29.07.2024
#доклад
#конференция
42

Метод опроса: виды, определение, типы, преимущества и ограничения

Рассказываем, как написать тезисы для доклада на конференцию в 2024 году.
Ссылка на ГОСТ
Фото: Rocky Widner / FilmMagic / Getty Images
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье
В материале разберу основные этапы работы над курсовой и приемы, которые облегчают написание: я писал курсовые сам и помогал другим студентам.Общая рекомендация ко всему тексту — любые проблемные места лучше обсудить с научным руководителем. Здорово, если вы с ним уже знакомы — например, он ведет у вас пары. Если оставаться с ним в контакте, не понадобится переделывать работу в последний момент.
Содержание статьи
  1. Определение опроса
  2. Интервью
  3. Онлайн-опрос
  4. Обсервационное исследование
  5. Панельный опрос
  6. Особенности проведения опросов
  7. Ошибки и неточности во время опросов
  8. Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях

Определение опроса

Определение № 1 Опрос – распространенный метод получения информации по любому направлению: психологическому, социальному, экономическому, политическому.

Популярность метода обусловлена универсальностью. При помощи опроса можно узнать огромное количество аспектов, тратя минимальное количество времени, сил, денег, в отличие от других форм сбора информации. Дополнительный плюс: обрабатываются собранные результаты компьютером. Благодаря современным технологиям сокращается время для подведения итогов, исследование проходит быстрее, проще.Социологи любят метод опросов за «сочетаемость» с наблюдением, анализом документов, разбором поведения, почерка респондента.

Интервью

 

Определение № 2 Интервью — это метод сбора данных в социологических исследованиях, при котором исследователь (интервьюер) задает вопросы респонденту (интервьюируемому) с целью получения информации о его мнениях, установках, мотивах, поведении и опыте. Интервью является одним из наиболее гибких и часто используемых методов качественного исследования.

скриншот таблицы примера сценария интервью (сделано самостоятельно)

 

Фото: сделано самостоятельно 

Заметка №1 дополнительных (уточняющих) вопросов в интервью нет. Респондент отвечает на поставленный вопрос так, как его понял.

 

Интервью как метод социологического исследования

Интервью считается одним из методов, позволяющим получить максимальное количество информации от респондента. Это происходит по ряду причин:

 

  1. Исследователь получает возможность наблюдать за респондентом, что позволяет получить не только вербальный, но и невербальный ответ на поставленный вопрос.
  2. Полученная информация будет глубокой, подробной, продуманной по сравнению с анкетой.
  3. Исследователь может уточнить непонятные моменты в ответе респондента. Оппонент может свободно, если позволяет вид интервью, уточнить непонятный вопрос.
  4. Исследователь получает максимальное количество ответов, если сравнивать с анкетированием.

Виды интервью:

  • Структурированное интервью

Список вопросов и последовательность их задавания заранее определены. Интервьюер не отклоняется от плана, что обеспечивает сопоставимость данных.

  • Полуструктурированное интервью

Имеет набор вопросов, но последовательность и формулировки могут варьироваться. Интервьюер может задавать дополнительные вопросы для уточнения или углубления темы.

  • Неструктурированное интервью

Не имеет жесткого плана. Интервьюер задает общие вопросы и позволяет респонденту свободно выражать свои мысли. Это помогает получить глубокие и разносторонние данные.

  • Глубинное интервью

Направлено на детальное изучение субъективного опыта, мотивов и установок респондента. Обычно проводится в форме полуструктурированного или неструктурированного интервью.

  • Фокус-группа

Групповое интервью, где одновременно опрашиваются несколько человек. Это позволяет исследовать взаимодействие участников и выявить коллективные мнения и установки.

Онлайн-опрос

Другие названия: интернет-опрос, web-опрос. Представляет современный дистанционный метод сбора информации при помощи разных источников: писем, специализированных платформ, рекламных рассылок, групп в социальных сетях.

 сделан самостоятельно

Фото: сделано самостоятельно 

Особенности онлайн-опросов включают:

  • Наличие точной инструкции для прохождения опроса. Она может появляться в самом начале, у каждого вопроса, чтобы облегчить прохождение тестирование.
  • Возможность тестировать в опросе несколько форматов материалов: видео, аудио, фото, изображения, текст.
  • Веб-анкету заполняет участник самостоятельно, роботы блокируются в начале опроса).
  • Наличие стимулов для дачи точных сведений респондентом. Например, получение небольшой суммы денег.
  • Возможность проходить опросы в любое время суток, в любом месте.

Обсервационное исследование

Второе название — наблюдательное исследование. Метод основан на простом наблюдении в определенном месте за поведением людей. Главная особенность — исследователь при использовании метода не имеет права вмешиваться в ситуацию. Причина — нарушение чистоты получения данных. Исключение — экстренные ситуации, прописанные в исследовании заранее. В таком случае делаются поправки при обработке данных.

Панельный опрос

Метод опроса проводится в течение длительного времени. В течение определенного промежутка времени опрашивается одна и та же группа людей по определенному сценарию. Между опросами определяется фиксированный промежуток времени, отведенный на возможное изменение мнения.

Заметка №2 если группа состоит из детей, подростков, вопросы могут меняться, исходя из их психологического, интеллектуального, физического состояния.

Панельный опрос помогает быстро выявить динамику мнений по определенной тематике.

 

Особенности проведения опросов

Нормативные требования для проведения опросов следующие:

  • четкая, понятная формулировка задач исследования;
  • формулировка вопросов должна быть четкой, понятной для респондентов, не содержать «подводных камней», оскорблений;
  • в ходе проведения опросов исследователи, респонденты должны соблюдать социально-психологические основы общения, этические нормы, особенности, компетенции;
  • в процессе проведения опроса нужно поддерживать интерес к опросу;
  • полученные ответы должны быть зафиксированы в документах для исключения  путаницы и искажения информации.

До проведения опроса нужно внести процент допустимого искажения, возникающий в ходе проведения опроса. Важно отметить, что указанный в документах процент связан с восприятием всех вопросов, видео, аудиоматериалов респондентом.

Ошибки и неточности во время опросов

Ниже представлены популярные ошибки, искажающие полученные данные, сводящие результаты исследования к нулю, требующие дополнительных инструментов для подтверждения информации:

  • Сложные, запутанные вопросы приводят к проблемам с восприятием того, что нужно ответить. В итоге респондент может отвечать неискренне, отказывается участвовать.
  • Неверно подобранная социальная группа для проведения исследования.
  • Ошибки в обработке данных. Они могут возникнуть при любом качестве полученной информации. Дальнейшая обработка сильнее исказит полученные результаты.
  • Несоблюдение анонимности, конфиденциальности. Это подрывает авторитет компании, исследователей даже в том случае, когда сами респонденты дали согласие на публикацию данных.

Остальные ошибки представлены в таблице ниже:

1- начало

Фото: таблица сделана самостоятпельно (начало) 

2 - конец

Фото: таблица сделана самостоятельно (конец) 

Особенности использования метода опроса в социологических исследованиях

При использовании опроса в социологическом исследовании стоит применять дополнительные методы, чтобы получить полную, точную информацию. Например, наблюдение, анализ поведения респондентов во время проведения опроса, анализ сопутствующих документов по теме исследования и так далее.


Социологический опрос стоит проводить только после того, как будет поставлена конкретная задача.


Отдельно стоит сказать про поведение исследователей: ни жест, ни взгляд, ни тон не должны демотивировать участников в ходе проведения исследования.
Для проведения опроса стоит внимательно выбирать время, место, чтобы снизить уровень конфликтов с респондентами.


При проведении опросов исследователю стоит приложить усилия над собой, чтобы не смешивать собственную оценку, личное восприятие с полученными данными.


При возникновении конфликтной ситуации, стоит завершить опрос. Социологи отмечают: наличие сильных негативных эмоций у респондента влияет на достоверность предоставляемой информации.


Перед проведением исследования стоит включить в работу процент искажения информации. Во-первых, это поможет точно выявить ошибки в составленных анкетах-опросниках. Во-вторых, укажет, как воспринимаются формулировки определенных вопросов респондентами. В-третьих, покажет точное восприятие на ситуацию люди видят иначе, чем исследователи. Итог может привести к другим выводам во время обработки данных, изменения направления работы, подбору новых инструментов исследования.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Напишем бесплатный план к вашей работе!