Рады, что вам понравилась статья 😊
Каждый человек в ходе своего развития и роста проходит через определенные возрастные этапы, отличающиеся друг от друга уровнем физического, интеллектуального, эмоционального развития. Тесную связь между уровнем развития и возрастом у детей заметил Д. Б. Эльконин. Он предположил, что существует очень прочная связь между возрастом и развитием ребенка. Именно это положение легко в основу возрастной периодизации Д. Б. Эльконина.
Согласно концепции Д.Б. Эльконина, ребенок проходит 6 этапов развития.
До двух месяцев новорожденный малыш испытывает особую потребность в пище и заботе. Ребенок реагирует на свет, звук, прикосновения, внешние раздражители. В этот период малыш начинает улыбаться, концентрировать свой взгляд.
После 2 месяцев начинается активное взаимодействие с окружающей средой. Активно развивается сенсорное восприятие, речь, движения. Проявляются эмоции (радость, печаль, злость), формируется эмоциональная привязанность к родителям.
В целом этот период в жизни ребенка характеризуется:
Ведущим видом деятельности в этот период является общение со взрослыми через эмоции и игру.
Этот этап детского развития отличается быстрым физическим, психоэмоциональным, когнитивным развитием. В период с 1 до 3 лет формируется:
Ведущей деятельностью является предметная. Сюда относятся манипуляции с предметами, эксперименты, чтобы понять, как они «работают», строительство объектов из кубиков, конструктора, рисование, лепка и другие виды творческой деятельности.
Период раннего детства считается основным для дальнейшего полноценного развития ребенка.
В период дошкольного возраста в познавательной сфере наблюдается активное освоение речи, развитие памяти и восприятия, формирование элементарных математических представлений.В эмоциональной и личностной сфере происходит:
В дошкольный период усложняются социальные связи ребенка. Начинается активное общение со сверстниками, а также формируется гендерная идентичность.
Главным новообразованием этого периода является произвольность внимания — способность им управлять по собственному желанию. Ведущий вид деятельности — игра.
На первое место в период начальной школы выходит учебная деятельность — активное освоение знаний, умений и навыков. Наблюдается активный рост когнитивных способностей — памяти, логики, внимания, мышления. Ребенок начинает мыслить абстрактно без опоры на внешние предметы.
В начальной школе ребенок сознательно может управлять своими эмоциями. Также развиваются волевые качества. Определяющим фактором в поведении становится оценка действий ребенка учителем или значимым взрослым.
В личностной сфере наблюдается:
Ближе к 11 годам у ребенка возникает потребность в переоценке ценностей, а также чувство взрослости.
В этом возрасте продолжает развиваться абстрактное мышление, укрепляются познавательные интересы, формируется научное мировоззрение.
В плане эмоций ребенок начинает лучше контролировать себя, осознает свои поступки, правильность и неправильность своих действий. Появляются чувства дружбы, преданности, любви. Нарастает потребность в самоопределении.
Основное психологическое новообразование возраста — чувство взрослости и стремление считаться взрослым в окружающей среде. На первый план выходит общение со сверстниками, формирование социальных связей в коллективе, совместное времяпрепровождение, обмен информацией.
В этот же период формируется критическое мышление, усиливается стремление к самостоятельности и независимости от родителей.
В период старшей школы у ребенка усиливается интерес к философским, социальным вопросам, формируется мировоззрение и критическое отношение к действительности.
На этот период приходится окончательное формирование системы ценностей и жизненных идеалов, профессиональных навыков, развитие индивидуальности, самоопределение и выбор жизненного пути.
Ребенок принимает активное участие в жизни школы, семьи. Испытывает огромную потребность в общении со взрослыми и сверстниками.
В дошкольном и младшем школьном возрасте важно создать эффективную развивающую среду. Рекомендуется играть с детьми, читать книги, проводить развлекательно-познавательные мероприятия — экскурсии, поездки, конкурсы, познавательные игры. Учебный процесс необходимо сделать увлекательным и интересным.
В подростковом периоде, начиная с 11 лет, ребенка нужно воспринимать как личность. Уважительно относится к его потребностям, соблюдать личное пространство, учитывать интересы и мнение ребенка по любому вопросу. Важно поддерживать стремление подростка в самостоятельности и по-прежнему стимулировать научно-познавательный интерес через грамотно организованную познавательную среду.