ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………….………. 9 1.1. Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации требований ФГОС НОО …………………………………………… 9 1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………. 13 1.3. Особенности организации внеурочной деятельности, обеспечивающей нравственное развитие младших школьников ………………………………….. 17 Выводы по первой главе …………………………………………………….…… 27 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………….…… 28 2.1. Диагностика уровня сформированности нравственного развития младших школьников ……………………………………………………………………….. 28 2.2. Организация работы по организации внеурочной деятельности, обеспечивающей нравственное развитие младших школьников …………..…. 33 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования ………… 37 Выводы по второй главе ………………………………………………………..... 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….……………………………….. 46 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….….. 52

Особенности организации внеурочной деятельности, обеспечивающие нравственное развитие младших школьников

дипломная работа
Педагогика
51 страниц
77% уникальность
2020 год
97 просмотров
Петрунина И.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………….………. 9 1.1. Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации требований ФГОС НОО …………………………………………… 9 1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………………. 13 1.3. Особенности организации внеурочной деятельности, обеспечивающей нравственное развитие младших школьников ………………………………….. 17 Выводы по первой главе …………………………………………………….…… 27 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ………….…… 28 2.1. Диагностика уровня сформированности нравственного развития младших школьников ……………………………………………………………………….. 28 2.2. Организация работы по организации внеурочной деятельности, обеспечивающей нравственное развитие младших школьников …………..…. 33 2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования ………… 37 Выводы по второй главе ………………………………………………………..... 43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….……………………………….. 46 ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………….….. 52
Читать дальше
В настоящее время, значительные требования предъявляются к процессам всестороннего развития личности в условиях образовательного процесса. Обучение в начальной школе - главный элемент единой системы народного образования, который играет важную главную роль в существовании нашего общества, исполняя попечительство об охране и поддержания здоровья детей, формируя обстоятельства для их многостороннего формирования в младшем школьном возрасте. В соответствие с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [15]. Вся воспитательная деятельность в начальной школе реализуется в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НОО), одним из принципов которого является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В числе задач, на решение которых направлен, ФГОС НОО есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно–нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, патриотических, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка [39]. В качестве одной из важнейших категорий, влияющих на полноценное гармоничное развитие личности младших школьников выступает категория нравственности, поскольку именно нравственное воспитание способствует усвоению ребенком различных общественных норм и правил, что, в свою очередь, является необходимым этапом в процессе социализации личности ребенка, исходя из чего, вопросы формирования основ нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем. Младший школьный возраст – период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства преобладают над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. В отечественной науке предложены разработки частных вопросов формирования нравственных ценностей (М.


Выполняем решение курсовых в короткий срок.


.В. Аникеев, И.В. Гильгенберг, М.В. Куранова, Е.В. Поленякина, М.И. Скоморохова, Т.Ю. Сычева) и фундаментальные исследования, охватывающие разные возрастные этапы (В.П. Бездухов, А.В. Воронцов, Г.П. Иванова, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, С.И. Маслов, Н.Е. Щуркова). Анализ литературы позволяет убедиться, что социальные аспекты развития нравственных отношений в условиях начальной школы изучались Ш.А. Амонашвили, О.А. Вороновой, А.В. Хуторским, в условиях семьи (Е.А. Леванова, А.В. Мудрик и др.) и отмечено, что нравственные категории для младшего школьника имеют свои значения, поэтому важно в этом возрасте уделять особое внимание в процессе обучения и воспитания. Несмотря на эти выводы, внеурочная деятельность хоть и ценится как способ решения вопросов адаптации младшего школьника, расширения взглядов на мир, развивает любознательность, но преобладают в ней все-таки образовательные начала. Но опыт показывает, что внеурочная деятельность может являться временем отчуждения того или иного ребенка, проявления межличностных конфликтных ситуаций. Одним из возможных путей разрешения проблемы является приучение ребенка к адекватному восприятию прав другого человека, привычки видеть и понимать его, считаться с нравственными правилами общения. Таким образом, современная ситуация организации внеурочного воспитательного воздействия характеризуется противоречием между: осознанием воспитательной ценности свободного внеурочного общения как сферы нравственного воспитания и неготовностью современных педагогов к формированию нравственного ценного поведения учащихся в свободном общении. Это противоречие определило проблему исследования: при каких условиях внеурочная деятельность способствует нравственному воспитанию младших школьников Актуальность проблемы, ее практическая и теоретическая значимость определили выбор темы исследования: «Организация внеурочной деятельности, обеспечивающей нравственное развитие младших школьников». Объект исследования: нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности. Предмет исследования: особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе, способствующей нравственному развитию младших школьников. Цель исследования: выявить особенности организации внеурочной деятельности, обеспечивающей нравственное развитие младших школьников. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что внеурочная деятельность младших школьников будет способствовать нравственному воспитанию, если: - в научной литературе проанализированы основные теоретические подходы, раскрывающие смысл нравственных ценностей младших школьников, - выявлена и учтена специфика урочной и внеурочной деятельности в условиях начальной школы, - уточнены критерии и показатели нравственного развития младшего школьника, - создана программа интегративного и дифференцированного нравственного развития младшего школьника в учебной и внеучебной деятельности. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть организацию внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации требований ФГОС НОО; - определить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста; - раскрыть особенности организации внеурочной деятельности, обеспечивающей нравственное развитие младших школьников; - провести диагностику уровня сформированности нравственного развития младших школьников; - организовать работу по организации внеурочной деятельности, обеспечивающей нравственное развитие младших школьников; - проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования. Методологическая основа исследования включает концепции педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман), воспитания на основе потребностей человека (В.П. Созонов), воспитания ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская); и деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, И.Ф. Харламов и др.), личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Н.А. Горлова и др.). Теоретической базой исследования стали работы философов, социологов, психологов и педагогов где рассмотрены проблемы нравственного развития личности (Е.Г. Белякова, Т.В. Ермолова, Ф.И. Иващенко, Н.А. Корниенко, Д.А. Леонтьев, В.И. Слободчиков, Т.В. Цырлина и др.), проблемы формирования нравственных ценностей у школьников разного возраста (М.Н. Аплетаев, В.П. Бездухов, Г.П. Иванова, А.В. Иващенко, Л.Ю. Сироткин, Н.В. Фролова и др.) и выявлена специфика формирования ценностей в младшем школьном возрасте (Н.В. Аникеев, И.В. Гильгенберг, М.В. Куранова, Т.Ю. Сычева, В.Т. Чепиков и др.). Для решения поставленной цели был использован комплекс следующих методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, классификация; психолого-педагогический эксперимент: наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ полученных результатов. Этапы исследования: На I этапе (поисково-теоретическом) в мае–августе 2020 года изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования, изучался передовой педагогический опыт по проблеме ВКР, разрабатывался научный аппарат работы. На II этапе (экспериментальном) в сентябре-ноябре 2020 года осуществлялась опытно-экспериментальная работа. На III этапе (обобщающем) в декабре 2020 года подводились итоги исследования, проводился анализ собранных данных, формулировались выводы по результатам исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном рассмотрении теоретико-методологических аспектов относительно работы педагога начальных классов по формированию нравственных качеств детей младшего школьного возраста в процессе организации внеурочной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации результатов работы во внеурочной деятельности в начальных классах, направленной на формирование нравственных качеств у младших школьников. База исследования: Структура выпускной квалификационной работы обусловлена логикой исследования. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет объект и предмет, цель и задачи, проблемы и гипотезу предстоящего исследования. Первая глава посвящена теоретическим основам организации внеурочной деятельности, обеспечивающей нравственное развитие младших школьников. Во второй главе описывается опытно-экспериментальное исследование по организации внеурочной деятельности направленной на нравственное развитие младших школьников. В заключении приводятся основные выводы, достигнутые в процессе написания работы.

Читать дальше
Нравственная сфера личности детей младшего школьного возраста представляет собой сложно организованную систему, гармоничное и полноценное развитие которой возможно при соблюдении определенных условий. Развитие нравственный качеств ребенка возможно на любом этапе онтогенеза. Особенно актуально это в период обучения в начальных классах. В этом возрасте ребенок усваивает новые требования и правила, входит в новый для себя коллектив сверстников и поэтому в данный период развитие эмоциональной сферы ребенка, наиболее перспективно, происходит переход от эгоцентристкой позиции ребенка, к возможности его сопереживания другому. Воспитание нравственных качеств личности является приоритетной задачей, стоящей перед специалистами образовательных учреждений. Формируя навыки культурного поведения, педагог готовит детей к позиции успешного человека в современном обществе. На современном этапе проблема формирования у детей младшего школьного возраста представлений о добре и зле стала наиболее значимой и актуальной, в связи с требованиями предъявляемыми Законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС НОО к воспитанию личности. В качестве одного из способов развития нравственных качеств личности младших школьников выступает применение сказок, поскольку данная форма является понятной и интересной для ребенка и в ней содержатся все необходимые компоненты и примеры для усвоения поведенческих норм. Смысловое наполнение каждой сказки является различным, и, следовательно, каждая сказка может иметь различную направленность в контексте формирования нравственной культуры детей младшего школьного возраста. Дети осознают, что сказка не только лишь развлекает, но и обучает, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду необходимо вести борьбу. Известно, что детьми сказка воспринимается как реальность. По этой причине она оказывает большое влияние на формирование нравственности у детей в младшем школьном возрасте. Проведенная опытно-экспериментальная работа с детьми младшего школьного возраста, направленная на диагностику уровня сформированности нравственного развития, продемонстрировала эффективность мероприятия с использованием русских народных сказок в процессе внеурочной деятельности в работе с детьми в начальной школе. Подводя итог, можно сказать с уверенностью, что ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие детей, а в особенности на формирование представлений о добре и зле. Воспитание гуманных отношений и чувств является одной из первоочередных задач формирования личности ребенка.
Читать дальше
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. 76 с. 2. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. №14. С. 243-244. URL: https://moluch.ru/archive/73/12457/ (дата обращения: 22.11.2020). 3. Байбородова Л. В., Широкова Е. В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 36-42. 4. Байрамукова С.М. Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 143-146. 5. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. М.: Просвещение, 2013. 96 с. 6. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. №26. С. 29-31. 7. Беляева М.Д., Россова Ю.И. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности // Социально-экономическое развитие России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 147-151. 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2008. 464 с. 9. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1995. 254 с. 10. Веревкина А.Н., Галкина Т.Э., Сабирова Р.Г. Нравственные качества детей и особенности их проявления в младшем школьном возрасте // Непрерывное профессиональное образование специалистов социономического профиля: квалиметрический и полидисциплинарный подходы. Материалы III Межвузовской научно-практической конференции. 2016. С. 70-73. 11. Воронова В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2001. №6. С. 49-53. 12. Головнева Е.В., Сулейманова Ф.М. Теория и методика организации внеурочной деятельности младших школьников. Стерлитамак, 2015. 123 с. 13. Григорьев Ю.В., Степанов П.В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников». М.: Просвещение, 2011. 225 с. 14. Гришко И.В., Барышникова А.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Научные исследования и образование. 2018. №4. С. 16-19. 15. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 24 с. 16. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». 2012. №3. С. 15-26. 17. Запруднова А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Сборник статей по материалам XCI студенческой международной научно-практической конференции. 2020. С. 38-43. 18. Иванова Л.Б. Нравственность – основа воспитания детей // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. №3-1. С. 25-31. 19. Казиева З.М. Формирование нравственных качеств личности у младших школьников в процессе обучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1. Психологические и педагогические науки. 2017. №2-1. С. 56-60. 20. Калинина Л.В. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном пространстве. Чита, 2013. 225 с. 21. Калинина Л.В., Скоромохова М.И. Формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников. Иркутск: Восточно-Сибирская государственная академия образования, 2014. 217 с. 22. Козлова С.А., Калишенко В.Д. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / Под ред. С.А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с. 23. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Ташкент, Укитувчи, 1991. 254 с. 24. Мусс Г.Н. Специфика развития нравственных качеств личности младшего школьника // Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития личности в системах дошкольного, начального, среднего и высшего образования. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 30-34. 25. Новикова Е.Т. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. №4. С. 105-111. 26. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. 2009. № 5. С. 24–27. 27. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2011. №1. С. 51-53. 28. Пузеп Л.Г., Ривера А.И. Развитие нравственной сферы личности младших школьников // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т.8. №5-1. С. 253-260. 29. Радачинская Э.С. Педагогическое сопровождение младших школьников во внеурочной деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2020. Т.11. №1. С. 89-94. 30. Разливинских И.Н., Жданова Н.М. Подготовка будущих учителей начальных классов к организации внеурочной деятельности в условиях образовательных стандартов нового поколения // Мир науки. 2016. Т.4. №3. С. 12. 31. Рошка Г.Н. Развитие нравственных представлений младших школьников // Гносеологические основы образования. Международный сборник научных трудов. 2015. С. 375-376. 32. Саликова А.Н. Сказка как средство формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников // Научный поиск: первые шаги. Материалы 73-го смотра студенческих научно-исследовательских работ отделения педагогического, социального и специального образования. 2019. С. 99-105. 33. Селиванова О.Г. Младший школьник как субъект и объект внеурочной деятельности // Начальная школа. 2014. №8. С. 17-20. 34. Синюк Е.А., Гаидукова С.С. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС // Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации: материалы IX Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. 2016. С. 273-278. 35. Слатвинская А.Н. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках ФГОС НОО // Наука и инновации в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 188-190. 36. Степанова А.С., Степанова Л.В. Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. №Т32. С. 207-211. 37. Стручкова С.С. Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности (предмет «Окружающий мир) // Этнопедагогические факторы духовно-нравственного развития личности детей. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 255-258. 38. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в воспитании // Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Сборник «Православная Церковь и образование». М., 2015. С. 47-51. 39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2019. 31 с. (Стандарты второго поколения). 40. Федорова Т.В., Черкасова Н.Е. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в соответствии с ФГОС // Взаимодействие семьи и школы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. 2016. С. 254-262. 41. Хайралиева А.Б. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО // Новые технологии в образовании. Материалы XXV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 75-79. 42. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: дис. ... доктора пед. наук. М., 1997. 338 с. 43. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92. 44. Шегаева А.В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 144-145. 45. Шитякова Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях. М.: Просвещение, 2014. 158 с. 46. Шитякова Н.П., Темникова Е.В. Формирование ценностного отношения к прекрасному у младших школьников во внеурочной деятельности // Научные горизонты. 2020. №2. С. 173-180. 47. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: Просвещение, 1984. 176 с. 48. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 6-20. 49. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. 63 с. 50. Яровенко Т.М. Формирование духовно-нравственных качеств личности детей младшего школьного возраста посредством образов сказочных персонажей // Вестник научных конференций. 2015. №3-5. С. 180-182.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Документные ресурсы библиотек и музеев
Количество страниц:
35
Оригинальность:
54%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Документоведение
реферат
Здоровый образ жизни
Количество страниц:
14
Оригинальность:
70%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Физкультура
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image