10.07.2024
#доклад
#конференция
42

Социальные потребности: понятие, важность, классификация

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Понятие социальной потребности
  2. Важность социальных потребностей

Понятие социальной потребности

Можно выделить две группы потребностей:

  1. Физиологические — поддержание жизненных процессов организма.

  2. Социальные — связи человека в социальной среде.

Социальные потребности включают стремление к активному участию в жизни общества, трудовой деятельности, духовной жизни, отдыха, участия в экономических и политических деятельности.

Служат источником мотивации и побуждают человека к действию, стремясь удовлетворить желания. Демонстрируют зависимость личности от окружающего мира. Отражают объективные закономерности развития как общества, так и личности, поэтому окружающая среда не только формирует эти потребности, но и предоставляет возможности для их удовлетворения.

Отличия социальных, биологических и духовных потребностей

Исследователи выделяют три группы потребностей:

  1. Первичные, которые связаны с основными жизненными нуждами, то есть питание, одежда, жилище.

  2. Социальные, которые включают в себя желание общения, активности в социуме, стремление к уважению и другие аспекты.

  3. Психологические, то есть стремления к знаниям и творчеству.

Часто первичные перетекают в социальные. Для большинства людей социальные имеют более высокую актуальность, чем психологические: стремление к обучению может быть средством для получения квалификации и повышения социального статуса.

Замещение обоснованных потребностей способствует росту уникальных человеческих характеристик, включая стремление к истине, поиск красоты и стремление к знаниям. Также оно способствует формированию личных увлечений и предпочтений.

Интерес выражается в целенаправленном внимании к объекту удовлетворения потребностей, которое направлено не столько на саму потребность, сколько на социальные аспекты, способные обеспечить ее удовлетворение. Он охватывает как материальные, так и духовные потребности, способные удовлетворить эти потребности.

Интересы формируются под влиянием социального статуса личности и проявляются осознанными и важными стимулами к активности. В науке существует несколько способов классификации интересов:

  • согласно их носителю (личные, коллективные, общества);

  • по характеру целенаправленности (экономические, социальные, политические, духовные).

Необходимо четко разграничивать понятия «интерес» и «склонность». Под «интересом» понимается направление внимания на определенный объект, в то время как «склонность» указывает на способность к определенной деятельности. Не следует путать эти два термина. 

Здесь критически важен доступ к выбранной деятельности. Личные интересы, отражающие персональные склонности, служат фундаментом для выбора жизненного пути и направления профессиональной карьеры.

Классификация социальных потребностей

В зависимости от того, какие цели и структуры стоят за взаимодействием, происходит определенное действие. Теория Т. Парсонса выделяет основные факторы: баланс между личными интересами и потребностями других людей, приоритет удовлетворения текущих потребностей или их отказ в пользу достижения долгосрочных целей, акцент на личные качества или принятие общественного мнения, следование установленным нормам или гибкость в приспособлении к конкретным обстоятельствам.

Что касается индивидуальных целей, то они рассматриваются в контексте социальных связей, ожиданий и отношений, что служит фундаментом для социального поведения.

Личностное стремление развивается под влиянием системы ценностей и уникальных черт темперамента и личности, где ключевую роль играют осознанные и рассчитанные мотивационные факторы. М. Вебер определяет целенаправленное действие как фундаментальный элемент в структурировании социальных взаимодействий.

Целенаправленное поведение характеризуется четко определенными целями и рациональным выбором наиболее подходящих методов и инструментов для их реализации. Человек оценивает как положительные, так и отрицательные стороны своих действий, учитывая их последствия.

В аналитических разговорах о социальных институтах нельзя не упомянуть преобладающие концепции социальных правил и обмена. Социальные правила — это установленные нормы поведения, которые формируют характер взаимодействия в рамках социальных связей.

Социальный обмен — это обмен, осуществляемый между участниками общества, различными группами и сферами деятельности, и отличается от личного обмена отсутствием личных интересов.

Социальные институты складываются из фундаментальных элементов социальной структуры и служат как стабильные модели и формы социального взаимодействия, которые направляют общественную жизнь и обеспечивают стабильность связей и отношений в рамках государственной системы. Они разделяются на несколько категорий:

  • базовые — отсутствие удовлетворения которых может привести к исчезновению или значительным изменениям в структуре социальной единицы;

  • потребности, определяемые социальными стандартами, способствующие прогрессивному развитию;

  • базовые социальные потребности, необходимые для поддержания статус-кво, но не способствующие его улучшению;

  • потребности, обеспечивающие комфортное существование и прогресс общественной единицы.

Базовой потребностью социальной группы является расширение сферы деятельности и трансформация коллективного пространства и взаимоотношений.

Особенности потребностей социальных групп включают в себя:

  • массовый характер;

  • стабильность во времени и пространстве;

  • связь и взаимодействие между собой.

Важность социальных потребностей

Социальные потребности человека занимают ведущую позицию после первоначальных физиологических нужд, являются жизненно необходимыми для каждого индивида. Значительность проявляется в следующих аспектах:

  1. Формирование индивидуальности возможно исключительно в общественном окружении. Человек не может развиваться в изоляции.

  2. Человек стремится к ощущению уважения, любви, заботы, а также к созданию прочных отношений между мужчинами и женщинами, основанных на верности, взаимопомощи и общих интересах, а также к взаимопониманию и общению.

  3. Взаимодействие людей предполагает удовлетворение потребности в групповой деятельности, выполнении общественных ролей, трудовой деятельности, формировании позитивных коммуникативных связей, а также в признании и достижении успеха в общественной структуре и взаимоотношениях.

 

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!