Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального самоопределения старшеклассников в условии общеобразовательного учреждения 5 1.1.Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение личности» 5 1.2.Социально-психологические особенности развития детей подросткового возраста 8 1.3.Формы и методы деятельности педагога по формированию профессионального самоопределения детей подросткового возраста 10 Глава 2. Экспериментальное исследование уровня профессионального самоопределения старшеклассников 18 2.1.Констатирующий этап исследования 18 2.2.Реализация модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников 22 2.3. Анализ эффективности исследования 26 Заключение 30 Список литературы 34

Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков

курсовая работа
Педагогика
35 страниц
64% уникальность
2020 год
30 просмотров
Кашуба Ю.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения профессионального самоопределения старшеклассников в условии общеобразовательного учреждения 5 1.1.Сущность и содержание понятия «профессиональное самоопределение личности» 5 1.2.Социально-психологические особенности развития детей подросткового возраста 8 1.3.Формы и методы деятельности педагога по формированию профессионального самоопределения детей подросткового возраста 10 Глава 2. Экспериментальное исследование уровня профессионального самоопределения старшеклассников 18 2.1.Констатирующий этап исследования 18 2.2.Реализация модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников 22 2.3. Анализ эффективности исследования 26 Заключение 30 Список литературы 34
Читать дальше
Актуальность исследования. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «…школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны» [5, с.30]. Однако в нынешней ситуации, как отмечают современные исследования, большинство старшеклассников не имеют представления о том, кем они будут работать, каждый второй после окончания вуза работает не по специальности. Поэтому вопрос профессионального самоопределения современных подростков остается актуальным. В старших классах школы перед учащимися стоит сложная задача профессионального выбора. От правильно выбранной профессии зависит дальнейшая судьба, благополучие и успешность молодых людей. Однако в последнее время наблюдаются трудности профессионального самоопределения у старшеклассников, обусловленные как объективными преобразованиями в социально-экономической и политической сферах общества, так недостаточной внутренней подготовленностью выпускников школы к сознательному выбору профессии. Профориентация является одним из самых важных и в то же время одним из самых сложных решений в жизни человека. Важнейшим атрибутом успешного человека является превосходное образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении.


Не откладывайте отчет по практике на заказ в Хабаровске , дедлайны не ждут.


. Все это предполагает разработку и внедрение в практику новых профориентационных проектов, программ и технологий. Таким образом, можно констатировать, что проблема профессиональной ориентации школьников продолжает оставаться весьма дискуссионным полем и в силу сложившихся социально-экономических условий требует особого внимания. Объект исследования: процесс профессионального самоопределения детей подросткового возраста в условиях общеобразовательного учреждения. Предмет исследования: содержание программы профессионального самоопределения детей подросткового возраста в условии общеобразовательного учреждения. Цель исследования: теоретически обосновать и разработать программу деятельности педагога по формированию профессионального самоопределения детей подросткового возраста в условиях общеобразовательного учреждения. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть на основе анализа психолого-педагогической, публицистической, социологической литературы сущность понятия профессиональное самоопределение. 2.Проанализировать особенности социально-психологического развития детей подросткового возраста. 3.Исследовать формы и методы деятельности педагога по профессиональному самоопределению детей старшего школьного возраста. 4.Провести констатирующий этап исследования, направленный на определение уровня профессионального самоопределения старшеклассников. 5.Разработать и реализовать модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения. 6.Проанализировать эффективность исследования и сделать выводы. Методы исследования: теоретический - анализ научной психологической, социально-педагогической литературы, обобщение и систематизация материала; эмпирические методы (опросно-диагностические методы), диагностический и формирующий эксперименты, разработка модели педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Структура курсовой работы базируется на задачах и логике исследования и содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Читать дальше
В ходе данного исследования работы, направленного на рассмотрение организации профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современной школы была подтверждена актуальность и выявлена сущность педагогического сопровождения. На основании вышеизложенного, мы можем сделать следующие выводы: 1.Вопросы профессионального самоопределения наиболее остро стоят перед учащимися старших классов средней школы, осуществляющими первичное профессиональное самоопределение. В связи с этим есть необходимость в разработке модели профориентационной поддержки профессионального самоопределения старшеклассников. 2.Совокупность условий, педагогических приемов и способов взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, помогли построить модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников. Модель предполагала поэтапное решение задач, способных привести к системным образованиям в целостной психологической организации личности. 3.При проведении экспериментального исследования особое внимание обращено на диагностический этап, включающий определение и проведение диагностических методик, и получение диагностических данных об учащихся. С помощью проведения диагностических методик получены результаты, позволяющие дать характеристику выборки и определить уровень психологической готовности и способности старшеклассников к выбору профессии до организации педагогического сопровождения. В эксперименте на предмет профессионального самоопределения старшеклассников прияло участие 17 школьников 17 школьников 9 «Б» класса МОУ СОШ № 12 г. Обнинска Калужской области. 4.Для диагностики предпочтений учащихся в последующей профессиональной деятельности использовались следующие методики: методика Е.А.Климова на определение будущей профессии, методика определения типа ценностных ориентаций, автор С.Н.Чистякова. 5.В соответствии с предложенной нами моделью педагогического сопровождения были выделены следующие этапы педагогического сопровождения старшеклассников: информационный, диагностический, рефлексивно – аналитический. Занятия, проведенные в рамках педагогического моделирования, были направлены на знакомство с классификацией и формулой профессий, формирование у учащихся представление о многообразии профессий, раскрытие взаимосвязи здоровья и выбора профессии, формирование представлений об основах стратегии выбора профессии, различных факторах, которые нужно учесть при выборе профессии и др. 6.По завершении занятий была проведена повторная диагностика интересов учащихся. Качественная оценка своих способностей повысилась, появилось понимание важности адекватной самооценки. В результате внедрения модели педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении старшеклассников считаем, что удалось сформировать у школьников внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Таким образом, можно считать, что цель нашей работы по организации профессионального самоопределения старшеклассников в условиях современной школы достигнута.
Читать дальше
1.Актуальные направления воспитания личности в системе профессионально-технического и среднего специального образования: методические рекомендации. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2017. — 160 c. 2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МОДЭК, 2016. - 349 с. 3.Божович Л.И. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2018. – 260 с. 4.Величко Л.И. Основы теории и практики профориентационной работы в школе. - СПб.: Рост, 2017. - 67 с. 5.Власова Е.А., Шанин С.В. Профориентация как одно из направлений социально-педагогической деятельности со старшеклассниками // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. - № 2. - С. 30-36. 6.Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 17.11.2020). 7.Володина Ю.А. Дорога в жизнь, или Путешествие в будущее: тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интернатов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru (дата обращения 17.11.2020). 8.Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. - М.: Издательство Перо, 2019.- 208 с. 9.Дубровина И.В. Психологическая готовность к личностному самоопределению – основное новообразование ранней юности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2017. – 320 с. 10.Журавлева О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. 2018. - № 1 (33). - С. 159-168. 11.Зайниев Р.М. Профессиональная ориентация школьников - путь к профильному обучению // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2017. - № 18. - С. 17. 12.Зеер Э.Ф. Психология профессий [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://www.kirovipk.ru/sites (дата обращения 17.11.2020). 13.Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Культура профессионально-личностного самоопределения школьников // Сибирский педагогический журнал. 2018. - № 11. - С. 294-300. 14.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 230 с. 15.Коломеец Л.А. Модель психолого-педагогического сопровождения формирования стратегий осуществления выбора у старшеклассников // Наука и современность. 2019. - № 8. - С. 187-191. 16.Кривцова Н.С. Проблема содержания педагогической деятельности в контексте помощи современным школьникам в профессиональном самоопределении // Вопросы воспитания. 2018. - № 2. - С. 42-49. 17.Медведева Т.Н. Интегральная индивидуальность старшеклассников с различными учебными интересами. Теория, диагностика и проблемы профессионального самоопределения [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru (дата обращения 17.11.2020). 18.Медведева Т.Н. Формирование профессиональной направленности современных старшеклассников [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru (дата обращения 17.11.2020). 19.Попович А.Э. Этапы профессионального самоопределения школьников // Социально-гуманитарные знания. 2019. - № 4. - С. 165-172. 20.Профессиональное образование. [Электронный ресурс]— Режим доступа: https://edu.garant.ru/education (дата обращения 17.11.2020). 21.Профессионально-личностное развитие учащихся [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения 17.11.2020). 22.Психологическое сопровождение профессиональной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.bibliorossica.com/book.htm (дата обращения 17.11.2020). 23.Психология в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kubsau.ru (дата обращения 17.11.2020). 24.Степанова Н.В. Основы психологии труда [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru (дата обращения 17.11.2020). 25.Фопель К. На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ruk.1sept.ru/article.php (дата обращения 17.11.2020). 26.Хабаева Л.М. Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение молодежи [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 17.11.2020). 27.Храмова О.В. К вопросу о проблемах профессиональной ориентации школьников // Образование в современном мире. 2018. - № 10. - С. 290-294. 28.Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация на карьеру // Профессиональное образование. Столица. 2019. - № 7. - С. 23-25. 29.Шилова Т.А. Социальная психология личности в организации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru (дата обращения 17.11.2020). 30.Элементы профессиональной психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.elibrary.ru(дата обращения 17.11.2020).
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Мотивация и стимулирование работников торговых предприятий
Количество страниц:
15
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Менеджмент
реферат
Алкогольная деменция
Количество страниц:
12
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Психология
реферат
Россия и Евросоюз
Количество страниц:
17
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Международные отношения
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image