В ходе написания работы была достигнута установленная во введении цели и решены все поставленные задачи. Следует сделать несколько выводов на основании изученного материала.
Определено, что под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью, полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Выявлено, что государственное регулирование экономики - комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется государственное регулирование экономики путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели. Жесткое государственное регулирование экономики присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен. Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции. Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами.
В развитой рыночной экономике хозяйственный механизм претерпевает существенные изменения. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макро-уровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики. Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка, в результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объёме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также анализа приоритетных направлений НТП, прогноза развития общественных потребностей на макро-уровне. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством создаёт возможность ещё до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие с общественно необходимыми затратами.
В настоящее время традиционная экономическая система существует лишь в слаборазвитых странах, отличающихся низким уровнем развития технологии, использованием ручного труда. В таких странах хозяйство строится на натурально-общинном распределении, то есть, имущество принадлежит некоторой социальной общности, во главе которой стоят старейшины или совет старейшин, определяющие дальнейшие этапы воспроизводства – распределение, сбыт и конечное потребление.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
Современная рыночная экономика представлена несколькими типами хозяйственных систем. Английский экономист Фридрих фон Хайек особо отмечает «опережающую события деловую активность», инициативу и самостоятельность хозяйствующих субъектов, действующих в специфических условиях данных хозяйственных систем. Сами хозяйственные системы могут подразделяться на несколько типов.
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
развитие научной деятельности;
контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
регулирование отраслевой структуры экономики;
проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
производство общественно необходимых благ.
В свою очередь, существуют минимально-необходимые и максимально-допустимые границы государственного вмешательства. К минимальной относят регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды, именно без этих функций экономика попросту распадается. К максимальной же относят устранение провалов рынка.