04.04.2025
#Психология личности
577

Предмет психологии личности: системный подход и методологические принципы

Узнайте о предмете психологии личности.

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Аннотация к статье

В этой статье мы рассмотрим предметную область психологии личности, основные методологические принципы исследования и научные подходы к изучению человека как системного объекта.

Содержание статьи
  1. Что изучает психология личности: определение предметной области
  2. Системный подход к изучению личности
  3. Основные методологические принципы психологии личности
  4. Научное исследование личности: теория и эксперимент
  5. Подведем итоги
  6. Часто задаваемые вопросы
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

На создание этой статьи у нашей команды ушло 35 человеко-часов. В написании участвовали психолог-исследователь, методолог науки, редактор и контент-менеджер.

Что изучает психология личности: определение предметной области

Психология личности занимает особое место в системе психологических дисциплин. Она исследует человека в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях.

Термин «личность» используется в двух основных значениях. В первом случае он обозначает человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Во втором — устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.

В психологии под личностью понимается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Особенности познавательной ситуации изучения личности

Определение предметной области психологии личности связано с тремя важными особенностями:

  • богатство феноменологии личности;
  • междисциплинарный статус проблемы личности;
  • неоднозначность положения личности в исследовании.

Богатство феноменологии личности проявляется в разнообразии индивидуальных особенностей человека — установок, черт, потребностей, эмоций, предпочтений. Существуют два подхода к этому многообразию. Первый стремится свести все проявления к одному психическому явлению (темпераменту, мотивации). Второй рассматривает личность как системный объект во взаимодействии с другими сложными системами.

Разные психологические школы рассматривают личность через различные призмы: одни — через черты характера, другие — через мотивацию, третьи — через систему ценностей. Это связано именно с богатством проявлений личности, которое делает почти невозможным охват всех аспектов в рамках одного подхода.

Междисциплинарный статус проблемы личности означает, что данное понятие изучается не только психологией, но и философией, историей, социологией и другими науками. По определению И.С. Кона, «понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты». К.К. Платонов определяет личность как «человека как носителя сознания», а Б.Г. Ананьев — как «субъект общественного поведения и коммуникаций».

Неоднозначность положения личности в исследовании связана с тем, что человек обладает способностью к рефлексии, самосознанию, самопознанию. Это создает особую ситуацию, когда личность может выступать одновременно объектом и субъектом исследования.

Системный подход к изучению личности

Личность как системный объект

Представьте, что вы пытаетесь понять, почему человек поступил определенным образом в конкретной ситуации. Если анализировать только его темперамент или только систему ценностей, картина будет неполной. Системный подход предлагает рассматривать личность как целостный объект, где все элементы взаимосвязаны.

В соответствии с этой точкой зрения человек как личность представляет собой системный объект, взаимодействующий с другими сложными системами — природой и обществом. Необходимость в системном подходе возникает тогда, когда многообразие информации требует обобщения и систематизации.

✏ Заметка
Системный подход не просто выделяет отдельные компоненты личности, но и устанавливает связи между ними, позволяя увидеть, как изменение одного элемента влияет на всю систему.

Рассматривая личность как систему, мы исследуем ее в трех планах:

  • как качественную единицу, имеющую специфические черты;
  • как часть макроструктуры, например, общества;
  • как часть микросистем, закономерностям которых она подчиняется.

Уровни и компоненты в структуре личности

Системный подход к изучению личности предполагает выделение уровней и компонентов. Уровень определяется как объединение свойств схожей сложности, а компонент — как автономная единица определенного уровня.

К примеру, согласно К.К. Платонову, индивидуальность представлена на четырех уровнях:

  • уровень направленности и моральных качеств личности;
  • уровень знаний, умений и навыков;
  • уровень индивидуальных особенностей психических процессов;
  • уровень темперамента, половых и возрастных особенностей.

Субординационный или иерархический принцип организации структуры личности означает, что более сложные или общие свойства подчиняют себе более элементарные и частные. Например, коммуникабельность включена в более общий фактор — экстраверсию.

С возрастом усложняются разноуровневые связи. Интересно, что у детей эти связи более простые, а у взрослых наблюдается тенденция к увеличению много-многозначности. Например, сила возбудительного процесса у ребенка 6–7 лет коррелирует только с тревожностью и импульсивностью, а у взрослых — еще и с ригидностью и экстраверсией-интроверсией.

Основные методологические принципы психологии личности

Научный подход к изучению личности основан на определенных методологических принципах, которые формируют рамки исследования. Методология задает общие принципы научного исследования и определяет характер связи данной отрасли знания с другими науками.

Принцип системности в исследовании личности

Принцип системности является фундаментальным для психологии личности. Он предполагает рассмотрение психических явлений как целостной системы, где части связаны между собой и влияют друг на друга.

📖 Пример
В современных психологических исследованиях обсуждается вопрос о статусе интеллекта в структуре личности. Интеллект не существует изолированно — он взаимодействует с эмоциями, мотивацией, ценностями. Интеллект влияет на личностное развитие, а личностные черты, в свою очередь, могут стимулировать или тормозить интеллектуальное развитие.

Когда вы изучаете новую информацию, ваш интеллект взаимодействует с мотивацией, эмоциональным состоянием и личностными чертами. Например, высокая тревожность может затруднять решение интеллектуальных задач, а любознательность — способствовать развитию интеллекта.

Принцип детерминизма: внешнее через внутреннее

Принцип детерминизма основан на идее причинной обусловленности психических процессов. С.Л. Рубинштейн сформулировал ключевое положение: «внешнее действует через внутреннее».

Согласно этому принципу, психическое имеет свою специфику, но при этом тесно взаимосвязано с материальным, образуя целостное бытие. Психическое представляет собой один из высших уровней этого бытия, выступая не только как обусловленное, но и как обуславливающее.

Современная психология личности применяет принцип детерминизма для объяснения закономерностей психической жизни, для поиска связей между сознанием и деятельностью. Центром этих отношений, по мнению С.Л. Рубинштейна, является личность.

Принцип развития: стадии и уровни личностного развития

Принцип развития предполагает изучение психических процессов с точки зрения их закономерного изменения. Развитие означает изменение, связанное с преобразованием внутренней структуры объекта, переходом от структуры одного качества к структуре другого.

В рамках этого принципа выделяются несколько задач:

Проблема детерминант развития. Исследуется влияние среды, социума и/или природы, наследственности на личность. Генетические факторы влияют преимущественно на интеллект и темперамент, тогда как ценности, идеалы и убеждения формируются под воздействием среды.

Проблема стадий развития. В разных теориях личности выделяется различное количество стадий. Так, З. Фрейд связывал развитие личности с психосексуальным развитием, а Э. Эриксон — с установлением новых ориентиров в связи с изменившимися социальными требованиями.

💡 Совет
При изучении стадий развития личности важно учитывать критерии перехода от одной стадии к другой. Это поможет понять логику развития и механизмы формирования личностных структур.

Проблема уровней развития личности. В психоаналитической традиции выделяются невротический, пограничный и психотический уровни организации личности.

  • Невротический уровень характеризуется хорошим тестированием реальности, зрелыми защитами, интегрированным Эго.
  • Пограничный уровень организации личности характеризуется более высокой интеграцией по сравнению с психотическим уровнем, но при этом сохраняет использование примитивных защитных механизмов.
  • Психотический уровень проявляется в плохом тестировании реальности, дезинтеграции и дезорганизации.

Принцип активности и субъектности личности

Принцип активности утверждает, что личность обладает свойствами инициативы, свободы выбора и избирательного поведения. Эта идея связана с принципом детерминизма в формулировке С.Л. Рубинштейна: «внешнее через внутреннее».

На теоретическом уровне исследования принцип активности связан с изучением динамических аспектов поведения, в частности с проблемой мотивации.

Принцип субъектности предполагает рассмотрение человека как автономной, инициативной личности, способной в определенных пределах изменять себя и окружающий мир. Для субъекта окружающая действительность является не только системой раздражителей, но и объектом его действия и познания.

Человек становится субъектом по мере того, как начинает выделять себя из окружающей действительности и противопоставлять себя ей как объекту познания. Человека как субъекта отличает творческий подход к решению проблем, инициативность, собственная целенаправленная активность.

Научное исследование личности: теория и эксперимент

Единство методологии, теории и эксперимента

Принцип единства методологии, теории и эксперимента имеет ключевое значение для научного изучения личности. Он позволяет осуществлять достоверную проверку теоретических гипотез — предположений о каузальных или корреляционных зависимостях между теоретическими конструктами.

Необходимость создания научной теории вызвана стремлением ученого систематизировать полученную информацию и предсказать поведение человека на основе выдвинутых психологических законов.

Проверка теоретических постулатов в эмпирических исследованиях

Принцип проверки теоретических постулатов в конкретном эмпирическом исследовании является нормативом научной деятельности. Вывод о верности теории строится на правилах проведения эксперимента:

  • формулировке гипотез;
  • планировании эксперимента;
  • контроле за побочными переменными;
  • анализе и интерпретации данных.
✏ Заметка
Эмпирическое исследование личности требует особой тщательности из-за сложности изучаемого объекта. Даже незначительные изменения в методике могут существенно повлиять на результаты.

Специфика исследования личности связана с ее способностью к рефлексии и самопознанию. Это создает как возможности (самооценочные методики), так и трудности (испытуемый может манипулировать результатами). Для повышения достоверности используются «шкалы лжи», выявляющие социально желательные ответы.

Подведем итоги

  • Предмет психологии личности — человек в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые формируются и проявляются в общественных связях.
  • Познавательная ситуация изучения личности характеризуется богатством феноменологии, междисциплинарным статусом и неоднозначностью положения личности в исследовании.
  • Системный подход рассматривает личность как целостный объект, взаимодействующий с другими сложными системами, и изучает ее на разных уровнях организации.
  • Основные методологические принципы психологии личности включают принцип системности, детерминизма, развития, активности и субъекта.
  • Научное исследование личности базируется на единстве методологии, теории и эксперимента, что обеспечивает достоверную проверку теоретических постулатов.

Часто задаваемые вопросы

Чем отличается понятие «личность» от понятий «индивид» и «индивидуальность»?

Понятие «личность» обозначает социально-психологические характеристики человека. «Индивид» используется, когда человека рассматривают как одного из многих представителей общности без указания на особые качества. «Индивидуальность» обозначает совокупность уникальных, неповторимых особенностей, отличающих человека от других людей.

Какие методы используются для исследования личности?

Для исследования личности применяются как количественные (тесты, опросники, эксперименты), так и качественные методы (наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности). В современной психологии личности часто используется комплексный подход, сочетающий разные методы для всестороннего изучения.

Как связаны темперамент и личность?

Темперамент является биологической основой личности и определяет ее динамические характеристики. Он влияет на формирование личностных черт, но не предопределяет их полностью. На основе одного типа темперамента могут формироваться различные личностные структуры в зависимости от социальных условий, воспитания и жизненного опыта.

Как принцип детерминизма «внешнее через внутреннее» проявляется в повседневной жизни?

В повседневной жизни этот принцип проявляется в том, что одно и то же внешнее воздействие вызывает разную реакцию у разных людей. Например, критическое замечание может мотивировать одного человека к самосовершенствованию, а другого — привести к обиде и отказу от деятельности. Причина различий — во внутренних условиях личности: ее ценностях, опыте, представлениях о себе.

1000 рублей скидка 🔥 на любую работу
действует 15 минут
00
:
00

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту
Используем cookie и сервисы веб-аналитики
Оставаясь на нашем сайте, вы даете согласие на использование файлов cookies и сбор данных системами веб-аналитики
Принять