Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты развития логического мышления у младших школьников путем решения текстовых задач 6 1.1 Понятие «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте 9 1.3 Текстовые задачи как средство развития логического мышления у младших школьников 12 Выводы по главе 1 15 Глава 2 Опытно-практическая работа по развитию логического мышления у младших школьников путем решения текстовых задач 16 2.1 Исследование уровня сформированности логического мышления у младших школьников 16 2.2 Содержание работы по развитию логического мышления у младших школьников путем решения текстовых задач 20 2.3 Анализ результатов опытно-практической работы 26 Выводы по главе 2 28 Заключение 29 Список используемой литературы 30 Приложение 33

Развитие логического мышления у младших школьников путем решения текстовых задач

дипломная работа
Языки
30 страниц
75% уникальность
2020 год
52 просмотров
Заварзина Ю.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1 Теоретические аспекты развития логического мышления у младших школьников путем решения текстовых задач 6 1.1 Понятие «логическое мышление» в психолого-педагогической литературе 6 1.2 Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте 9 1.3 Текстовые задачи как средство развития логического мышления у младших школьников 12 Выводы по главе 1 15 Глава 2 Опытно-практическая работа по развитию логического мышления у младших школьников путем решения текстовых задач 16 2.1 Исследование уровня сформированности логического мышления у младших школьников 16 2.2 Содержание работы по развитию логического мышления у младших школьников путем решения текстовых задач 20 2.3 Анализ результатов опытно-практической работы 26 Выводы по главе 2 28 Заключение 29 Список используемой литературы 30 Приложение 33
Читать дальше
Актуальность исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития страны обществу нужны творческие люди, высокообразованные, обладающие высоким уровнем развития мышления. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо оперировать понятиями, выстраивать суждения и умозаключений, применять логические операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Логическое мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Проблема развития логического мышления актуальная для детей младшего школьного возраста.


Если вы не знаете, где заказать магистерскую диссертацию в Томске . Воспользуйтесь сервисом Work5.


. Это определено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в котором прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе познавательных (логических). В данных условиях педагог должен организовать учебную деятельность с учетом требований ФГОС НОО и проектировать урок на основе системно-деятельностного подхода, направленного на формирование логических универсальных учебных действий. Для этого необходимо выбрать эффективные средства, к которым можно отнести текстовые задачи. Изучаемые на уроках математики задачи зачастую допускают несколько альтернативных подходов к решению, что позволяет учащимся узнать новые факты о различных объектах и явлениях окружающей действительности, их свойствах, выявить различные взаимосвязи и произвести обобщения. Проблемой развития мышления занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков др.) Необходимость целенаправленного развития мышления ребенка обоснована в работах Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Эти авторы указывают, что совершенствование и развитие приемов мыслительной деятельности является основой для умственного развития младших школьников. При этом в научной и методической литературе недостаточно раскрыты особенности организации обучения, направленного на развитие логического мышления путем решения текстовых задач. Это определяет проблему исследования: каковы методы и приемы развития логического мышления у младших школьников в процессе решения текстовых задач? Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка методов и приемов развития логического мышления у младших школьников путем решения текстовых задач. Объект исследования: процесс развития логического мышления у младших школьников. Предмет исследования: методы и приемы развития логического мышления у младших школьников путем решения текстовых задач. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и раскрыть понятие «логическое мышление». 2. Рассмотреть особенности развития логического мышления в младшем школьном возрасте. 3. Раскрыть сущность и виды текстовых задач на уроках математики в начальной школе. 4. Выявить уровень сформированности логического мышления у младших школьников. 5. Раскрыть содержание работы по развитию логического мышления у младших школьников путем решения текстовых задач. 6. Провести анализ результатов опытно-практической работы. Методы исследования: – теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, классификация); – эмпирические методы (тестирование, наблюдение, эксперимент). Этапы исследования: – подготовительный (теоретический): проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования логического мышления у младших школьников; – основной (опытно-экспериментальный): определены методы и приемы, способствующие развитию логического мышления у младших школьников в процессе решения текстовых задач; – завершающий (итоговый): осуществление анализа результатов проведенного исследования, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы. Экспериментальная база исследования: МБОУ «Сарафановская СОШ» Томская область, Молчановский район, с. Сарафановка. Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса методов и приемов развития логического мышления у младших школьников посредством текстовых задач. Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложение.

Читать дальше
В результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что логическое мышление – это вид мышления, осуществляемого посредством операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и других. Логическое мышление формируется в процессе онтогенеза, в том числе в младшем школьном возрасте в ходе учения при освоении учебного материала. Важная роль в развитии логического мышления младших школьников принадлежит математике. Для развития логического мышления младших школьников на уроках математики можно использовать текстовые задачи. В ходе решения текстовых задач необходимо создать условия для развития логического мышления младших школьников. Диагностика логического мышления младших школьников была направлена на выявление уровня сформированности логических операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Для развития логического мышления у младших школьников на уроках математики использовались текстовые задачи открытого типа, задачи с несколькими вариантами решения. Эффективность проведенной работы подтверждена результатами повторной диагностики. У младших школьников повысился уровень логического мышления, увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем сформированности логических операций. Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Читать дальше
образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещения, 2019. – 65 с. 2. Бажан З.И. Организация деятельности младших школьников при обучении решению текстовых задач разными способами [Текст] / З.И. Бажан, Е.В. Цымбалюк // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 54-1. – С. 35-40. 3. Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2015. – 142 с. 4. Гаврилова О.Я. Решение конвергентных задач младшими школьниками в условиях варьирования мотивационных установок [Текст] / О.Я. Гаврилова // Гуманитарные науки. – 2017. – № 4 (40). – С. 139-145. 5. Гебекова А.Н. Решение логических текстовых задач в начальной школе как один из способов развития творческих способностей младших школьников [Текст] / А.Н. Гебекова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 19. – С. 87-94. 6. Зак А.З. Возрастная динамика критического мышления в начальной школе [Текст] / А.З. Зак // Оригинальные исследования. – 2019. – Т. 9. № 4. – С. 44–51. 7. Истомина Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач [Текст] / Н.Б. Истомина, Н.Б. Тихонова // Начальная школа. – 2011. – № 6. – С. 30-34. 8. Крачковский С.М. Дивергентные задачи по математике и их визуальные образы [Текст] / С.М. Крачковский. – Москва: Наука, 2016. – 218 с. 9. Мальцева Е.В. Использование моделирования в процессе формирования общих умений младших школьников по решению текстовых задач [Текст] / Е.В. Мальцева, М.А. Марсекеева // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2016. – № 9. – С. 168-172. 10. Мендыгалиева, А.К. Организация учебной деятельности младших школьников на урках математики при обучении решению задач [Текст] / А.К. Мендыгалиева, Н.В. Суханова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 3-5. – С. 82-85. 11. Муртазина Н.А. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе поиска различных путей решения текстовой задачи [Текст] / Н.А. Муртазина // Инновационная наука в глобализующемся мире. – 2015. – № 1 (2). – С. 68-74. 12. Низовцева, Л.А. Формирование у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе решения текстовых задач [Текст] / Л.А. Низовцева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2016. – Т. 7. № 1. – С. 94-102. 13. Останина Е.Е. Возможности развития гибкости мышления в процессе обучения младших школьников решению нестандартных математических задач [Текст] / Е.Е. Останина, А.Д. Клавсуть // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. № 2. – С. 128-133. 14. Останина Е.Е. Развитие пространственного мышления младших школьников в процессе обучения решению комбинаторных задач [Текст] / Е.Е. Останина, Г.А. Чусова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. № 2. – С. 123-127. 15. Седакова В.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при решении математических задач [Текст] / В.И. Седакова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – № 9. – С. 145-154. 16. Скворцова С.А. Методическая система обучения младших школьников решению сюжетных математических задач [Текст] / С.А. Скворцова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 2. – С. 177-181. 17. Смирнова С.И. Формирование общеучебных универсальных действий в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач [Текст] / С.И. Смирнова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. – Т. 3. № 1. – С. 187-192. 18. Сурикова С.В. Использование графических моделей при обучении младших школьников решению логических задач [Текст] / С.В. Сурикова, Н.В. Чалкова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2011. – Т. 2. № 2. – С. 94-104. 19. Сурикова С.В. Обучение младших школьников решению открытых задач [Текст] / С.В. Сурикова, И.А. Федотова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. – Т. 3. № 1. – С. 182-187. 20. Чиркова Н.И. Обучение младших школьников обобщенным способам действия при решении текстовых задач [Текст] / Н.И. Чиркова, А.В. Лыфенко, О.А. Павлова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 2. – С. 177-182. 21. Шарафутдинова Г.Г. Обучение младших школьников решению текстовых задач [Текст] / Г.Г. Шарафутдинова, А.А. Арсланова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3-10. – С. 139-141.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Защита деловой репутации воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации
Количество страниц:
25
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Гражданское право
курсовая работа
Проектирование и реализация базы данных городской телефонной сети. Учет расходов клиентов
Количество страниц:
20
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Информатика
курсовая работа
Особенности грамматического строя речи дошкольников с общим нарушением речи
Количество страниц:
15
Оригинальность:
51%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Коррекционная педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image