Рады, что вам понравилась статья 😊

Узнайте основные концепции личности в отечественных психологических школах.
В этой статье мы рассмотрим основные подходы к изучению личности, сформированные в отечественной психологии, исследуем методологические основы деятельностного подхода и проведем сравнительный анализ взглядов ведущих психологов на формирование и структуру личности.
На создание этой статьи у нашей команды ушло 35 человеко-часов. В написании участвовали копирайтер, редактор, психолог-консультант и контент-менеджер.
Российская психологическая наука десятилетиями развивалась, опираясь на принципы деятельностного подхода, который определил уникальный вектор исследований личности в отечественной традиции.
В научных кругах до сих пор ведутся дискуссии об истоках деятельностного подхода. Существует мнение, что первоначальная формулировка этого принципа содержится в работе С.Л. Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности» (1922). Альтернативная точка зрения приписывает решающую роль в становлении деятельностной теории работам Л.С. Выготского, созданным в 1920–1930-е годы XX века.
Вне зависимости от вопроса приоритета, именно деятельностный подход стал тем фундаментом, на котором строилась отечественная психологическая традиция, отличающая ее от западных направлений психологии.
Известный психолог П.Я. Гальперин сформулировал сущность деятельностного принципа следующим образом: психическую деятельность следует изучать как компонент внешней, предметной деятельности человека, а не как изолированное явление. Такой подход подразумевает анализ психики через призму ее функциональной роли во внешней деятельности, которая определяет потребность в психике, ее содержательную сторону и структурную организацию.
Данная концепция заметно отличается от других психологических направлений. В противовес интроспективной психологии, деятельностный подход не концентрируется исключительно на внутренних переживаниях, а в отличие от бихевиоризма, не редуцирует психические процессы до набора реакций на внешние стимулы.
Понимание основ деятельностного подхода позволяет глубже проникнуть в сущность различных концепций личности, разработанных представителями отечественных психологических школ.
Лев Семенович Выготский (1896-1934), один из выдающихся методологов психологии, создал теоретическую основу для культурно-исторического направления, повлиявшего на понимание формирования и развития личности.
Фундаментальной в теории Выготского является идея об опосредствованности высших психических функций. В отличие от элементарных психических процессов, высшие функции (логическая память, произвольное внимание, понятийное мышление) формируются при участии культурных знаков и символов.
Когда вы используете схему или делаете заметки для запоминания информации, вы практически иллюстрируете принцип опосредствования своей памяти культурными инструментами. Этот механизм принципиально отличает психические процессы человека от психики животных.
Вторая ключевая гипотеза Выготского касается происхождения внутренней психической деятельности из внешней социальной активности через процесс интериоризации. Проведенные исследования показали, что первоначально овладение поведением происходит во внешнем, социальном плане, в сотрудничестве с другими людьми, и лишь затем функции становятся внутренними, индивидуальными.
Это положение воплотилось в общем генетическом законе культурного развития: психические функции сначала появляются как категория интерпсихическая (между людьми), а затем как интрапсихическая (внутри сознания ребенка).
Применительно к формированию личности, Выготский отмечал, что этот процесс равнозначен культурному развитию. По его мнению, показателем зрелости личности выступает соотношение натуральных и высших психических функций — чем больше в человеке представлено культурное начало, тем значительнее его способность к самоконтролю и саморегуляции.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), выдающийся организатор психологической науки, продолжил развитие идей Выготского, создав собственную теорию деятельности и внеся существенный вклад в понимание личности.
В концепции Леонтьева деятельность представлена как сложная иерархическая система. В ней выделяются относительно самостоятельные единицы: действия и операции на внешнем уровне; мотив, цель и условия на внутреннем. При анализе целостной деятельности становится возможным выявление ее внутренних системных связей.
Для правильного понимания структуры деятельности Леонтьев предлагает задавать три вопроса: «Ради чего осуществляется деятельность?» (выявление мотива), «На что она направлена?» (определение цели) и «Какими способами реализуется?» (анализ средств).
В теории Леонтьева личность рассматривается как внутренний аспект деятельности. Человек становится личностью только включаясь в систему общественных отношений. Важно различать понятия «индивид» и «личность»: если индивид представляет собой продукт биологической эволюции, то личность формируется в системе социальных связей и отношений.
Центральным в понимании личности у Леонтьева выступает понятие личностного смысла — отражения в сознании отношения мотива к цели деятельности.
Рассмотрим пример с чтением научной литературы студентами. Внешне одинаковое действие может иметь различное смысловое наполнение: один читает для профессионального развития, другой — для формального выполнения требований и получения оценки. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, можно по-разному интерпретировать смысловое содержание деятельности этих студентов.
Через исследование личностных смыслов деятельности раскрывается подлинная структура личности, недоступная при прямом наблюдении поведения.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), выдающийся философ и психолог, заложил методологические основы психологической науки и предложил оригинальный взгляд на проблему личности.
Фундаментальный принцип, сформулированный Рубинштейном, состоит в утверждении единства сознания и деятельности. Познание, согласно его теории, представляет не пассивное созерцание, а активный процесс взаимодействия с миром.
Этот принцип возник как ответ на кризисную ситуацию в психологии 30-40-х годов XX века, когда доминировали интроспективное направление и бихевиоризм. «Утверждение единства сознания и деятельности, — писал Рубинштейн, — означает понимание сознания не как созерцательного, пассивного процесса, а как деятельности субъекта, реального индивида, и признание деятельности человека предметом психологического исследования».
Особенно ценно, что Рубинштейн не только подчеркивал влияние деятельности на формирование личности, но и указывал на активную роль самой личности, способной делать выбор и проявлять инициативу.
В структуре личности Рубинштейн выделял триединство: направленность (чего хочет человек, его потребности и установки), способности (что может человек) и характер (что представляет из себя человек, его мотивы и потребности, закрепленные в устойчивых чертах).
Особую значимость в концепции Рубинштейна имеет понятие «субъект жизни» — это «личность в более высоком плане». Субъектом жизни является человек со сформированной мировоззренческой позицией, осознанным отношением к действительности, появляющимся в результате длительной внутренней работы.
По мнению Рубинштейна, личность проявляется через историю своего развития — «сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю».
Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) разработал комплексный подход к изучению человека, известный как проблема человекознания. Его концепция охватывает биологические, психологические и социальные аспекты личности.
Ананьев детально проработал систему понятий «индивид», «личность», «субъект» и «человек». В его концепции личность представляет собой более позднее образование по сравнению с индивидом.
Становление личности, по Ананьеву, происходит через образование устойчивой системы социальных связей, освоение средств коммуникации и предметной деятельности. Он проводит параллель: как становление индивида представляет длительный процесс эмбриогенеза, так и формирование личности — это многофазный процесс ранней социализации, наиболее интенсивный на втором-третьем году жизни.
Главной особенностью подхода Ананьева является идея интеграционных процессов. Индивидуальное развитие рассматривается им как внутренне противоречивый процесс, в котором происходит постепенное объединение и синтез психофизиологических функций.
Структура личности, согласно Ананьеву, организуется по двум основным принципам: субординационному (иерархическому), когда сложные социальные свойства подчиняют себе более простые, и координационному, когда взаимодействие разных свойств происходит на равноправной основе.
Такой интегративный подход позволил Ананьеву выйти за рамки узко психологического рассмотрения личности и включить ее развитие в более широкий контекст онтогенеза, социогенеза и персоногенеза.
Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973), психолог, психиатр и психотерапевт, создал оригинальную психологию отношений, предлагающую особый взгляд на структуру личности.
Центральная идея Мясищева заключается в том, что система общественных связей формирует субъективные отношения человека к различным аспектам действительности. Отношение рассматривается как особая форма отражения реальности сознанием.
По определению Мясищева, «психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».
Отношения личности — потребности, интересы, склонности — формируются в результате взаимодействия с конкретной социальной средой. Мясищев выделял различные виды отношений, включая эмоциональное отношение, познавательный интерес и оценочную позицию.
Особое внимание Мясищев уделял проблеме характера, определяя его как устойчивую в каждой личности систему отношений к различным аспектам действительности, проявляющуюся в типичных способах выражения этих отношений в повседневном поведении.
В структуре личности Мясищев выделял несколько уровней: доминирующие отношения личности как первичный план, психический уровень желаний и достижений как вторичный, и динамику реакций (темперамент) как третичный план.
Данный подход открывает возможности для понимания устойчивых характеристик личности через анализ ее отношений к миру, другим людям и самой себе.
Вольф Соломонович Мерлин (1898-1982) разработал целостный подход к изучению индивидуальности, известный как интегральная теория, которая представляет собой многоуровневую модель человеческой индивидуальности.
Мерлин выделял в индивидуальности несколько взаимосвязанных уровней: биохимический, соматический, нейродинамический, психодинамический (темперамент), личностный и уровень социальных ролей.
Важной особенностью его теории является концепция много-многозначных связей между этими уровнями. Это означает, что характеристика одного уровня может соотноситься с несколькими свойствами другого уровня, что обеспечивает гибкость и адаптивность всей системы.
В структуре темперамента Мерлин различал такие свойства как экстраверсия, тревожность, реактивность, импульсивность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная возбудимость, активность и ригидность. Каждое из этих свойств выполняет свою функцию в общей психодинамике личности.
Значимым вкладом Мерлина в психологию стала концепция индивидуального стиля деятельности — своеобразной системы психологических средств, к которым прибегает человек для наилучшего согласования своих индивидуальных особенностей с требованиями деятельности.
Мерлин утверждал, что темперамент, в основе которого лежат генетические факторы, в целом устойчив, однако его проявления могут модифицироваться под влиянием среды и опыта. Это открывает практические перспективы для работы с индивидуальными различиями в образовательной и профессиональной сферах.
В чем заключается принципиальное отличие деятельностного подхода от других психологических направлений?
Деятельностный подход изучает психику не изолированно, а в контексте практической активности человека. Этим он отличается от интроспективной психологии, сосредоточенной на самонаблюдении, и от бихевиоризма, сводящего психику к цепочке стимулов и реакций.
Как соотносятся между собой теории Выготского и Леонтьева?
Теория Леонтьева развивает идеи Выготского о социальной обусловленности личности. Опираясь на концепции интериоризации и опосредствования, предложенные Выготским, Леонтьев разработал структурную теорию деятельности и ввел понятие личностного смысла.
Где находят практическое применение отечественные концепции личности?
Теории отечественных психологов применяются в педагогической практике (система развивающего обучения), клинической психологии (патогенетическая терапия), организационной психологии (учет индивидуального стиля деятельности) и других практических областях, требующих понимания социокультурных факторов личностного развития.
Чем отличается понимание личности в отечественной психологии от западных концепций?
Отечественная психология рассматривает личность в неразрывной связи с деятельностью и социальными отношениями, акцентируя роль культурно-исторических факторов в ее становлении. Западные подходы чаще фокусируются на внутрипсихических, биологических или когнитивных аспектах, уделяя меньше внимания социокультурному контексту развития личности.