Межличностный конфликт – явление вполне распространенное. Возможно, каждый задумывался о том, почему у людей возникают разногласия. В данной статье мы разберем причины межличностных конфликтов и способы их решения.
Фото: https://pixabay.com/
Определение межличностного конфликта
Определение: Межличностный конфликт – ситуация, основанная на противоречии индивида и социума в ходе их взаимодействия. Подобные столкновения интересов и противоречивых целей требуют немедленного разрешения.
В конфликте обязательно присутствует субъект и объект. Субъектами называют участников противостояния. Объектом – на что направлен конфликт, к чему стремятся субъекты конфликта или то, чем они хотят обладать.
Особенно часто межличностный конфликт возникает в групповых взаимодействиях. Причиной может стать дефицит ресурсов или конкуренция в чем-либо. Ключевым фактором выступают противоречия интересов как незнакомых людей, так и в кругу близких знакомых.
Внутриорганизационные конфликты, возникающие на фоне расхождения интересов, делят на три категории:
- Первая – происходит столкновение принципов, где реализация интересов одного участника осуществляется за счет ущемления интересов другого.
- Вторая категория – взаимодействие субъектов, где не затронуты их духовные и материальные потребности.
- Третья – ее называют несуществующими противоречиями, где до участников конфликта доходят искаженные факты либо неправильно истолкованная информация.
К социальным межличностным конфликтам также относят следующие классификации:
- Соперничество – стремление людей доминировать в обществе.
- Спор – разногласия, возникающие на пути решения поставленных задач.
- Дискуссия – обсуждение спорных тем.
Фото: https://pixabay.com/
Причины межличностных конфликтов
Возникновение конфликтов и их нарастание, нередко связано с рядом причин, которые делятся на несколько категорий:
- Ограниченность ресурсов – к примеру, нужно разделить какое-либо имущество и встает угроза того, что кому-то достанется больше.
- Зависимость – нередко по этой причине возникают конфликты между супругами, родителями и детьми. Данная причина может проявляться и в рабочих моментах, как зависимость в обязанностях или полномочиях.
- Восприятие – немало споров возникает из-за неправильного восприятия информации. Это может быть связано с логическими рассуждениями, языковым барьером, неправильно воспринятой интонацией, ответной реакцией.
- Агрессия – проявляется на фоне грубых слов, ехидных выражений, обидных высказываний.
- Игнорирование – нежелание отвечать на диалог, открытое равнодушие нередко приводит к межличностному конфликту.
- Тяга к самоутверждению – нередко это происходит за счет слабого или неперспективного человека.
Кроме того, стоит понимать, что межличностные конфликты развиваются в разном русле в зависимости от возраста участников, их социального статуса, уровня культуры и т.д.
Типы межличностных конфликтов
Типы межличностных конфликтов делятся следующим образом:
- Ценностные конфликты – возникновение противоборства на основе несовместимых или противоречащих друг другу ценностей, важных для участников спора. Если одна система ценностей посягает на другую, нарушается мирное взаимодействие людей.
- Столкновение интересов – споры возникают на фоне столкновения интересов оппонентов. Это связано с распределением различных благ или соперничества в достижении поставленной задачи.
- Конфликты, возникающие при нарушении установленных в обществе норм и правил.
Межличностные противостояния делятся на две основные формы в зависимости от проявления конфликтной ситуации:
- Первая – открытый конфликт. В этом случае мотивы недопонимания ясны и стороны их не скрывают. А оппоненты фактически провоцируют друг друга на возникновение ссоры.
- Вторая – скрытый конфликт. Здесь же мотив тщательно замаскирован, но постоянно возникают различные поводы, приводящие к недопониманию. К примеру, на предприятии один из сотрудников тайно надеялся занять руководящую должность, но ее отдают другому человеку. Открыто свое недовольство выразить не получается и возникает скрытый конфликт, причиной которого выступает желание самоутверждения.
Подразделяются межличностные конфликты и по времени существования. Они бывают кратковременными, длительными и затяжными.
Этапы развития межличностного конфликта
Структура возникновения и протекания межличностного конфликта развивается путем прохождения ряда этапов (фаз).
- Скрытый этап – он предшествует развитию конфликта. Недопонимание еще не развилось в открытое противостояние, но уже присутствует некая неудовлетворенность.
- Напряженность – если фаза неудовлетворенности (скрытая) сохраняется, происходит переход к этапу напряженности. Пока он предполагает пути к примирению, но уже именуется эскалацией конфликта.
- Этап противостояния оппонентов – начало открытого конфликта. Каждая сторона высказывает протест и не желает уступать. В конце данной фазы напряжение постепенно снижается, но пути примирения пока не достигнуты.
- Фаза завершения – нахождение компромисса или наиболее подходящего решения. На этом конфликт заканчивается.
Фото: https://pixabay.com/
Стратегии и методы разрешения межличностных конфликтов
Межличностные конфликты возникают повсеместно, но противостояния, погашенные в самом начале, как правило не получают продолжения. Не стоит доводить споры до активной фазы противостояния. Недопонимания, не перешедшие в открытую конфронтацию в 90% случаев заканчиваются перемирием. Если же конфликт уже разгорелся, нужно найти путь решения, способный удовлетворить обе стороны.
Постарайтесь действовать по предложенному плану и конфликт будет исчерпан в самом зачатке:
- Прежде выявляется проблема.
- Затем найдите решение, выгодное всем участникам конфликта.
- Обговорите с противоположной стороной ее согласие на предложенный вариант решения спора.
- При наличии аргументов либо отказа, внимательно выслушайте их.
- Предоставьте собственный вариант выхода из конфликта.
- Не нужно в это время критиковать либо давать неуместные советы, что лишь усугубит положение. Когда противоположная сторона видит доброжелательный настрой соперника, договориться о разрешении конфликта будет проще.
- Вспомните невербальные методы общения, они очень даже пригодятся. Чаще кивайте оппоненту, соглашайтесь с его аргументами, установите зрительный контакт.
Примеры разрешения межличностных конфликтов
Решение межличностных конфликтов происходит индивидуально, однако в качестве примера рассмотрим ситуации из жизни, которые помогут найти компромисс во взаимоотношениях индивидов.
- Нахождение компромиссного решения в паре – прежде пройтись по магазинам в угоду жене, затем вместе посмотреть футбол по телевизору для удовлетворения интересов супруга.
- Один из примеров, где межличностный конфликт заканчивается путем подавления мнения противоположной стороны может возникать на рабочем месте или во взаимоотношениях родителей и детей. В этом случае оппонент испытывает унижение и конфликт не считается исчерпанным.
- Самым эффективным способом решения межличностных конфликтов считается сотрудничество. На практике же достичь его сложнее всего. Личности садятся за «стол переговоров» и совместно находят выход из конфликтной ситуации. Причем обе стороны остаются удовлетворенными принятым решением. Переговоры не всегда приводят к исчерпанию конфликта, но способны найти оптимальный путь, который примут обе стороны.
- Уход от конфликта – когда человек уклоняется от конфликтных ситуаций, чтобы избежать их решений. В этом случае у оппонентов появляется дополнительное время на раздумье. Но так ситуация не решается, а недовольство копится. А значит данный вариант решения конфликта не способен привести к перемирию.
Межличностные конфликты возможно решить мирно, главное не поддаваться эмоциям. Гнев и агрессия не лучшие советчики в таких ситуациях, они лишь усугубят положение. Если так случилось, что вы не смогли сдержаться и наговорили кучу неприятных для оппонента слов, возьмите паузу, а затем обязательно извинитесь. После чего дайте понять противоположной стороне, что вы готовы к диалогу, но уже на более дружелюбной ноте. Искренние извинения позволят снять напряжение, и, возможно, приведут к конструктивному решению.