Введение …………………………………………………………………………..... 3 Глава 1. Теоретические основы развития у детей младшего школьного возраста коллективного сотрудничества …………………………………………………… 8 1.1 Определение понятия «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе …………………..……………………………………………….. 8 1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………... 14 1.3 Внеурочная деятельность как один из видов деятельности, направленный на развитие коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста ………………………………………….… 20 Вывод по первой главе …………………………………………………………… 27 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития коллективного сотрудничества третьеклассников в процессе внеурочной деятельности (на примере МБОУ г. Иркутска «Средняя общеобразовательная школа №80») … 28 2.1 Организация и методы исследования ……………………………..….. 28 2.2 Выявление уровня сформированности коллективного сотрудничества у третьеклассников МБОУ г. Иркутска «СОШ №80» ………………..…. 31 Вывод по второй главе …………………………………………………………… 37 Глава 3. Мероприятия по развитию коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности ………... 38 3.1 Организация деятельности по развитию коллективного сотрудничества у третьеклассников в процессе внеурочной деятельности ……………………………………………………………………………..… 38 3.2 Определение динамики уровня развития коллективного сотрудничества у третьеклассников …………………………………..….. 42 Вывод по третьей главе …………………………………………...……………… 48 Заключение ……………………………………………………………………..…. 49 Список использованной литературы ……………………………………………. 52 Приложение ……………………………………………………………………..… 56 

Развитие у младших школьников интереса к коллективному сотрудничеству.

дипломная работа
Педагогика
55 страниц
83% уникальность
2020 год
26 просмотров
Левенко Л.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………………..... 3 Глава 1. Теоретические основы развития у детей младшего школьного возраста коллективного сотрудничества …………………………………………………… 8 1.1 Определение понятия «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе …………………..……………………………………………….. 8 1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста ……………………………………………………………………... 14 1.3 Внеурочная деятельность как один из видов деятельности, направленный на развитие коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста ………………………………………….… 20 Вывод по первой главе …………………………………………………………… 27 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития коллективного сотрудничества третьеклассников в процессе внеурочной деятельности (на примере МБОУ г. Иркутска «Средняя общеобразовательная школа №80») … 28 2.1 Организация и методы исследования ……………………………..….. 28 2.2 Выявление уровня сформированности коллективного сотрудничества у третьеклассников МБОУ г. Иркутска «СОШ №80» ………………..…. 31 Вывод по второй главе …………………………………………………………… 37 Глава 3. Мероприятия по развитию коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности ………... 38 3.1 Организация деятельности по развитию коллективного сотрудничества у третьеклассников в процессе внеурочной деятельности ……………………………………………………………………………..… 38 3.2 Определение динамики уровня развития коллективного сотрудничества у третьеклассников …………………………………..….. 42 Вывод по третьей главе …………………………………………...……………… 48 Заключение ……………………………………………………………………..…. 49 Список использованной литературы ……………………………………………. 52 Приложение ……………………………………………………………………..… 56 
Читать дальше
Изменения в социокультурном развитии общества всегда отражаются в образовательной парадигме эпохи. На сегодняшний день происходит переосмысление прошлого опыта, идет активный поиск образовательных форм и содержания, которые будут отвечать актуальным потребностям социума. Данные направления характеризуют состояние мирового образовательного пространства на современном этапе и как нельзя более точно определяют нынешний этап развития образовательной системы. Одним из направлений, которые сегодня осваиваются педагогической наукой и практикой, является идея сотрудничества как формы взаимодействия учащихся в образовательном процессе. Именно в образовательной области чаще всего обращаются к таким понятиям, как «учебное сотрудничество», «коллективная совместная деятельность», «коллективное творческое дело». Образование в России на современном этапе находится на качественно новом этапе своего развития. Всё возрастающие требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) к выпускникам начальной школы, стали причиной актуальности проблемы коллективного сотрудничества детей. Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам деятельности и поведения человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также предоставляет возможность транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия.


Если можете сделать курсовую работу на заказ в Красноярске пишите нашим менеджерам.


. Научной основой проблемы сотрудничества в психолого-педагогической литературе послужили исследования В.С. Беловой, Л.В. Байбородовой, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.М. Витковской, Н.С. Дежниковой, В.П. Комарова, М.В. Кларина, О.И. Крушельницкой и др. В их работах отражен, с нашей точки зрения, основной смысл понятия: это форма активного взаимодействия, которая способствует не только приобщению к совместному достижению цели на основе понимания друг друга, но и создает «зону ближайшего развития» мышления, инициативы, приобщения к деятельности и т.д. Так многоаспектное освещение получила проблема коллективного сотрудничества детей подросткового возраста. В соответствии с интересами возраста исследованы формы поведения, интерес к совместным интеллектуальным действиям (Л.Ф. Обухова), умственные и предметные инициативы и т.д. Психологией признается сотрудничество со сверстниками одним из ключевых факторов психического развития детей. Однако школьная жизнь на сегодняшний день устроена таким образом, что такой существенный фактор развития, как сотрудничество, действует слабо, практически не используются его богатые возможности. Но интерес к проблеме сохраняется. В ней постоянно появляются новые направления. Например, данные, накопленные в процессе многочисленных теоретических и научно-методических исследований, в значительной степени характеризуют, что сотрудничество детей младшего школьного возраста со сверстниками возможно и способствует социализации детей, если технология учитывает уровень понимания такого взаимодействия. В последние десятилетия встречаются исследования (В.В. Давыдов, Г.Г. Кравцов, Л.Ф. Обухова, А.Н. Поддьяков, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.), посвященные изучению форм продуктивного взаимодействия в условиях современной начальной школы. В исследовании, например, Г.А. Цукерман, в качестве особенности сотрудничества в начальной школе выделена роль взрослого, способного создать ситуацию согласования и передачи инициативы действия ученику не только в определении цели, но и права оценки результата. Обращает на себя внимание тот факт, что в исследованиях все чаще отмечается: младшие школьники представляют собой достаточно специфическую ступень детского развития: доверие к педагогу выше, но формы обучения не предполагают сотрудничества с ним, а интерес взаимодействовать с одноклассниками еще не сформирован, хотя сотрудничество обозначено в ФГОС НОО как норма готовности младшего школьника к переходу на следующую ступень школьного обучения. Поэтому развивать понимание делового и этического смысла взаимодействия надо с началом школьного учения. Таким образом, современная ситуация характеризуется противоречиями между: осознанием необходимости формирования навыков сотрудничества младшего школьника и неготовностью современных педагогов создавать условия, способствующие формированию первоначальных представлений о взаимодействии и сотрудничестве. Данное противоречие определило проблему исследования, суть которой заключается в ответе на главный вопрос: каковы педагогические условия, способствующие развитию коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста. Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие развитию у младших школьников интереса к коллективному сотрудничеству Объект исследования - процесс развития коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста. Предметом исследования выступает комплекс мероприятий, который направлен на развитие коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: развитие коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий: - совместная разработка правил сотрудничества детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и их выполнение; - использование групповых методов работы при развитии коллективного сотрудничества во внеурочной деятельности. Исходя из цели, вытекают задачи исследования: - на основе теоретического анализа уточнить понятие «сотрудничество младшего школьника"; - обосновать характеризовать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста; - рассмотреть внеурочную деятельность, как один из видов деятельности, направленный на развитие коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста; - провести диагностику уровня сформированности коллективного сотрудничества у третьеклассников МБОУ г. Иркутска «СОШ №80»; - разработать мероприятия по развитию коллективного сотрудничества у третьеклассников в процессе внеурочной деятельности; - проанализировать динамику уровня развития коллективного сотрудничества у третьеклассников. Теоретико-методологическая основа исследования. Общая основа методологии данного исследования связана с гуманистическим характером образования на современном этапе, с его ориентированностью на гармоничное развитие личности ребенка, на приоритет нравственных ценностей. Основой стали гуманистические идеи, которые нашли свое отражение в научных работах и практической деятельности педагогов, психологов, социологов, философов (Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, В.И. Вернадский, П.И. Пирогов, Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и другие). В разработке и обосновании конкретно-научных методологических основ учитывались положения следующих концепций: - формирования и развития личности в процессе деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов); - учебной (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); - трудовой деятельности (В.А. Поляков, П.Р. Атутов, Е.А. Климов); - содержания и процесса обучения (И.С. Якиманская, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, И.И. Ильясов); - проблема формирования сотрудничества у обучающихся начальной школы (И.М. Дьяченко, А.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.В. Коротаева, Л.И. Уманский, С.Г. Якобсон, Г.А. Цукерман и другие). В соответствии с логикой исследования использовался комплекс взаимодополняемых методов, таких как анализ психолого-педагогической, методической литературы, изучение нормативных документов; метод количественной обработки и качественной интерпретации полученных данных, метод наблюдения, анализ продуктов деятельности учащихся. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска «Средняя общеобразовательная школа №80». Этапы опытно-экспериментального исследования: констатирующий (первичная диагностика уровня сформированности коллективного сотрудничества у третьеклассников), формирующий (мероприятия, направленные на развитие интереса к коллективному сотрудничеству у младших школьников), контрольный (повторная диагностика уровня сформированности коллективного сотрудничества у третьеклассников). Структура работы обусловлена логикой исследования. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет цель и задачи, объект и предмет, гипотезу предстоящего исследования. Первая глава носит теоретический характер и раскрывает основы развития у детей младшего школьного возраста коллективного сотрудничества. Во второй главе проводится опытно-экспериментальное исследование развития коллективного сотрудничества третьеклассников в процессе внеурочной деятельности (на примере МБОУ г. Иркутска «Средняя общеобразовательная школа №80»). Третья глава посвящена комплексу мероприятий по развитию коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. В заключении приводятся основные выводы, достигнутые в процессе написания работы.  

Читать дальше
В требованиях к результатам обучения ФГОС НОО подчеркивается необходимость развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что задача развития коллективного сотрудничества детей младшего школьного возраста может успешно решаться, так как учащиеся начальной школы активны, любознательны, самостоятельны, несут ответственность за свои поступки, способны оценивать свои поступки. Сотрудничество – это феномен, который незаменим в обучении и воспитании младших школьников. Оно представляет собой важное звено в цепи действий, которые ведут к становлению детей как субъектов учебной деятельности. Под сотрудничеством понимается позитивное взаимодействие, в котором интересы и цели участников совпадают, либо достижение целей одних участников возможно только через обеспечение интересов и устремлений других его участников. Педагогу в процессе образовательного процесса важно не просто передать знания младшим школьникам, но выработать у них умение продуктивно общаться с взрослыми, сверстниками, чувствовать себя уверенно в информационном поле. В современной школе создаются прекрасные условия для формирования таких качеств личности ребенка, как самостоятельность, ответственность, инициативность, так как каждый ребенок является членом относительно стабильного коллектива сверстников. Коллективное сотрудничество детей младшего школьного возраста – это определенный уровень отношений между детьми, характеризующийся умением договариваться со сверстниками, умением услышать другую точку зрения, даже если она расходится со своей собственной, умением поставить общую цель совместной работы и получить результат совместной деятельности. При рассмотрении психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста было выявлено, что младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития навыков коллективного сотрудничества. Организация коллективного сотрудничества учащихся со сверстниками наиболее активно происходит в различного рода групповых работах в процессе внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности педагогом решаются определенные задачи по развитию коллективного сотрудничества у младших школьников: - создание мотивации (побуждения, направленности) на сотрудничество у младших школьников; - формирование у младших школьников привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других; - обучение учащихся правилам эффективной организации коллективной совместной деятельности; - развитие эмоциональной сферы личности детей младшего школьного возраста. На базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Иркутска «Средняя общеобразовательная школа №80» проводилось опытно-экспериментальное исследование, в котором принимали участие третьеклассники. Исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Первичная диагностика на констатирующем этапе продемонстрировала, что у учащихся неразвитыми компонентами являются: - неумение договариваться со сверстниками; - неумение услышать другую точку зрения; - неумение поставить общую цель совместной работы; - неумение получить результат совместной деятельности. На формирующем этапе был разработан комплекс мероприятий, направленный на развитие навыков коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Проведенные занятия с третьеклассниками выявили положительную динамику по всем использованным методикам, что свидетельствует о необходимости в дальнейшем проведения работы с детьми во внеурочной деятельности. Так как целью педагога является обучение младших школьников коллективному сотрудничеству, именно этому аспекту деятельности он должен уделять основное внимание. Нельзя признать успешной работу, которую за всю группу выполнил один талантливый учащийся.  
Читать дальше
1. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. 63 с. 2. Амонашвили Ш.А. Как живете дети? М.: Просвещение, 1986. 224 с. 3. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2014. № 14 (73). С. 243-245. 4. Афлятунова Н.А. Подходы к пониманию сотрудничества в психологической науке // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013. №3. С. 43-46. 5. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Вопросы науки и образования. 2020. №26. С. 29-31. 6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с. 7. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2007. 159 с. 8. Выготский Л.С. Детская психология. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 4. М.: Педагогика, 1982. 432 с. 9. Гражданцева В.А. Педагогика сотрудничества как условие развития личности // Начальная школа. 2008. №6. С. 19-20. 10. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В. Развитие навыков общения у детей младшего школьного возраста в группе сверстников // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. С. 1549-1550. 11. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1993. №3-4. С. 14-19. 12. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991. 140 с. 13. Жигулина О.В., Турусова Н.Г. Основные характеристики педагогики сотрудничества // Молодой ученый. 2018. №31 (217). С. 99-101. 14. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия. М.: Ин-т психологии РАН, 2004. 474 с. 15. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007. 152 с. 16. Запруднова, А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Сборник статей по материалам XCI студенческой международной научно-практической конференции. 2020. С. 38-43. 17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1998. 360 с. 18. Копылова Н.А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельность образовательных учреждений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. №4. С. 367-673. 19. Коротаева Е.В., Домрачева О.В. Развитие отношений сотрудничества у учащихся начальной школы // Педагогическое образование в России. 2012. №4. С. 169-172. 20. Косовенко А.С. Особенности развития умения сотрудничества у обучающихся в начальной школе // Студент: наука, профессия, жизнь. Материалы VII всероссийской студенческой научной конференции с международным участием. 2020. С. 19-23. 21. Костерина Э.Н. Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды // Молодой ученый. 2016. № 16.1. С. 20-21. 22. Кучумова Е.В. Формирование исследовательских умений у учащихся начальных классов во внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1472-1474. 23. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. 368 с. 24. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. М.: Мир и образование, 2015. 1375 с. 25. Организация внеурочной деятельности в школе / В.В. Кучурин, Т.В. Рогозина, Н.В. Фирсова. СПб.: НИУ ВШЭ, 2016. 109 с. 26. Панкова О.А. Развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками // Актуальные вопросы науки: материалы 49-й Международной научно-практической конференции. 2019. С. 70-74. 27. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Издательство «Римис», 2008. 247 с. 28. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/ (дата обращения: 09.09.2020). 29. Поджидаева И.А. Коллективная проектная деятельность в системе развития навыков сотрудничества младших школьников // MODERN SCIENCE. 2020. №4-2. С. 184-187. 30. Поскребышева Г.И. Организационно-педагогические условия развития интеллектуально-творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2010. 176 с. 31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питре», 2000. 712 с. 32. Рунова Т.А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками. Нижний Новгород, 2004. 193 с. 33. Степанова Л.А. Развитие у младших школьников навыков сотрудничества со взрослыми во внеурочной деятельности // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 198-201. 34. Уманский Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. 208 с. 35. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2019. 31 с. (Стандарты второго поколения). 36. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: автореферат дис. ... доктора психологических наук. М., 1992. 40 с. 37. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2012. С. 90-92. 38. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Гуманит.-изд. центр «ВЛАДОС», 1995. 543 с. 39. Шевырдяева К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников // Вестник Пензенского государственного университета. 2013. №4. С. 25-29. 40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
толерантное мышление и практические формы выработки такого мышления (компромисс, договор и т.п.)
Количество страниц:
25
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Конфликтология
курсовая работа
особенности перевода англоязычных газетных заголовков
Количество страниц:
36
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Английский
курсовая работа
Определение профиля функциональной асимметрии человека
Количество страниц:
24
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2020
Предмет:
Физиология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image