ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I КОММУНИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 6 1.1 Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии 6 1.2 Виды педагогических коммуникаций 13 1.3 Структура педагогической коммуникации 18 ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ДОМИНИРУЮЩИХ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ 23 2.1 Описание методик по определению стилей педагогического общения педагогов 23 2.2 Выявление и анализ доминирующих стилей общения педагогов 27 2.3 Рекомендации по развитию коммуникации в педагогическом процессе 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Использование различных средств коммуникаций в педагогическом процессе»

курсовая работа
Педагогика
45 страниц
57% уникальность
2020 год
29 просмотров
Филимоненко В.
Эксперт по предмету «Теория и методология обучения и воспитания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I КОММУНИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ 6 1.1 Коммуникации: понятие и основные подходы в психологии 6 1.2 Виды педагогических коммуникаций 13 1.3 Структура педагогической коммуникации 18 ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ДОМИНИРУЮЩИХ СТИЛЕЙ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ 23 2.1 Описание методик по определению стилей педагогического общения педагогов 23 2.2 Выявление и анализ доминирующих стилей общения педагогов 27 2.3 Рекомендации по развитию коммуникации в педагогическом процессе 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Читать дальше
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, обусловили необходимость подготовки педагогов, обладающих новым профессиональным мышлением, высокой мобильностью, компетентностью, ориентацией на реализацию процессов социализации и профессионализации личности, гуманизации и демократизации педагогического процесса. В этой связи профессиональные и общественные достижения человека в значительной степени зависят от совокупности сформированных профессиональных умений у будущих учителей и, в частности коммуникативных умений [4, с. 12]. Коммуникативные умения педагога следует рассматривать как условие его педагогической деятельности, являющейся по существу многогранным и многоплановым процессом общения педагога с учащимися, их родителями, коллегами по работе и администрацией школы, с представителями различных общественных организаций, т.


Если ищете срочно курсовые на заказ в Краснодаре ? Сервис Work5 поможет.


.е. со всеми субъектами образовательного процесса. Коммуникативные умения являются важными профессиональными умениями педагога. Они обеспечивают выполнение функций педагогического общения, составляют содержание требований к коммуникативной педагогической деятельности, создают представление об уровне профессионально-коммуникативной культуры педагога. Поскольку педагогический процесс представляет собой взаимодействие между педагогом и учащимися, а значит, его результат во многом зависит от характера общения. Сегодня учитель является не столько источником информации, сколько другом, наставником, руководителем самостоятельного поиска знаний детьми. Поэтому в новых условиях образовательной политики все чаще на смену традиционным принципам организации обучения и воспитания, основанным на воздействии личности учителя на воспитанников, приходит принцип сотрудничества между детьми и педагогом. А реализоваться он может только при умелой организации обучения, грамотно выстроенных взаимоотношениях с детьми [7, с. 85]. Общение сложный, многогранный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя не только обмен информацией, но и выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания. Таким образом, общение между учеником и учителем рассматривается не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга. Педагогическое общение состоит из 2-х компонентов: вербального и невербального. С одной стороны, они дополняют друг друга, с другой - противоречат. Актуальность изучения вопросов, касающихся стиля педагогического коммуникации и взаимодействия, связана с тем влиянием, которое он оказывает на становление личности детей, на возникновение конфликтных ситуаций, споров и разногласий между участниками педагогического процесса, сказывающихся на его ведении и усвоении материала. Можно с уверенностью сказать, что от выбора стиля педагогической коммуникации зависят многие компоненты процесса обучения. Объект исследования: средства коммуникаций в педагогическом процессе. Предмет исследования: стили педагогического общения и взаимодействия. Цель исследования: изучение средств педагогических коммуникаций Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Дать определение педагогической коммуникации 2. Изучить классификацию средств коммуникации 3. Изучить стили педагогического общения и взаимодействие 4. Дать характеристику стилям педагогического общения 5. Разработать рекомендации по развитию педагогических коммуникаций Практическая значимость работы связана с возможностью активного применения результатов исследования в сфере развития человеческих ресурсов в педагогической среде с целью решения прикладных проблем в области педагогической психологии и психологии личности, таких как оптимизация стиля взаимодействия педагога и ученика, развития индивидуального стиля деятельности педагога, формирование педагогического стиля с учетом отдельных характеристик эмоционального интеллекта, саморегуляции эмоциональных состояний в педагогической деятельности. Научная новизна исследования заключается в следующем: • охарактеризована сущность педагогических коммуникаций; • выявлен диагностический инструментарий коммуникаций педагога. В качестве методов исследования использовались: теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, экспериментальные методы, направленные выявление уровня коммуникации педагога. База исследования: ОУ. Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные мероприятия будут способствовать эффективному развитию средств коммуникации педагогов. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Читать дальше
Стиль педагогической коммуникации - устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами по работе. Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога и его представления о собственной роли в этом процессе. В психолого-педагогической литературе эта проблема, как правило, рассматривается в связи со стилем педагогической деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей, базирующихся на разных основаниях. Например, выделяются в качестве противопоставляемых друг другу регламентированный и импровизационный стили педагогического взаимодействия, которые могут также рассматриваться как стили педагогического общения. В стиле педагогического общения находят выражение различные способности педагога - от коммуникативных до творческих, - а также проявляется характер уже сложившихся отношений между учителем и учениками. В характере общения учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся и психологический склад личности учителя. Стиль общения отражает общую и педагогическую культуру, а также профессиональные навыки и нравственные особенности педагога. Существуют разнообразные классификации стилей педагогического общения. Самой распространенной и общепринятой является их подразделение на авторитарный, демократический и либеральный. При авторитарном стиле общения педагог самостоятельно и беспрекословно разрешает все вопросы и проблемы, которые касаются как целого классного коллектива, так и каждого ученика. Он единолично, исходя из собственных мыслей и установок, определяет цели, задачи, характер взаимодействия, а также субъективно оценивает результаты деятельности. При данной модели педагогического общения обучающиеся не имеют права инициативы, права выбора и голоса, даже в делах, которые непосредственно касаются их самих, самостоятельность оценивается отрицательно, творческое развитие отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики диктата и опеки. В данной ситуации нередки многочисленные споры, конфликты, устойчивые негативные отношения среди учеников к персоне учителя и к самому предмету в частности вследствие постоянного противодействия педагога и учеников. Учителей, придерживающихся данной схемы, можно охарактеризовать, как невнимательного к проблемам и личности детей, неадекватного и жесткого в оценивании достижений учеников, непонимающего их мыслей и чувств. Авторитарный стиль общения может спровоцировать неадекватную самооценку учащихся, подавление своей личности и интересов, формирование комплексов, привычку подчиняться, формирует различные психические и психологические отклонения и неврозы. Либеральный стиль общения предполагает минимальную ответственность педагога за результаты своей деятельности, а в частности – его стремление минимизировать свое участие в процессе обучения, воспитания и развития детей. Такие педагоги лишь формально выполняют свои обязательства, реализуя тактику невмешательства, в основу которой положено равнодушие, безразличие к учащимся, их проблемам, успехам и достижениям. Как следствие, мы можем назвать попустительское отношение, отсутствие контроля за обучением и действиями детей, за их развитием. И дисциплина, и успеваемость в таких классах, как правило, неудовлетворительная. Среди общепринятых особенностей данного стиля мы можем перечислить недоверие, дистантные отношения и обособленность как педагога, так и учеников, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения. Прямо противоположным явлением к вышеперечисленным стилям является демократический стиль поведения. В данном виде общения учитель ориентируется на ученика как на субъекта учебного процесса и общения, в отличие от других стилей. Демократический стиль общения – единственный действенный способ организации сотрудничества. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам, но социально-психологический климат в их классах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. В эмпирической части исследования были исследованы закономерности взаимного влияния уровня эмоционального интеллекта и проявлений стиля педагогической деятельности. В результате выявлены особенности эмоционального интеллекта педагогов с выраженными показателями авторитарности в стиле взаимодействия с детьми. Эмоциональный интеллект этой группы педагогов можно охарактеризовать как негармонично проявляющийся. Наряду с достаточно высокими данными по шкале «межличностный эмоциональный интеллект», отмечается в целом неплохая способность к пониманию эмоций и управлению эмоциями. По результатам исследования были разработаны рекомендации для педагогов по повышению педагогической коммуникации.
Читать дальше
1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. — Издание второе, перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2015. — 288 с. 2. Андреева И. Н. Когнитивные стратегии эмоциональной саморегуляции в педагогической деятельности [Текст] / И.Н. Андреева // Весцi БДПУ, 2008. — № 4. — С. 31-35. 3. Андреева И. Н. О становлении понятия «Эмоциональный интеллект» [Текст] / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. — 2018. — №5. — С. 83-95. 4. Андреева И. Н. Способности эмоционального интеллекта: гендерные различия [Текст] / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы международной научно-практической конференции. — Санкт-Петербург.: СПбИУиП. - Ч.1, 2017. — С.12-15. 5. Асмаковец Е. С. Психологические факторы и условия развития эмоциональной гибкости учителя [Текст] / Е.С. Асмаковец. — М.: Ифра– М, 2000. — 123 с. 6. Батурин Н. А. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность [Текст] / Н.А. Батурин, Л.Г. Матвеева // Вестник ЮУрГУ. — 2016. — № 42. —С. 4-10. 7. Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия [Текст] / Э. Берн. - Пер. с англ. — 2-е издание. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2013. — 320 с. 8. Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. — 436с. 9. Вавилов Ю. П. Психологический анализ стилей педагогического общения [Текст] / Ю.П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник. — 2017. — № 4. — Том II (Психолого-педагогические науки), — С. 286-289. 10. Выготский Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. — М.; Л.: Учпедгиз, 1934. — 356 с. 11. Вяткин Б. А. Структура индивидуального стиля педагогических воздействий воспитателя и его системообразующая функция [Текст] / Б.А. Вяткин, А.Г. Исмагилова. — Пермь: Академия, 2018. — 154 с. 12. Горбунова Н.Ф. Проектирование и технология реализации комплексной системы формирования речевой коммуникативной культуры студентов технического вуза: Автореф. дис. . канд. пед. наук: — Воронеж, 2002. — 25 с. 13. Детская практическая психология. Под редакцией проф. Марцинковской Т. Д. —М.: Академия, 2015. — С. 122-127 14. Зимняя И. А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. —М.: Академия, 2000. — 277 15. Карпов А. В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма [Текст] / А.В. Карпов, А.С. Петровская // Вестник интегративной психологии». — 2016. — № 4., — 320 с. 16. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю.. Педагогический словарь. —М.: Академия, 2015. — 94 с. 17. Коджаспирова Г.М.. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. —М.: Академия, 2018. — 169 с. 18. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. —Москва : Академия, 2002. — 193 с. 19. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. — М., 1984. — 445 с. 20. Люсин Д. В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты [Текст] / Д.В. Люсин // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен / Под ред. Г.А. Емельянова. — М.: Смысл, 2000. — 450 с. 21. Немов Р.С. Общая психология. — Питер. 2008. — С. 44-45. 22. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха [Текст] / Г. Орме. — М.: КСП+, 2017. — 272 с. 23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с. 24. Симонов В.Л. Урок как система деятельности учителя и учащихся [Текст] / В. Симонов // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2015. — № 1. — C. 36 – 42 25. Философский словарь. —М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль, 2015. —420 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Социальные проблемы регионального развития
Количество страниц:
35
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Государственное и муниципальное управление
курсовая работа
Профессиональные требования к руководителю учреждения социальной защиты населения
Количество страниц:
54
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Управление
курсовая работа
Воспитание у младших школьников бережного и гуманного отношения ко всему живому
Количество страниц:
40
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image