Если можете сделать курсовую работу на заказ в Красноярске пишите нашим менеджерам.
. Научной основой проблемы сотрудничества в психолого-педагогической литературе послужили исследования В.С. Беловой, Л.В. Байбородовой, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, И.М. Витковской, Н.С. Дежниковой, В.П. Комарова, М.В. Кларина, О.И. Крушельницкой и др. В их работах отражен, с нашей точки зрения, основной смысл понятия: это форма активного взаимодействия, которая способствует не только приобщению к совместному достижению цели на основе понимания друг друга, но и создает «зону ближайшего развития» мышления, инициативы, приобщения к деятельности и т.д. Так многоаспектное освещение получила проблема коллективного сотрудничества детей подросткового возраста. В соответствии с интересами возраста исследованы формы поведения, интерес к совместным интеллектуальным действиям (Л.Ф. Обухова), умственные и предметные инициативы и т.д. Психологией признается сотрудничество со сверстниками одним из ключевых факторов психического развития детей. Однако школьная жизнь на сегодняшний день устроена таким образом, что такой существенный фактор развития, как сотрудничество, действует слабо, практически не используются его богатые возможности. Но интерес к проблеме сохраняется. В ней постоянно появляются новые направления. Например, данные, накопленные в процессе многочисленных теоретических и научно-методических исследований, в значительной степени характеризуют, что сотрудничество детей младшего школьного возраста со сверстниками возможно и способствует социализации детей, если технология учитывает уровень понимания такого взаимодействия. В последние десятилетия встречаются исследования (В.В. Давыдов, Г.Г. Кравцов, Л.Ф. Обухова, А.Н. Поддьяков, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.), посвященные изучению форм продуктивного взаимодействия в условиях современной начальной школы. В исследовании, например, Г.А. Цукерман, в качестве особенности сотрудничества в начальной школе выделена роль взрослого, способного создать ситуацию согласования и передачи инициативы действия ученику не только в определении цели, но и права оценки результата. Обращает на себя внимание тот факт, что в исследованиях все чаще отмечается: младшие школьники представляют собой достаточно специфическую ступень детского развития: доверие к педагогу выше, но формы обучения не предполагают сотрудничества с ним, а интерес взаимодействовать с одноклассниками еще не сформирован, хотя сотрудничество обозначено в ФГОС НОО как норма готовности младшего школьника к переходу на следующую ступень школьного обучения. Поэтому развивать понимание делового и этического смысла взаимодействия надо с началом школьного учения. Таким образом, современная ситуация характеризуется противоречиями между: осознанием необходимости формирования навыков сотрудничества младшего школьника и неготовностью современных педагогов создавать условия, способствующие формированию первоначальных представлений о взаимодействии и сотрудничестве. Данное противоречие определило проблему исследования, суть которой заключается в ответе на главный вопрос: каковы педагогические условия, способствующие развитию коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста. Цель исследования: выявить педагогические условия, способствующие развитию у младших школьников интереса к коллективному сотрудничеству Объект исследования - процесс развития коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста. Предметом исследования выступает комплекс мероприятий, который направлен на развитие коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования: развитие коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий: - совместная разработка правил сотрудничества детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и их выполнение; - использование групповых методов работы при развитии коллективного сотрудничества во внеурочной деятельности. Исходя из цели, вытекают задачи исследования: - на основе теоретического анализа уточнить понятие «сотрудничество младшего школьника"; - обосновать характеризовать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста; - рассмотреть внеурочную деятельность, как один из видов деятельности, направленный на развитие коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста; - провести диагностику уровня сформированности коллективного сотрудничества у третьеклассников МБОУ г. Иркутска «СОШ №80»; - разработать мероприятия по развитию коллективного сотрудничества у третьеклассников в процессе внеурочной деятельности; - проанализировать динамику уровня развития коллективного сотрудничества у третьеклассников. Теоретико-методологическая основа исследования. Общая основа методологии данного исследования связана с гуманистическим характером образования на современном этапе, с его ориентированностью на гармоничное развитие личности ребенка, на приоритет нравственных ценностей. Основой стали гуманистические идеи, которые нашли свое отражение в научных работах и практической деятельности педагогов, психологов, социологов, философов (Н.А. Бердяев, К.Д. Ушинский, В.И. Вернадский, П.И. Пирогов, Э.В. Ильенков, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман и другие). В разработке и обосновании конкретно-научных методологических основ учитывались положения следующих концепций: - формирования и развития личности в процессе деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов); - учебной (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); - трудовой деятельности (В.А. Поляков, П.Р. Атутов, Е.А. Климов); - содержания и процесса обучения (И.С. Якиманская, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, И.И. Ильясов); - проблема формирования сотрудничества у обучающихся начальной школы (И.М. Дьяченко, А.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Е.В. Коротаева, Л.И. Уманский, С.Г. Якобсон, Г.А. Цукерман и другие). В соответствии с логикой исследования использовался комплекс взаимодополняемых методов, таких как анализ психолого-педагогической, методической литературы, изучение нормативных документов; метод количественной обработки и качественной интерпретации полученных данных, метод наблюдения, анализ продуктов деятельности учащихся. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска «Средняя общеобразовательная школа №80». Этапы опытно-экспериментального исследования: констатирующий (первичная диагностика уровня сформированности коллективного сотрудничества у третьеклассников), формирующий (мероприятия, направленные на развитие интереса к коллективному сотрудничеству у младших школьников), контрольный (повторная диагностика уровня сформированности коллективного сотрудничества у третьеклассников). Структура работы обусловлена логикой исследования. Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет цель и задачи, объект и предмет, гипотезу предстоящего исследования. Первая глава носит теоретический характер и раскрывает основы развития у детей младшего школьного возраста коллективного сотрудничества. Во второй главе проводится опытно-экспериментальное исследование развития коллективного сотрудничества третьеклассников в процессе внеурочной деятельности (на примере МБОУ г. Иркутска «Средняя общеобразовательная школа №80»). Третья глава посвящена комплексу мероприятий по развитию коллективного сотрудничества у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. В заключении приводятся основные выводы, достигнутые в процессе написания работы.