ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 6 1.1 Общая характеристика понятия общение 6 1.2 Характеристика основных подходов к анализу понятия общения 17 Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 26 2.1 Организация и методы экспериментального исследования 26 2.2 Изучение коммуникативной компетентности в подростковом возрасте 28 2.3 Теоретические основы социально-психологического тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности в подростковом возрасте 32 2.4 Оценка эффективности проведенной работы 39 Глава 3 АНАЛИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 53 31. План проведения занятий социально-психологического тренинга 53 3.2 Опыт реализации модели развития коммуникативной компетентности подростков 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88 ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Коммуникативная компетентность личности подростка

дипломная работа
Психология
89 страниц
83% уникальность
2021 год
161 просмотров
Жмурова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 6 1.1 Общая характеристика понятия общение 6 1.2 Характеристика основных подходов к анализу понятия общения 17 Глава 2 ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 26 2.1 Организация и методы экспериментального исследования 26 2.2 Изучение коммуникативной компетентности в подростковом возрасте 28 2.3 Теоретические основы социально-психологического тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности в подростковом возрасте 32 2.4 Оценка эффективности проведенной работы 39 Глава 3 АНАЛИЗ ОПЫТА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА 53 31. План проведения занятий социально-психологического тренинга 53 3.2 Опыт реализации модели развития коммуникативной компетентности подростков 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88 ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Читать дальше
Актуальность темы. Современное общество немыслимо без общения, которое выступает необходимым условием полноценного формирования не только отдельных психических свойств, процессов и функций человека, но и человека в целом. Изучение научной литературы убеждает нас, что одной из основных, ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Для этого ребенку нужно знать особенности человеческой психологии, он должен овладеть навыками, которые облегчают общение, иметь знания о закономерностях восприятия и понимания, уметь слушать другого человека и воспринимать его как личность, уметь реагировать должным образом, а при необходимости оказывать влияние, давать возможность самовыражению, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние, владеть невербальными средствами общения (поза, мимика, жесты, телодвижения) и др.


Можете написать реферат на заказ ? Обратитесь к нам, в Work5.


. Общение приобретает особое значение в подростковом возрасте, поскольку оно является основной деятельностью. Для достижения взаимопонимания с собеседником подросток должен иметь способности, навыки и умения коммуникативной компетентности. Задача формирования и развития коммуникативной компетентности становится особенно актуальной в подростковом возрасте, что обусловлено возрастными особенностями данного периода. В подростковом возрасте значительно расширяется практика общения. Построение межличностных отношений становится предметом активности подростка, что способствует формированию коммуникативных умений и навыков, и, следовательно, личностному развитию школьника. Е.Л. Мелибурда отмечает, что компетентность в общении, кроме определенных коммуникативных умений и навыков, подразумевает вырабатывание адекватной ориентации личности в самом себе – личной психологической возможности, возможности партнера, в задаче и ситуации. Актуальность исследования заключена в чрезвычайной важности коммуникативных способностей в жизни каждой личности, тем более ребенка. Подростковый период это время, когда закладываются фундаментальные основы будущей жизни в обществе. Если подросток в данный период успешно научится выстраивать отношения с взрослыми, со своими родителями, а также одногодками, зависит их удовлетворение в будущем своей личной и профессиональной жизнью. Для того чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и гармонии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста. Таким образом, проблема формирования и развития коммуникативной компетенции является актуальной в психологии, и ее решение имеет немаловажное значение, не только для конкретного человека, но и для общества в целом. Несмотря на активное исследование проблемы коммуникативной компетентности у подростков (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Г. Уиддоусон, С. В. Знаменской, С. З. Еникеев, И. П. Кравченко, И. В. Кузьменко), вопрос о сущности коммуникативной компетентности до сих пор не имеет однозначного ответа. Именно поэтому целью нашего исследования стало изучение коммуникативной компетентности в подростковом возрасте. Объект исследования – коммуникативная компетентность личности. Предмет исследования – особенности коммуникативной компетентности в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: коммуникативная компетентность подростков характеризуется такими особенностями, как способность оценивать ситуацию общения, умение проявления отражённого поведения, эмпатии, стремление вступать в связь с окружающими, умение управлять течением коммуникативного акта. Для проверки гипотезы, сформулированы следующие задачи исследования: - изучить общую характеристику понятия общения; - охарактеризовать основные подходы к анализу понятия общение; - раскрыть общую характеристику коммуникативной стороны общения; - определить понятие и содержание коммуникативной компетентности; - рассмотреть пути формирования коммуникативной компетентности личности; - провести эмпирическое исследование; - проанализировать полученные результаты. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы: 1. Теоретические: сравнительный анализ, обобщение, систематизация, моделирование, проектирование. 2. Эмпирические: наблюдение, опрос, беседа, тестирование; анализ коммуникативной деятельности: методы математической обработки полученных данных Структура дипломной работы определяется логикой и последовательностью задач и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.

Читать дальше
По мнению многих психологов, общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. «Коммуникативная компетентность» - с одной стороны, как ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, а с другой - как такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе...». Неблагополучные взаимоотношения с товарищами складываются от того, что коммуникативная компетентность сформирована недостаточно, поэтому негативно отражаются на эмоциональном состоянии подростков. В процессе становления личности развитие коммуникативной компетентности имеет несколько источников: идентификация взрослым, усвоение культурного наследия, наблюдения за поведением других людей, проигрывание в воображении коммуникативных ситуаций. Для снижения агрессивности и повышения уровня взаимопонимания подростков нужно использовать активные методы социально-психологического воздействия на подростка. Социально-психологический тренинг является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении подростков. Занимались разработкой групповых форм тренинга К. Левин, К. Роджерс, Л. Брадфорт, Р. Липпит, М . Форвер. В отечественной социальной психологии существуют два основания для построения такого рода тренингов: направленность на обретение богатой и разнообразной палитры общения и тренинг психологического консультирования трудностей в общении. Целью нашего экспериментального исследования было изучение и формирование коммуникативной компетентности у подростков посредством социально-психологического тренинга. При исследовании мы использовали: 1. Адаптированный вариант американского тест-опросника коммуникативных умений Л. Михельсона в адаптации Ю. З. Гильбуха, 2. Методика «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского. 3. Методика «Оценка отношений подростка с классом». На констатирующем этапе результат диагностики показал, что больше половины класса имеют низкий уровень коммуникативной компетентности. Подростки не знают, как вступить в контакт с другими членами группы и правильно реагировать на провокационное поведение собеседника, а на справедливую критику, на знаки внимания, они не знают, как обратиться к сверстнику с просьбой, они не являются контактными. Не способны к сопереживанию, пониманию мимики, не имеет убедительной речи. Они рассматривают группу как нейтральную или как средство продвижения определенных индивидуальных целей. Ученики избегают совместных форм деятельности, отдавая предпочтение индивидуальной работе и ограничивая контакты. Они не умеют находить компромисс, принимать решения. После проведения специально разработанного социально-психологического тренинга, состоящего из трех блоков: эмоционального, поведенческого, когнитивного, провели повторную диагностику с помощью тех же диагностических методик и сравнили полученные результаты. Уровень развития коммуникативной компетентности у подростков экспериментальной группы увеличился в 3 раза. Больше половины подростков имеют «коллективистический» тип восприятия группы, это означает, что на первый план для них выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом; стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Подростки воспринимают группу как самостоятельную ценность, появились доверительные отношения друг к другу. Больше половины подростков экспериментальной группы стали более общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают, любознательны, охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения, без вспыльчивости. На основе полученных результатов можно сделать вывод, об эффективности данного социально-психологического тренинга, направленного на формирование коммуникативной компетентности у подростков, и состоящего из эмоционального, поведенческого и когнитивного блоков и, проводимый систематически, эффективен, так как подростки приобрели навыки вербальной и невербальной речи, способность к эмпатии, навыки управления собой, навыки принятия решений, нахождение компромисса. Полностью решены поставленные нами задачи социально-психологического тренинга, а именно: 1. Дети научились навыкам общения: в составе группы, в парном взаимодействии, при активном слушании, при вступлении в контакт. 2. Отработали навыки понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми. 3. У детей развились способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений. 4. Подростки обучились умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 
Читать дальше
1. Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа: автореф. дис... канд. пед. наук. Красноярск: КГПУ, 2000.24 с. 2. Биркенбиль В. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех. М.: ФАИР-Пресс. 2002. 352 с. 3. Бортникова, Л. Г. Осознанная саморегуляция произвольной активности подростков в контексте реализации ведущего типа деятельности [Электронный ресурс] / Л. Г. Бортникова, Д. Б. Петрова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 1. - С. 163-169. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/ journalArticle/231114/#1 (дата обращения: 15.12.2020). 4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Ось- 89», 2011. — 224 с. 5. Донцов А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 208 с. 6. Ионов А.С. Социально-философский анализ проблем исследования коммуникативной деятельности. Автореф. дис. М., 2006, с. 5. 7. Кава Р. Как работать с трудными людьми : пер. с англ. / Р. Кава. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 300 с. 8. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с. 9. Козлова О.Н. Социология: Учебное пособие /О.Н. Козлова. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 154 – 176. 10. Масальская, Ю. А. Влияние межличностных отношений в подростковом возрасте на формирование личности [Электронный ресурс] / Ю. А. Масальская // Вестник инновационного евразийского университета. - 2017. - № 2. - С. 73-76. 11. Мелибруда, Е. Я - ТЫ - МЫ. Психологические возможности улучшения общения / Е. Мелибруда; пер. Е. В. Новиковой,- М.: Прогресс, 1986. - С. 128. 12. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 2010. 112 с. 13. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., доп. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 200 с. 14. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ. 2017. 216с. 15. Петровский, А. В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. - М. : Педагогика, 1987. - 311 с. 16. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. М.: Новая школа. 2015. 391 с. 17. Психология. Словарь / под общ. ред.: А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 244 с. 18. Слепухина Г. В. Нравственное развитие старшеклассников во взаимодействии субъектов образовательного процесса : дис. ...канд. пед. наук. / Г. В. Слепухина. - Магнитогорск, 2003. - 184с. 19. Социальная психология. Словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т./ ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 66с. 20. Шарков Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социс, 2001, №8, 53 с. 21. Юдина, А. И. Факторы влияния на социализацию подростков в условиях трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс] / А. И. Юдина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 24. - 242 С. 22. http://www.nazarchuk.com/articles/article20.html (время обращения 05.01.2021) 
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Организационно-правовые основы деятельности подразделений дознания органов внутренних дел
Количество страниц:
79
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Юриспруденция
дипломная работа
Использование грудничкового плавания в целях физического развития детей
Количество страниц:
60
Оригинальность:
79%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Физкультура
курсовая работа
Управление брендом работодателя: теория и практика применения
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image