23.08.2024
#Русская литература
42

Русская литература первой половины XIX века: особенности развития

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Значение русской литературы в контексте общественной и культурной жизни XIX века
  2. Социально-исторический контекст
  3. Основные направления и жанры
  4. Ключевые авторы и их произведения
  5. Наследие писателей первой половины XIX века
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

XIX век представлен важным периодом в развитии литературной области. Тогда она достигла расцвета, существенно повлияв на общественную, культурную жизнь Российского государства. Появляются новые жанры, великие писатели, поэты. Также литература глубоко взаимодействует с социальными, политическими процессами. В этой статье мы расскажем об особенностях русской литературы первой половины XIX века.

Улочка

Фото: DALL-E

Значение русской литературы в контексте общественной и культурной жизни XIX века

Этап русской литературы первой половины XIX века получил название «золотого века». Весь ход литературных процессов предшествующих веков стал подготовкой к нему. Период отличается активным формированием русского языка под влиянием А. С. Пушкина. Тогда же возникают новые направления.

В результате русская литература становится значимой для общественной, культурной жизни, отличающаяся следующими характеристиками:

  • Собственную литературную, языковую ценность несут сочинения того времени, вступающие в противоречие с литературными канонами, классицизмом; 
  • Русская литература отражала государственные события данного периода, поэтому отличается большой исторической ценностью.
  • Социальное значение проявляется в том, что в произведениях показаны особенности героев того времени.
  • В книгах поднимались вопросы, которые затрагивали некоторые области философского, религиозного характера. Это «вечные произведения», так как не теряют актуальности даже в условиях современности. 

Социально-исторический контекст

Государственные, мировые процессы того времени, отражались в литературе первой половины 19 века. Они представлены:

  • Политической обстановкой;
  • Социокультурными изменениями;
  • Влиянием Западной Европы на русскую литературу.

Политическая обстановка

Великая Французская революция, русско-французская война, восстание декабристов выступали в качестве основных исторических событий. Они вызывали вдохновение у писателей того периода. 

Ключевые идеи Французской революции представлены лозунгом «Свобода. Равенство. Братство». Требования французов заключаются в республике, равной ответственности любого из сословий, каждого гражданина перед законом. Этими идеями заинтересовались в России из-за назревших национальных проблем. Просвещенные круги муссировали идею отмены крепостничества, установления закона о том, что личность свободна, необходимости просвещать народ. Появлялись сторонники ограничить или упразднить самодержавие.

Дуэль

Фото:DALL-E

В первый период Французской революции (1789–1791) произошло провозглашение свобод, к которому дворянство отнеслось восторженно. Ситуация во Франции примерялась русскими дворянами к России, они грезили конституцией, гражданскими свободами, упразднением крепостного права. Большая часть дворянства не желала перемен. 

Во втором периоде Французской революции (1792–1793) общественное мнение резко поменялось в связи с казнью коронованных особ, противников диктатуры. Идеи Просвещения, учения Вольтера, Дидро выступали в роли источника кровавых злодеяний у консервативных дворян, убежденных монархистов. Приверженцы конституционной монархии, гражданских свобод видели вину такого сценария в непросвещенности государей, народов. 

С приходом к власти Наполеона произошло быстрое развитие Франции, что привело к примирению части дворянства со случившимися событиями. 

После этого французский император втянул все европейские державы в войну. Он без проблем завоевывал страны. Также он имел надежду на легкую победу над Россией. Но нападение Наполеона привело к сплочению русского общества. 

В этот период наблюдался небывалый подъем патриотических чувств людей различных сословий. Произошло отстаивание Россией своей независимости, великий полководец проиграл войну. 

Русско-французская война 1812 года осталась в коллективной народной памяти, литературе, культуре в целом как время всеобщего народного объединения. Именно так ее представили стихи Дениса Давыдова, «Воспоминания в Царском селе», роман «Война и мир» Л.Н. Толстого,  прочие сочинения, авторами которых являлись Пушкин А. С, Лермонтов М. Ю.

Собрание

Фото:DALL-E

Не менее значимым событием для русской литературы являлось декабристское восстание. У него неоднозначная оценка. Длительный период происходило оправдание членов тайных обществ, как борцов за свободу, которые отказались дать присягу, имели намерение уничтожения самодержавия. Несколько поколений считали их мучениками. В то же время были противники свержения власти, имея мнение, что это приведет к злу. Сами декабристы позже стали относится к восстанию, как к  роковой ошибке. 

В русской литературе несчастные судьбы восставших освещались с одной стороны, как вдохновляющий пример, с другой представляли серьезный проступок, из которого необходимо было сделать вывод. 

Социокультурные изменения

Первая половина XIX века отметилась мощным культурным взлетом, опирающимся на действия, совершенные в XVIII веке. Наблюдалось господство возрастающего национального самосознания русского народа, благодаря чему происходило развитие культурной области, характеризующееся ярко выраженным национальным характером. 

Начало XIX века отличается резким сближением России и Европы, особенно это усилилось после русско-французского противостояния. В зоне серьезного влияния этой войны оказались культурные области, представленные литературным, театральным, музыкальным, изобразительным искусством. Но из-за консервативных тенденций, которыми характеризовалась политика  русских императоров, произошло замедление культурного развития. Проявления передовой общественной мысли в литературной, публицистической, театральной областях терпели активное подавление со стороны правительства.

Население по большей части было необразованным. Тогда создавалась систему государственного образования, открывались одногодичные приходские школы, трехклассные уездные училища, семиклассные гимназии. Образование было бессословным. В приоритете было образовании е на дому, в котором изучались науки, в виде иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил общественного поведения. Для женщин образование оставалось недоступным. 

В этот период на уровне государства пришли к выводу в потребности большого количества образованных людей. Поэтому создавались учебные учреждения в виде Виленского, Киевского, Дерптского, Харьковского, Казанского, Петербургского университетов, а также происходило открытие профессиональных заведений, представленных межевыми, технологическими, горными институтами.  

Привилегия доступа к образованию в основном имелась лишь у представителей дворянского сословия. Из-за крепостного строя происходило торможение широкого народного просвещения, что не давало возможности использования культурных достижений всем населением. Дворянство обладало несколько иными запросами, чем остальное население, у которого происходило формирование собственных культурных традиций.     

В 1803 году ввели либеральный цензурный устав, благодаря которому общественно-публицистическая периодика получила развитие. Возглавлял ее «Вестник Европы», выпускаемый Н.М. Карамзиным. 

Война 1812 году стала толчком к появлению интереса к истории. Вместе с «Историей государства Российского, наблюдается создание других исторических произведений, например пушкинской «Капитанской дочки. Положено начало первым археологическим раскопкам. 

Восстание декабристов вызвало усиление цензурных уставов 1826 года, из-за чего многие издания прекратили существование. Популярные журналы того времени представлены «Москвитянином», «Телескопом», «Московским телеграфом», «Современником». 

Первая половина 19 века стала временем формирования крупнейших течений русской общественной мысли в виде славянофильского, западнического, революционно-демократического. Они способствовали культурному развитию России второй половины XIX века. 

Наука также переживала небывалый подъем. Ее разделение  было представлено естественными и гуманитарными дисциплинами. Кроме того, что углубились теоретические познания, большое значение было у научных дисциплин с прикладным значением, входящим в повседневную жизнь. 

Просвещение народа происходило с помощью издания книг. Начало XIX века характеризовалось существованием государственных типографий, тогда же осуществлялось оживление газетного, журнального дела. Все вышеперечисленные изменения отразились в русской литературе. 

Влияние Западной Европы на русскую литературу

На развитие русской литературы первой половины XIX века оказывала серьезное влияние западноевропейская. Писатели брали оттуда необходимые полезные вещи для творчества. Взаимодействие русской литературы с зарубежной играли серьезную роль в качестве новизны, глубине своеобразия национальной литературы. 

Русская литература приобщилась к мировым идеям, благодаря творчеству авторов, представленных В. Шекспиром, Э. Юнгом, Д. Томсоном, Т. Греем, Л. Стерном, Ж.-Ж.Руссо, И.В. Гете, И. Г. Гердером, Ф. Шиллером. 

Предпочтение русские писатели отдавали английскому прозаику Л. Стерну, написавшему «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Английский прозаик был интересен в качестве создателя путешествия в сентиментальном жанре, писателя, который способен к широкому охвату внутреннего мира человека, умеющим расположить своеобразием внутренних переживаний в причудливом сочетании возвышенного и обыденного, героического и низменного, доброго и злого, дающим выход его страстям. Произошло усвоение художественных открытий Стерна другими литературами, в том числе и русской. Проявлялись эти черты в творчестве Н. М. Карамзина («Письма русского путешественника»), А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»)

Сильное воздействие на писателей того периода оказывала и немецкая литература, представленная  И. Гете и Ф. Шиллером. До 1820 г. И. Гете имел известность в качестве автора «Страданий юного Вертера», характеризующимся типично предромантическим произведением, которое переведено на русский язык в 1787 году. В начале XIX века оно было самым вспоминаемым, часто цитировалось, являлось образцом для подражания. Популярность имела лирическая поэзия И. Гете.  

Направлением, пришедшим из Западной Европы, стал романтизм, родиной которого является Германия. В русской литературе это явление получает своеобразный отклик. Отечественная литература берет многое из западноевропейской, имея собственное национальное самоопределение. Русский романтизм отличается своей спецификой, своими национально-историческими корнями. Она заключается в сохранности исторического оптимизма в виде надежды на преодоление противоречий между идеалом и реальностью. Творчество русских романтиков вместило в себя западноевропейские черты в виде пафоса свободомыслия, бунта против несовершенного устройства мира, образа героя-гражданина. 

Основные направления и жанры

Основные направления той эпохи представлены сентиментализмом, романтизмом, реализмом. 

Начало XIX века ознаменовалось сменой классицизма сентиментализмом. Для него было характерно наличие интереса к внутреннему человеческому миру. Главный представитель — Н. М. Карамзин. 

Данное направление просуществовало недолго, в скором времени став романтизмом. Основная тема проявляется в свободе, выраженная в возможности показывать чувства, взгляды, высказывание мнения. Образ главного героя характеризуется противостоянием с обществом. Эти предпосылки дают характеристику своеобразному конфликту «человек-общество», «человек-окружающая среда».

Романтическое направление отличалось следующими чертами в виде:

  • Проблемы общественного непонимания, борьбы с окружающим миром;
  • Четкого разделения мира на «доброе» и «злое» в резком противопоставлении друг другу;
  • Постоянной внутренней и внешней борьбой центрального персонажа Такой человек отличается способностью к сильным эмоциям, чувствам, сочувствию, сопереживанию к людям, принесению в жертву чего-то своего на благо народа, государства.  

Романтизм представлен:

  • историческим романом;
  • романтической повестью;
  • балладой;
  • поэмой;
  • одой;
  • пейзажной, любовной, философской лирикой.  

 Позже произошло появление направления, отличающимся правдивым отношением к действительности под названием реализм.

Ключевые черты проявляются в следующих характеристиках в виде:

  • объективизма в изображении жизни;
  • нравственного авторского идеала, выраженного в произведениях;
  • типичных характеров, копируемых в различных произведениях;
  • характерных ситуаций, конфликтов, которые повторяется у разных писателей;
  • внимания к психологии героев. 

Писатели использовали реализм в произведениях вроде поэм, (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»), романов (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Гончарова «Обломов», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы» и т.д). 

Ключевые авторы и их произведения

Ключевые авторы первой половины 19 века представлены:

  • Н.А. Карамзиным;
  • В.А. Жуковским;
  • А.С. Пушкиным;
  • М.Ю. Лермонтовым;
  • Н.В. Гоголем.

Как уже отмечено выше, Н. А. Карамзин представлял сентиментализм. Черты данного направления больше всего проявляются в повести «Бедная Лиза». 

В. А. Жуковский — представитель романтического направления. Использует его черты в поэмах «Светлана», «Людмила», стихотворениях «Сельское кладбище» и т.д. Оказал значительное влияние на творчество последователей в виде А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. 

А.С. Пушкин вобрал в свое творчество черты различных направлений. Ранние произведения поэта, представленные «Кавказским пленником», «Бахчисарайским фонтаном», изобилуют особенностями романтизма.  В «Капитанской дочке», «Евгении Онегине» писатель шел в направлении реализма, показывая историческую и бытовую действительного той эпохи. 

Не отстал от А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» написана в духе романтизма. Главный герой находится в противоборстве с внешним миром, он поднимает «бунт» против правил монастыря, сбежав оттуда. Только на свободе он почувствовал настоящую, хоть и короткую жизнь.

Направление реализма началось с произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель в этом произведении продвинулся еще дальше своего учителя, изображая сложную внутреннюю жизнь человека, углубленно анализируя его душевные переживания. 

Реализм в творчестве Н. В. Гоголя проявляется при помощи использования стилистического приема преувеличения в «Мертвых душах». «Петербургские повести» отличаются сочетанием мистических, фантастических сюжетов с реализмом. 

Наследие писателей первой половины XIX века

Писатели первой половины XIX века сыграли свою роль в развитии литературы второй половины  XIX века. Они заложили основное направление, в котором писали их последователи — реализм. 

Вклад с помощью собственных произведений в развитие русского литературного языка был внесен А. С. Пушкиным. Благодаря этому, произошло пополнение словарного языкового состава, изменение смыслового значения большей части слов, улучшение грамматического строя языка.

Писатель способствовал расширению жанровых рамок, введению естественной, живой речи в произведения, относящиеся к высокому, среднему стилю. Также он осуществил развитие идей Н. М. Карамзина, перейдя на прямой порядок слов, отказавшись от сложных конструкций. Пушкин привносил в свое творчество просторечия, заимствования. 

Основные художественные типы, используемые в последующем всеми остальными авторами, заложены А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем. Один из них представлен типом «лишнего человека», воплощенным А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине», «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголем в «Шинели». 

Русская литература из XVIII века получила в наследство публицистичность, сатирический характер.  «Мертвые души» Н. В. Гоголя — яркий пример, когда автор, используя острую сатирическую манеру, изображает жулика — покупателя мертвых душ, знакомит читателя с различными типами помещиков — «аллегориями» разнообразных пороков. 

Позже этой манерой воспользуются многие писатели, например, М. Е. Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых», «Истории одного города». 

Таким образом, русская литература первой половины XIX века стала этапом становления для всей литературы этого периода.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту