всей психики ребенка, речь идет об особой категории аномальных детей, имеющих нарушения речи. Изучением, профилактикой и коррекцией нарушений речи занимается отделение речевой патологии (от греч. The logos, the word и Paideia-Education). Логопедия исторически развивалась как интегративная область знаний о психической и, более конкретно, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевого общения в норме и патологии. Педагогические основы логопедической науки были разработаны в Институте философии и гуманитарных наук Российской академии наук в работах профессора Н. А. Гончарова. Р.Е. Левина и его сотрудников в период с 1965 по 1980 года. Становление логопедии в России также связано с именами М.Е. Хацева, О.П. Правдина, Р.Е. Левина и др. Современный этап развития логопедии связан с развитием научного представления о различных формах нарушений речи и разработка эффективных методов их преодоления. Как отмечают Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова, огромное количество детей с нарушениями речи обучаются в общеобразовательных школах, и число таких детей растет с каждым годом. Дети с нарушениями речи, как правило, испытывают трудности в обучении. Знание учителем логопеда необходимо для того, чтобы найти адекватные формы обучения и воспитания таких детей. Актуальность. Одной из наиболее острых проблем конца 20-го и начала 21-го века было устойчивое увеличение числа детей с нарушениями развития. Большинство из этих детей являются детьми дошкольного возраста с нарушениями речи. Если нарушена сторона произношения, нарушается фонетический дизайн речи. Наиболее распространенным дефектом произношения является дислалия. При дислалии некоторые звуки либо вообще не произносятся, либо искажаются, либо заменяются другими. Отсутствие разборчивой речи затрудняет общение с другими, может вызвать другие дефекты речи, а также влияет на личность ребенка. Поэтому важно своевременно исправлять различные нарушения звука. Цель – исследовать изучение и развитие лексико-грамматической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи: – рассмотреть понятие «лексико-грамматический строй речи» в лингвистической и психологической литературе; – изучить формирование лексико-грамматического строя речи в онтогенезе; – исследовать особенности лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи; – изучить опыт формирования лексико-грамматического строя речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи в психолого-педагогической литературе; – проанализировать методику изучения исходного уровня сформированности лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи; – проанализировать методику формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи; – рассмотреть изучение эффективности коррекционной работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Объект – педагогические основы. Предмет – логопедическая помощь. Методы исследования в работе - сравнительно-аналитические. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Читать дальше
Своевременная разработка словаря является одним из обязательных условий подготовки к школе. Дети, у которых нет необходимого словарного запаса, испытывают значительные проблемы в обучении, не находя лучших слов для формулирования собственных идей. Учителя отмечают, что учащиеся с достаточно богатым словарным запасом более правильно принимают решение по арифметическим задачам, осваивают навыки чтения, грамматику и более конструктивно относятся к интеллектуальным занятиям в классе. Развитие речи и словарного запаса дошкольника, развитие изобилия родного языка является одним из ключевых компонентов развития личности, усвоение развитых ценностей национальной культуры, напрямую связано с интеллектуальным, нравственным, эстетическое развитие и считается приоритетом в языковом образовании и обучении дошкольников. Выполняя лексикографическую работу, мы одновременно находим решение проблемы нравственно-эстетического воспитания. Через слово мораль, навыки действия создаются. В процессе анализа литературы были определены следующие принципы словарной работы в детском саду: - единство развития словаря с развитием познавательных процессов (восприятие, представление, мышление). - целенаправленная организация речевой и познавательной деятельности детей в процессе непосредственной воспитательной деятельности. - наличие наглядности как основы организации речевой и познавательной деятельности. - единство выполнения всех заданий словарной работы в каждом уроке. Лексикографическая активность в упражнениях основана на распределении свойств и качеств предметов, поэтому учитель должен уметь формировать свои кропотливые сенсорные исследования. Методы обследования закладываются у ребенка во время обучения теми же упражнениями. Формирование методов исследования предполагает четкие инструкции для учителя использовать исследовательский эффект, соответствующий определенному качеству (например, давление для определения твердости, железо для определения гладкости, шероховатость поверхности, сомни - для определения мягкости и т. д.). Визуальный материал предоставляется для функциональных исследовательских операций любому ребенку, чтобы гарантировать усвоение слов, обозначающих свойства и качества предметов, исходя из их определения и восприятия. Формирование умения речевого общения дошкольников подразумевает вовлечение в детский сад преднамеренно разработанных ситуаций общения (личностных и групповых), в которых учитель определяет конкретные вопросы формирования речи, а дошкольник принимает участие в самостоятельном общении. На этих этапах обогащается лексика, накапливаются методы формулирования концепта, создаются условия для улучшения понимания речи. При организации общих специально отобранных игр детям гарантируется возможность выбора языковых инструментов, личный «речевой вклад» в решение одной проблемы - в таких играх ребенок обретает способность формулировать свои идеи, ожидания и чувства в регулярно меняющейся среде общения. Обогащение и оживление словаря необходимо совершенствовать с самого раннего возраста. И в будущем необходимо и дальше его модернизировать и укреплять. Только дети, обладающие богатым словарным запасом, могут развить точный, компетентный разговор. Задача учителя состоит в том, чтобы в конечном итоге усовершенствовать процедуру развития речи и обогащения словаря. Используя разнообразные технологии обучения для формирования речи и обогащения словаря, можно добиться наиболее значимых результатов, чем при использовании стереотипных методов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что словарный запас детей считается основой формирования детской речи. В процессе проведение исследования выяснилось: ‒ при диагностике был выявлен низкий уровень сформированности активного словаря у детей старшего дошкольного возраста; ‒ были определены трудности определения абстрактных существительных; ‒ дети недостаточно справились с заданиями на разъяснение значений слов, выбор синонимов и антонимов к установленным словам различных частей речи; ‒ результаты подтверждают о неудовлетворительной сформированности ядра семантического поля; ‒ с целью увеличения объема активного словаря были подобраны и использованы в режимных моментах лексические упражнения и игры. Таким образом, значение слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом формировании детей характеризуют роль словарной деятельности в единой концепции деятельности по формированию речи ребенка в детском саду. Изучение формирования лексической стороны речи у старших дошкольников с ОНП является актуальной проблемой по сей день. Коррекционные занятия для детей в дошкольном учреждении должны проводиться систематически, последовательно, целенаправленно. На данном этапе работы по развитию лексической стороны еще не завершены, поэтому необходимо продолжить работу с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в этом направлении.
Читать дальше
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2014. 811 с. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 272 с. 3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, исп. и доп. М.: Просвещение, 2013. 96 с. 4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2015. 160 с. 5. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск: Академия Холдинг, 2011. 178 с. 6.Востокова Н. Н. Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в специализированном детском саду по развитию грамматических категорий // Логопед в детском саду. 2014. № 1. С. 41-66. 7. Глозман Ж.М. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе, М.: Сфера, 2016. 72 с. 8.Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2016. 238 с. 9. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Педагогика, 2013. 305 с. 10. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М: Институт общегуманитарных исследований, 2012. 79 с. 11. Козырева О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа дошкольных (коррекционных) образовательных учреждений: пособие для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2015. 119 с. 12. Куликовская Т.Б. 100 упражнений для формирования словаря дошкольника. М.: АСТ Серия: Родничок, 2015. 93 с. 13.Лалаева Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников . Ростов н/Д: Феникс, 2019. 218 с. 14. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: Союз, 2019. 160 с. 15. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. Изд 2-е, доп. М.: Институт практической психологии, 2016.304 с. 16. Лопухина И.С. Вопитательные 550 занимательных упражнений по развитию речи. М.: Аквариум, 2015. 384 с. 17. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения».М.: Просвещение, 2014. 256 с. 18. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 2015. 64 с. 19. Основные этапы нормального речевого развития ребенка // Основы Воспитательной работы с детьми: учебное пособие для Воспитателей, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. 2-е изд., испр. М.: АРКТИ, 2013. 240 с. 20. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 132 с. 65 21. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 223 с. 22. Рудакова, Н. П. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / Рудакова Н. П.// Логопед в детском саду. 2017. № 7. С. 14 – 23. 23. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2007. 144 с. 24. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Академический проспект, 2017. 399 с. 25. Сохин М. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 2015. 223 с. 26.Уварова Т. Б. Использование наглядно-игровых средств на занятиях по формированию грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. № 1. С. 29-34. 27. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. 256 с. 28. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 2015. 239 с. 35. 29.Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. пед. образования. М.. Академия, 2014. 256 с. 30. Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2012. 168 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Художественные возможности обработки полимерной глины, используемые при создании авторской интерьерной куклы
Количество страниц:
20
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Искусство
курсовая работа
Мошенничество: проблема квалификации
Количество страниц:
30
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
реферат
Основные лексические расхождения британского и американского английского
Количество страниц:
15
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Лексикология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image