Рады, что вам понравилась статья 😊
Фото: DALL-E
Задумка романа родилась у писателя еще в 1847, работа велась в течение 12-летнего периода. Когда произведение было практически готово к изданию, автор снова занялся переписыванием, насыщая роман новыми фрагментами, сократив ненужные части. В завершении писатель озвучивал мысль, что выполнял описание собственной жизни. Фактически И. А. Гончаров — прообраз своего персонажа.
Историческая обстановка того периода примечательна репрессиями печати, тема произведения отображала это явление. Писатель создал «Обломова» вследствие критики Белинским «Обыкновенной истории», это же помогло И. А. Гончарову в обрисовке характера, сущности центрального героя.
В период путешествия Гончарова вокруг света, написание романа прерывалось, после продолжилось. Роман претерпел изменения и был завершен.
Илья Ильич Обломов представленный главным героем произведения, живет в городе на Неве. Обладает патологической ленью, редко занимается какой-нибудь деятельностью. Помещик постоянно грезит воспоминаниями о родном поместье под названием Обломовка, где прошли его детские годы, рассуждает о жизни.
Друг Обломова — Андрей Штольц, наоборот деятельная личность. Пытается побудить приятеля заняться какими-нибудь делами. Штольц организовывает знакомство Ильи Ильича с молоденькой дамой Ольгой. Обломов принимает решение предложить девушке собственную кандидатуру для замужества. Свадьбы не случилось, причина — нерешительность главного персонажа.
Вскоре происходит переезд Обломова в другое жилище, где хозяйка Агафья Матвеевна Пшеницына устанавливает влияние над героем. Обломов все больше приобретает черты безвольности, бездейственности. Пшеницына начинает интересоваться новым жильцом, рождается ребенок. Мужем Ольги становится Штольц. Пара берет на воспитание сына Ильи Ильича и Агафьи. Позже к Обломову приходит смерть, причина кроется в малоподвижном образе жизни.
Литературный анализ романа «Обломов» заключается в следующих характеристиках:
Форма, содержание произведения позволяют утверждать, что «Обломов» является социально-психологическим романом, направление которого представлено натурализмом. Конфликт заключается в нескольких видах: противостояние человека обществу, мужчина — женщина. Наблюдается рельефное изображение социального разделения классов, описывается множество мельчайших деталей, даются характеристики персонажей.
Основная мысль произведения состоит в «обломовщине», которая становится нарицательным именем, являющимся полным отражением жизни, быта России того временного периода.
Признаки инфантилизма, омертвения душ представлены моральной распущенностью, нравственным разложением, деградацией личности. Они заканчиваются бессмысленным существованием, собственной ничтожностью.
Создание романа-автобиографии происходило в упрек своим привычкам, порокам, в желании борьбы с ними, в помощи читателя увидеть себя со стороны, чтобы отыскать метод такой борьбы.
В описании героя, имеющего «хрустальную душу», цель романа, по мнению писателя, заключается в поиске тончайшей границы, отделяющей мир «хрустальный» от действительного. Центральная идея произведения заключается в жизни в постоянном движении, развитии, стремлении освободиться от «обломовщины».
Такое состояние характерно для людей, склонных к деградации, не сильных духом. Только противопоставив себя обществу, которое находится в спящем состоянии, можно оставить статус живой личности. Только выражая собственную индивидуальность, человечество достигнет прогресса, новых свершений, открытий.
Фото: DALL-E
Образы героев романа:
Главный герой из-за слов приятеля, а затем и своей пассии должен выбрать либо праздный образ существования, либо деятельность. Конфликт отличается особенностями внешнего влияния. Обломову нравились фантазии о новом обустройстве имения, но никаких действий он не совершал. Друзья стремятся «вытащить» его из привычного существования, предпринять попытки к воплощению планов в жизнь. Но когда возникают малейшие препятствия, появляется необходимости проявлять твердые, решительные действия, Илья Ильич отказывается что-либо делать.
Также своеобразие романа представлено раздвоением конфликтной линии. Это заключается в следующих особенностях:
В романе наблюдается взаимосвязь, переплетение двух этих противостояний. Илья Ильич задает себе вопрос, почему он такой.
Для лучшего понимания характера героя, писатель показывает читателям мир Обломовки. Такой характер сформирован, благодаря веками воспитанному качеству надежды на помощь кого-либо, ощущения возможности выполнения дела за героя.
Обломовка отличается наличием не только труда крепостных, но предстает перед читателем «сонным царством» с умиротворенностью, покоем, но и имеет ту особую поэтичность русской тишины, рождающую в Обломове качества в виде мечтательности, поэтичности, стремления к высшему идеалу, внутренней свободы любви. Такие качества характера в столкновении с русской действительностью проявляют ее отторжение. Герой не может достичь своего идеала ни в служебной, ни в дружеской, ни в любовной сферах. Именно поэтому проводит время «лежа на диване», не принимая участия в ней, проявляя сознательный отказ.
«Обломов» — претендент на звание философского романа, благодаря наличию образов-символов, которые используются Гончаровым. Например, детали в виде дивана, халата Обломова постоянно сопровождают сонную жизнь. В описании мягкости, податливости ткани, принадлежащей восточному халату, автор приводит сравнение с послушным рабом. Это слово является причиной появления целого ряда отрицательных ассоциаций. При этом можно сказать о том, что халат в такой же рабском положении у владельца, как тот своего образа жизни. Они имеют зависимость друг от друга. Существование такой же зависимости наблюдается между Обломовым и слугой, являющимся рабом, то есть крепостным.
Яркое впечатление о персонажах могут быть представлены описаниями комнаты, окружающих предметов. Паутина, «запылившиеся зеркала» помогают создать впечатление того, что в комнате запустение. Писатель с помощью этих деталей показывает, что герой не видит, что «творится у него под носом».
Штольц увидел, что подобная обстановка присуща склепу, а жильцом может быть только мертвец. Но Обломов еще не утратил жизни, а представлен вполне живым, мыслящим, мечтающим человеком. Его мысль часто возвращаются к любимой Обломовке. Она имеет сходство с утраченным раем. Наблюдается ее отделение от мира, так как имение находится не близко. В течение пятилетнего срока здесь никто не скончался, а если происходило, то «там долго удивлялись подобному случаю».
Фото: DALL-E
Здесь течение времени замедлено так, будто оно остановилось. Наблюдается предрасположенность общества этого места к постоянному сну, обжорству, ленивого созерцания. При знакомстве с ним, к читателю приходит понимание происхождения главного героя. Он представлен логичным продолжением жизни всех жителей этой деревни.
Автор описывает Обломовку в виде библейских текстов. Это использование образов Библии, особого синтаксиса, с характерным определением после определяемого слова, многосоюзием.
Кончина героя в конце произведения показывает нежизнеспособность «обломовщины», но он заслуживает жалости по поводу того, что «хрустальная, прозрачная душа» погибла во мраке запустения.
Передача обломовского сына Штольцам может быть представлена интерпретацией в виде передачи будущего в руки людей, совмещающих в себе несколько качеств в виде привычки к постоянной работе, смелой мысли, доброго сердца. Писатель не решил, что важнее — активность или созерцательность, или же их совмещение. Можно сказать, что роман может иметь различные трактовки. Произведение отражает мысли, идеалы различных людей разного времени.
Критики не могли обойти роман стороной. Статья «Что такое обломовщина» Н. А. Добролюбова представлена в виде высокой оценки умения автора точного описания реальности, шлифовки малейших деталей в доведении их до идеала, чтобы предоставить читателям возможность вообразить обстановку происходящих событий.
По мнению Добролюбова, одна из черт «обломовщины» заключалась в полной апатии, абсолютном равнодушии к совершающемуся вокруг. Критиком подчеркнуто, что Обломов отличается наличием схожих черт с прочими литературными героями, представленными Гамлетом, Евгением Онегиным, Печориным. Но у них сильные натуры, Обломов является человеком, боящимся совершать любые действия.
Александром Васильевичем Дружининым отмечено, что «Обломов» довольно популярен у читателей. Благодаря писателю, слова, представленные «Обломовым», «обломовщиной» претерпели укоренение в русском языке.
Образ центрального персонажа интересен схожестью с незлобным, нежным ребенком, отличающимся милосердием.
Для героя характерна искренность. Он не обладал качествами притворства, стеснения других, не занял должность чиновника, механически совершающего работу, «не взобрался по карьерной лестнице», но не выдавал себя за другого человека.
Дмитрием Ивановичем Писаревым «обломовщина» была названа болезнью, усиливаемой славянской природой, жизнью общества. У Обломова характер, заключающийся в умственной апатии. «Обломовщина» дает точную характеристику отношения к существованию. Роман отличается наличием трех главных характеров в виде Ильи Обломова, Андрея Штольца, Ольги Ильинской. Писарев считает, что особенную пользу несет произведение для молодых девиц, прекрасно описывает добродетели, которые должны иметься в каждой женщине.
В статье Николая Константиновича Михайловского под названием «Софья Николаевна Беловодова» отлично раскрывается образ Ольги. По его мнению, образ героини обладает чертами неопределенности, непонятости. Ольга не испытывала чувств к бездействующему Обломову, а любила образ, который надеялась создать своими руками, перевоспитать. Возможно, главные герои обрели бы счастье, если бы планы Ольги воплотились в реальность.
Егором Петровичем Ковалевским также была дана высокая оценка произведению, но отмечено, что, по мнению некоторых, роман чересчур утомителен для чтения.
Центральный персонаж вроде бы характеризуется положительными чертами, добродетельный, но бездействие отбирает все достоинства. Даже любви не удалось избавить Обломова от этого качества. Илья сумел жениться на женщине, подходящей ему, бесцельно проведя оставшиеся годы.