10.07.2024
#Социология
42

Социальные потребности: понятие, важность, классификация

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие социальной потребности
  2. Важность социальных потребностей
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Понятие социальной потребности

Можно выделить две группы потребностей:

  1. Физиологические — поддержание жизненных процессов организма.

  2. Социальные — связи человека в социальной среде.

Социальные потребности включают стремление к активному участию в жизни общества, трудовой деятельности, духовной жизни, отдыха, участия в экономических и политических деятельности.

Служат источником мотивации и побуждают человека к действию, стремясь удовлетворить желания. Демонстрируют зависимость личности от окружающего мира. Отражают объективные закономерности развития как общества, так и личности, поэтому окружающая среда не только формирует эти потребности, но и предоставляет возможности для их удовлетворения.

Отличия социальных, биологических и духовных потребностей

Исследователи выделяют три группы потребностей:

  1. Первичные, которые связаны с основными жизненными нуждами, то есть питание, одежда, жилище.

  2. Социальные, которые включают в себя желание общения, активности в социуме, стремление к уважению и другие аспекты.

  3. Психологические, то есть стремления к знаниям и творчеству.

Часто первичные перетекают в социальные. Для большинства людей социальные имеют более высокую актуальность, чем психологические: стремление к обучению может быть средством для получения квалификации и повышения социального статуса.

Замещение обоснованных потребностей способствует росту уникальных человеческих характеристик, включая стремление к истине, поиск красоты и стремление к знаниям. Также оно способствует формированию личных увлечений и предпочтений.

Интерес выражается в целенаправленном внимании к объекту удовлетворения потребностей, которое направлено не столько на саму потребность, сколько на социальные аспекты, способные обеспечить ее удовлетворение. Он охватывает как материальные, так и духовные потребности, способные удовлетворить эти потребности.

Интересы формируются под влиянием социального статуса личности и проявляются осознанными и важными стимулами к активности. В науке существует несколько способов классификации интересов:

  • согласно их носителю (личные, коллективные, общества);

  • по характеру целенаправленности (экономические, социальные, политические, духовные).

Необходимо четко разграничивать понятия «интерес» и «склонность». Под «интересом» понимается направление внимания на определенный объект, в то время как «склонность» указывает на способность к определенной деятельности. Не следует путать эти два термина. 

Здесь критически важен доступ к выбранной деятельности. Личные интересы, отражающие персональные склонности, служат фундаментом для выбора жизненного пути и направления профессиональной карьеры.

Классификация социальных потребностей

В зависимости от того, какие цели и структуры стоят за взаимодействием, происходит определенное действие. Теория Т. Парсонса выделяет основные факторы: баланс между личными интересами и потребностями других людей, приоритет удовлетворения текущих потребностей или их отказ в пользу достижения долгосрочных целей, акцент на личные качества или принятие общественного мнения, следование установленным нормам или гибкость в приспособлении к конкретным обстоятельствам.

Что касается индивидуальных целей, то они рассматриваются в контексте социальных связей, ожиданий и отношений, что служит фундаментом для социального поведения.

Личностное стремление развивается под влиянием системы ценностей и уникальных черт темперамента и личности, где ключевую роль играют осознанные и рассчитанные мотивационные факторы. М. Вебер определяет целенаправленное действие как фундаментальный элемент в структурировании социальных взаимодействий.

Целенаправленное поведение характеризуется четко определенными целями и рациональным выбором наиболее подходящих методов и инструментов для их реализации. Человек оценивает как положительные, так и отрицательные стороны своих действий, учитывая их последствия.

В аналитических разговорах о социальных институтах нельзя не упомянуть преобладающие концепции социальных правил и обмена. Социальные правила — это установленные нормы поведения, которые формируют характер взаимодействия в рамках социальных связей.

Социальный обмен — это обмен, осуществляемый между участниками общества, различными группами и сферами деятельности, и отличается от личного обмена отсутствием личных интересов.

Социальные институты складываются из фундаментальных элементов социальной структуры и служат как стабильные модели и формы социального взаимодействия, которые направляют общественную жизнь и обеспечивают стабильность связей и отношений в рамках государственной системы. Они разделяются на несколько категорий:

  • базовые — отсутствие удовлетворения которых может привести к исчезновению или значительным изменениям в структуре социальной единицы;

  • потребности, определяемые социальными стандартами, способствующие прогрессивному развитию;

  • базовые социальные потребности, необходимые для поддержания статус-кво, но не способствующие его улучшению;

  • потребности, обеспечивающие комфортное существование и прогресс общественной единицы.

Базовой потребностью социальной группы является расширение сферы деятельности и трансформация коллективного пространства и взаимоотношений.

Особенности потребностей социальных групп включают в себя:

  • массовый характер;

  • стабильность во времени и пространстве;

  • связь и взаимодействие между собой.

Важность социальных потребностей

Социальные потребности человека занимают ведущую позицию после первоначальных физиологических нужд, являются жизненно необходимыми для каждого индивида. Значительность проявляется в следующих аспектах:

  1. Формирование индивидуальности возможно исключительно в общественном окружении. Человек не может развиваться в изоляции.

  2. Человек стремится к ощущению уважения, любви, заботы, а также к созданию прочных отношений между мужчинами и женщинами, основанных на верности, взаимопомощи и общих интересах, а также к взаимопониманию и общению.

  3. Взаимодействие людей предполагает удовлетворение потребности в групповой деятельности, выполнении общественных ролей, трудовой деятельности, формировании позитивных коммуникативных связей, а также в признании и достижении успеха в общественной структуре и взаимоотношениях.

 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту