ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….. .6 1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма………………...…6 1.2. Причины и проявления нарушений письма………………………............ 9 1.3.Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением письма………………………………………………………….16 ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………...20 2.1. Методика выявления речевых нарушений………………………………..20 2.2. Организация констатирующего эксперимента…………………...............22 2.3. Результаты обследования речевых нарушений (оптической дисграфии)23 2.3.1. Результаты обследование моторной сферы………………………...…...23 2.3.2. Результаты обследование звукопроизношения ………………………...30 2.3.3.Результаты обследование фонематического восприятия и фонематического слуха ………………………………………………………...32 2.3.4. Результаты обследования письма …………………………………….…36 ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ………………………………………….....44 3.1. Анализ методической литературы по проблемам коррекции дисграфии …………………………………………………………………………………….44 3.2. Система коррекционных мероприятий по преодолению оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста на логопедических занятиях…………………………………………………………………………..47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..53 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61

Преодоление оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста на логопедических занятиях

курсовая работа
Педагогика
60 страниц
81% уникальность
2021 год
43 просмотров
Шляхтина П.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….. .6 1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма………………...…6 1.2. Причины и проявления нарушений письма………………………............ 9 1.3.Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением письма………………………………………………………….16 ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ОПТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………...20 2.1. Методика выявления речевых нарушений………………………………..20 2.2. Организация констатирующего эксперимента…………………...............22 2.3. Результаты обследования речевых нарушений (оптической дисграфии)23 2.3.1. Результаты обследование моторной сферы………………………...…...23 2.3.2. Результаты обследование звукопроизношения ………………………...30 2.3.3.Результаты обследование фонематического восприятия и фонематического слуха ………………………………………………………...32 2.3.4. Результаты обследования письма …………………………………….…36 ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ………………………………………….....44 3.1. Анализ методической литературы по проблемам коррекции дисграфии …………………………………………………………………………………….44 3.2. Система коррекционных мероприятий по преодолению оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста на логопедических занятиях…………………………………………………………………………..47 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..53 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….55 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….61
Читать дальше
Обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребёнком навыков письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучения. Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурно-функциональных компонентов, многих психических функций. Письмо тесно связано с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.


Узнайте стоимость написания кандидатской диссертации в Красноярске . Заходите на Work5.


. Однако сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом. У детей младшего школьного возраста достаточно часто диагностируют нарушение письма. Это оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психологического развития ребёнка. По данным разных авторов (М.С. Грушевская, А.Н. Корнев, М.М. Безруких), в России дисграфия выявляется у 10% – 25% учеников начальных классов. Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.) [33] Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией (О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова) [28.36], часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка. Имеется ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ (И.Н. Садовникова, А.Ф.Спирова, А.В. 5 Ястребова). В отдельных исследованиях представлен анализ некоторых механизмов нарушения письма (О.Б.Иншакова, А.Н.Корнев, Р.Е.Левина). [42,44,54] Проявление дисграфии могут иметь разные причины и проявлений, в виде стойких повторяющихся ошибок на письме, которые возникают у младших школьников общеобразовательной школы, не имеющих нарушения интеллектуального развития, зрения и слуха. В связи с этим требуется глубокий анализ состояния устной речи на основе, которой формируется навык письма. Одни и те же по внешним проявлениям ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы и для определения механизма необходимо учитывать весь симптомокомплекс особенностей письма. В этой связи выявление и коррекция дисграфии у младших школьников является актуальной проблемой. Эта проблема определила цель исследования: изучение особенностей коррекции дисграфии, в частности оптической, и разработка системы коррекционных мероприятий, направленных на преодоление оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста на логопедических занятиях Объект исследования: процесс письма у младших школьников с оптической дисграфией Предмет исследования: определение направлений и содержания работы по преодолению оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста на логопедических занятиях. В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования решаются следующие задачи исследования: 1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме коррекции дисграфии. 2. Подобрать методики выявления оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста. 3. Разработать систему коррекционных мероприятий, направленных на преодоление оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста на логопедических занятиях. Методологическая основа исследования: взгляды Л.С. Выготского о единстве развития речи и психических функций; принципы анализа речевых патологий, разработанных Р.Е. Левиной; учение П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Методы исследования: теоретические (анализ специальной литературы по проблеме исследования); эмпирические (проведение констатирующего педагогического эксперимента, проведение обучающего эксперимента); интерпретационные (выявление детей с нарушениями устной и письменной речи). Полученные результаты были подвергнуты обработке с помощью методов математической статистики. Структура курсовой работы на тему «Преодоление оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста на логопедических занятиях» состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Читать дальше
Анализ литературы показал, что письмо – это сложный процесс, в основе которого лежат психофизиологические механизмы. Сложность и значимость проблемы по коррекции нарушений письма, обусловлена количеством различных подходов к классификации дисграфии, причин, механизмов и симптоматики нарушений. Сформированность у детей младшего школьного возраста устной речи, зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, соматопространственных ощущений, подвижности, переключаемости, устойчивости и сформированности общего поведения (регуляция, саморегуляция, контроль над действиями, намерения, мотивами поведения) позволит ребенку без труда освоить навыки письма. Качественные и количественные результаты обследования показали, что в общеобразовательной школе в начальных классах существуют дети со специфическими ошибками на письме. Обработка результатов обследования показала прямую связь между нарушениями устной и письменной речи Обследование моторной сферы показало нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики у всех детей, звукопроизношение имеет мономорфный и полиморфный характер, а основные ошибки на письме связаны с несформированностью фонетико-фонематической стороны речи. Большинство испытуемых, при обследовании письма, показали наличие дисграфических ошибок на письме, в виде пропусков букв и слов, замен и смешения букв, ошибки связанные с нарушением лексико-грамматического строя речи и орфографические и оптические ошибки. Анализ результатов констатирующего эксперимента, показал, что все дети, отобранные нами, испытывают трудности в обучении письму и требуют коррекционной работы для улучшения речевого развития. Адекватно разработанные перспективные планы для каждого учащегося, с учетов выявленных потребностей, правильно подобранные методы и приемы коррекционной работы для исправления нарушений устной речи и письма, несомненно, дадут положительную динамику развития общей моторики, мелкой моторики, моторики артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения, развитие функций фонематического слуха и восприятия и позволит устранить специфические ошибки на письме, обусловленные недоразвитием фонематических процессов
Читать дальше
1. Андреева, С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьмидисорфографиками [Текст] / С. Л. Андреева // Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки. – 2003. – №43. – С. 76-84. 2. Анищенкова, Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Е.С. Анищенкова. – М. : АСТ: Астрель,2007. – 61 с. 3. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П. К. Анохин. – М. : Медицина,1975. – 448 с. 4. Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция [Текст] / Т. В. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / отв. ред. М. Г. Храковская. – СПб.: Акционер и К, 2004. – С. 225-245. 5. Бастуй, Н. А. Нейропсихологический анализ причин школьной неуспеваемости [Текст] / Н. А. Бастуй // Тезисы докладов 1 Международной конференции памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1997. 6. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 703 с. 7. Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н. Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. – М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001 – С. 193-199 8. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст]/ И.Т. Власенко.– М. : Педагогика,1990. – 184 с. 9. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. – М. –Л. : Гос. учеб.-пед. изд-во, 1934. – 324 с. 66 10. Выготский, Л.С. Предистория письменной речи [Текст] // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей / Л. С. Выготский. – М.–Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. – С. 73-95 11. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Психология как объективная наука. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. – С. 272-317. 12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : изд. Детство-Пресс, 2007. – 472с. 13. Гришвина, А. В. Игры – занятия с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речевого развития [Текст] / А. В. Гришвина, Е. Я. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. – М. : Просвещение, 1988. – 93с. 14. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма [Текст] / Е. В. Гурьянов. – М. : Учпедгиз, 1959. – 264 с. 15. Демьянов, Ю. Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков [Текст] : автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук : 767 / Ю. Г. Демьянов / Ленингр. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. – Ленинград, 1971. – 20 с. 16. Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи [Текст] : метод. пособие / О.В.Елецкая, Н.Ю.Горбачевская; под ред. О. В. Защиринской. – СПб. : Речь, 2005. – 180с 17. Елецкая, О.В. Организация логопедической работы в школе [Текст] / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : Сфера, 2006. – 192с. 18. Ефименкова, Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст]. / Л. Н. Ефименкова – М. : Просвещение, 1972. –206с. 19. Иванов, Е . С. Психические и речевые нарушения у детей [Текст]. / Е.С. Иванов. : – Ленинград : ЛПИ, 1979. – 99 с. 67. 20. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. – М. : Владос, 2000. – 280 с. 21. Калмыкова, З.И. Отстающие в учении школьники: Проблемы психического развития [Текст] / под редакцией Калмыковой З.И., Кулагиной И.Ю., - М. : Педагогика, 1986, – 180 с. 22. Колповская, И. К., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / И. К. Колповская, Н.А. Никашина, Л. Ф. Спирова. –М.: Просвещение, 1989.–с. 305. 23. Корнев, А. Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А.Н. Корнев. – М. : СПб : Гиппократ, 1995. –224 с. 24. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] : Учебно-методическое / А. Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 1997. – 286 с. 25. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 304с. 26. Лалаева, Р.И. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников [Текст] : учебнометодическое пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб: Образование,1997. – 172 с. 27. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] : учебное пособие / Р. И. Лалаева. – СПб. : СОЮЗ, 1998.– 264 с. 28. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 2004. – 129 с. 29. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст] : учеб.-метод. пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб. : Союз, 2001. – 224 с. 30. Левина, Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / – М., АПН РСФСР, 1961. – 310 с. 68. 31. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие / Е.А. Логинова; под ред. Л.С. Волковой. – СПб., 2004. –208с. 32. Лурия, А. Р. Очерки психофизиологического письма. Письмо и речь [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : ИЦ «Академия», 2002. – 77 с. 33. Максимишина, С. А. Логопедическая работа по коррекции оптической дисграфии у младших школьников [Текст] / С. А. Максимишина // Молодой ученый. – 2017. – №22. – С. 182-183. 34. Мисаренко, Г. Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы [Текст] / Г. Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 1. – С. 4-10. 35. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников [Текст] / Н.А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1965. – С. 46-66. 36. Парамонова, Л. Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. [Текст] / Л.Г. Парамонова / – СПб., 1996. – 384 с. 37. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. – Спб.: СОЮЗ, 2001 – 286 с. 38. Поваляева, М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи [Текст]: учебное пособие / М. А. Поваляева. –Ростов на Дону: Феникс, 2006.– 122 с. 39. Поваляева, М.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст]: пособие для логопедов: / М. А. Поваляева. – Ростов на Дону: Феникс, 2009. – 47 с. 40. Русецкая, М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: анализ речевых и зрительных причин [Текст] : монография / М. Н. Русецкая. - СПб : КАРО, 2007. - 191 с. 41. Савина, Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошко- 69 льников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Л. П. Савина – М.: АСТ, 1999. – 48с. 42. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И. Н. Садовникова. – М. : Владос, 1997. – 256 с. 43. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] : учеб.-метод. пособие для логопедов и дефектологов / И. А. Смирнова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 320 с. 44. Спирова, Л. Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Дефектология. –1988. – № 5. – С.3 45. Токарева, О.А. Расстройств чтения и письма [Текст] / О. А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / под общ. ред. С. С. Ляпидевского. – М., М., 1969. – С. 190-212. 46. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2005. – 50 с. 47. Хватцев, М. Е, Аграфия и дисграфия [Текст] / М. Е. Хватцев // Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. – С.113-120. 48. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] : Пособие для студентов пед. ин-тов, методистов и воспитателей дет. садов / проф. М. Е. Хватцев. - 2-е изд., испр. и доп. – М. : Учпедгиз, 1961. – 207 с. 49. Хомская, Е. Д. Нейропсихология [Текст] : учеб. для студентов по направлению «Психология» и спец.»Психология» и «Клинич. Психология» / Е. Д. Хомская. –3-е изд., перераб. и доп. – СПб [и др.]: Питер, 2003. – 496 с. 50. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст]: учеб. пособие / Л. С. Цветкова; Моск. психол.-социал. ин-т. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; 70 Воронеж: МОДЭК, 2005. – 360 с. 51. Цветкова, Л. С. Мозг интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л. С. Цветкова. – М. : Просвещение,1995. –304с. 52. Эльконин, Д. Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Б.Эльконин // Доклады АПН РСФСР.. – 1957. – №1. – С.107-110. 53. Яковлев, С. Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов в письме у учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Ленингр. гос. пед. ин-т А. И. Герцена. – Ленинград, 1988. – 156 с. 54. Ястребова, А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / А. В. Ястребова – М. : АРКТИ, 1997. – 214с. 55. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма [Текст] / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с. 56. Ястребова, А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений [Текст] / А. В. Ястребова. – М. : АРКТИ, 1999. – 120 с. 57. Яструбиннская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Яструбиннская // Логопедия. – 2004. – №2. – С.60-70. 71
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Роль государства в регулировании цен
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Микроэкономика
реферат
Проблемы и противоречия на рынке капитала.
Количество страниц:
11
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Роль самооценки в развитии нравственных качеств дошкольников
Количество страниц:
43
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image