28.05.2024
#Русский язык
42

Словообразование в русском языке: теория и примеры

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Основные понятия теории словообразования
  2. Морфологические способы словообразования 
  3. Неморфологические способы словообразования
  4. Продуктивность способов словообразования 
  5. Тенденции развития словообразования
  6. Роль словообразования в языке
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Способность русского языка к постоянному пополнению словарного запаса новыми лексическими единицами обусловлена богатой системой словообразования. В этой статье мы подробно рассмотрим основные морфологические и неморфологические способы образования слов, проиллюстрируем их многочисленными примерами и выясним, какие из них наиболее продуктивны в современной речи.

Основные понятия теории словообразования

Определение Словообразование — раздел языкознания, изучающий закономерности создания производных слов на базе существующих в языке морфем (корней, приставок, суффиксов) и способы их комбинирования для выражения новых понятий.

Выделяют два основных типа образования новых лексических единиц:

tablica1

Фото: Work5

Давайте рассмотрим подробнее оба этих типа.

Морфологические способы словообразования 

Морфологический способ предполагает использование специальных словообразовательных средств — морфем. К нему относятся следующие разновидности:

  • префиксация;
  • суффиксация;
  • префиксально-суффиксальный;
  • сложение основ;
  • сложение смешанного типа;
  • аббревиация;
  • усечение основы;
  • безаффиксный.

1. Префиксация (приставочный способ)

Образование нового слова происходит путем присоединения приставки к производящей основе. Этот способ позволяет вносить различные оттенки значения:

  • Пространственные: от-лететь, при-бежать, у-ехать.
  • Временные: по-работать, от-цвести.
  • Количественные: на-солить, при-открыть.
  • Отрицательные: не-доглядеть, бес-сонный. 

2. Суффиксация

Образование слова путем присоединения суффикса к производящей основе. Наиболее распространенный и продуктивный способ во всех частях речи:

  • Существительные: глуп-ец, смел-ость, клад-овк-а.
  • Прилагательные: душ-евн-ый, молодеж-н-ый.
  • Глаголы: гор-ев-ать, разлом-ать.
  • Наречия: опасно-о, горяч-о. 

 3. Префиксально-суффиксальный

Одновременное присоединение приставки и суффикса к производящей основе:

  • под-вод-н-ый; 
  • за-город-н-ый;
  • об-вод-н-ить. 

4. Сложение основ 

Соединение двух или более корневых морфем в одно слово:

  • пар-о-ход;
  • лес-о-степь;
  • вод-о-лаз.

5. Сложение смешанного типа

Комбинация разных способов морфемного сложения:

  • пыл-е-сос-ить;
  • кислород-о-непроницаемый. 

6. Аббревиация 

Образование слова из начальных звуков/букв словосочетания. Активно используется в разных сферах:

  • Общественно-политическая: ООН, ЛДПР.
  • Научно-техническая: лазер, радар.
  • Разговорная: завхоз, спецкурс.

7. Усечение основы

Сокращение производящей основы:

  • комдив (от командир дивизии);
  • зав-каф (от заведующий кафедрой). 

8. Бессуффиксный (нулевая суффиксация) 

При бессуфиксном способе словообразования вместо добавления нового суффикса происходит, наоборот, его усечение.

  • рассказ-а-ть – рассказ;
  • переход-и-ть – переход; 
  • зелёный – зелень.

Неморфологические способы словообразования

Неморфологический способ образования слов не связан с изменением морфемного состава производящей основы. К нему относятся следующие типы:

  • лексико-семантический;
  • семантико-синтаксический.

Давайте рассмотрим каждый из них подробнее. 

 1. Лексико-семантический

Развитие у слова нового лексико-семантического варианта без изменения внешней формы:

  • Хвост животного — хвост (очередь).
  • Лист растения — лист (бумага).
  • Бежать — бег (спортивная дисциплина).

2. Семантико-синтаксический

Образование нового значения слова путем сочетания семантики и синтаксической функции компонентов словосочетания:

  • Белая кость (дворянин) — белокостный.

Эти способы демонстрируют гибкость русской словообразовательной системы и разнообразие приемов пополнения лексического состава. 

Продуктивность способов словообразования 

Не все способы словообразования одинаково активно используются в современном русском языке. Наиболее продуктивные виды:

tablica2

Фото: Work5

Они регулярно порождают новые лексические единицы, номинируя новые реалии и удовлетворяя коммуникативные потребности языка.

Остальные виды (безаффиксный, лексико-семантический и др.) обладают меньшей продуктивностью в современном русском языке.

Важным фактором является также стилистическая окрашенность производных слов:

  • нейтральная (учитель, читать);
  • разговорная (читалка, зубрила);
  • просторечная (ломота, обчелночить);
  • книжная (недруг, лжемудрец);
  • терминологическая (бесприставочный, аббревиатура).

Стилистическая принадлежность влияет на сферу употребления слова и его способность входить в литературный язык или ограничиваться определенными функциональными стилями.

Таким образом, словообразование ­— это динамичный участок языковой системы, обеспечивающий постоянное обновление и развитие лексического состава русского языка. Изучение его закономерностей и механизмов углубляет понимание богатства и выразительных возможностей русской речи. 

Тенденции развития словообразования

Важно отметить, что система словообразования не является чем-то статичным и раз и навсегда устоявшимся. Она постоянно эволюционирует, реагируя на изменения в жизни общества, развитие науки и техники, влияние иностранных языков и другие факторы.

К числу современных тенденций в области словопроизводства можно отнести:

  1. Усиление продуктивности иноязычных словообразовательных элементов:
    — приставки: анти- (антивирус), супер- (суперкомпьютер), поли- (полиграфия);
    — суффиксы: -инг (копирайт-инг), -ер (блог-ер), -изм (фемин-изм).
  2. Активизация сложения различных основ:
    — сложение с участием иноязычных элементов: веб-дизайн, бэк-вокал, блок-секция;
    — сложение на базе аббревиатур: СМС-ка, ВИП-зона, БАДы.
  3. Рост словообразовательной активности у заимствований:
    — они постепенно осваиваются русской системой аффиксации: твиттерить, геймер, примитивизм.
  4. Стремление к языковой экономии и компактности:
    — увеличение числа усечений, сокращений, аббревиатур: длинник (фильм), Димон (Дмитрий), ГМО и др.

Эти тенденции наглядно демонстрируют живой характер словообразовательных процессов, способность русского языка гибко откликаться на изменяющиеся реалии и сохранять коммуникативную эффективность.

Роль словообразования в языке

Функции словообразования в русском языке многообразны:

  1. Номинативная — создание новых наименований для обозначения новых понятий, предметов, явлений.
  2. Конструктивная — построение производных слов в соответствии с определенными моделями и закономерностями.
  3. Компрессивная — возможность передавать сложные смыслы в компактной словесной форме (лесозаготовка, сверхплановый).
  4. Экспрессивная — образование слов с дополнительными экспрессивно-эмоциональными оттенками (городишко, зубрила).
  5. Стилистическая — разграничение нейтральной, книжной, разговорной и других лексических пластов.
  6. Системообразующая — организация и систематизация лексического материала на основе структурных связей производящих и производных слов.

Изучение словообразовательных процессов имеет большое значение для лексикологии, лексикографии, теории и практики перевода, методики преподавания русского языка и других научных дисциплин. Оно помогает осознать глубинные связи между словами, понять многомерность языковой картины мира и способствует повышению общей языковой культуры.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту