11.07.2024
#Право
42

Законодательная власть Российской Федерации

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Органы власти в РФ: структура и полномочия
  2. Законодательная власть
  3. Феномен власти
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Органы власти в РФ: структура и полномочия

Согласно реализуемому принципу сдержек и противовесов, государственная власть в Российской Федерации разделена положениями Конституции и федеральным законодательством на три самостоятельные ветви: исполнительная, судебная и законодательная.

Президент занимает особое место в структуре органов государственной власти. Он выполняет функции главы государства и согласует действия других органов.

Исполнительная власть осуществляется Правительством, которое находится в подчинении Президента. Руководит работой Правительства Председатель, а состоит оно из министерств во главе которых стоят федеральные министры, федеральные службы и агентства. На Правительство возложены полномочия по:

  • руководству органами, осуществляющими исполнительную власть, за исключением органов, находящихся в подчинении Президента; 

  • разработке, контролю исполнения государственного бюджета;

  • реализации государственной политики через утверждаемые национальные проекты и государственные программы в сферах деятельности гражданского общества;

  • управляет имуществом, находящимся в федеральной собственности и предпринимает меры по защите государственности от внешних и внутренних угроз, обороне страны.

На региональном уровне исполнительная власть представлена органами субъекта федерации, на которые возложены функции и полномочия правительства.

Судебная власть реализуется мировыми судьями, федеральными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ. В России гарантирована независимость судей. Суды подчиняются только законам и Конституции страны.

Высшим судебным органом с контрольными полномочиями является Конституционный суд. В его ведении толкование законов и проверка их на соответствие Конституции Российской Федерации. В части разрешения по существу гражданских, арбитражных, административных и уголовных дел. Высшим судебным органом является Верховный суд. Этот орган судебной власти осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов и формирует обзоры судебной практики с разъяснениями того, как им следует поступать при рассмотрении отдельных дел.

Законодательная власть

Определение: Законодательной является власть, которая реализуется с целью принятия новых и изменения существующих законов.

Без наличия эффективной законодательной власти невозможно нормальное функционирование государства и гражданского общества. 

Законодательная власть сосредоточена в Федеральном собрании. парламентском органе, состоящем из верхней и нижней палаты (Совет Федерации и Государственная Дума).

Верхняя палата представлена сенаторами Российской Федерации, нижняя — депутатами.

Совет Федерации: 

  • рассматривает вопросы изменения границ субъектов РФ;

  • утверждает предлагаемые Президентом указы о введении чрезвычайного и военного положения;

  • назначает выборы Президента и рассматривает вопросы его импичмента, лишения президентской неприкосновенности;

  • рассматривает кадровые назначения, предлагаемые Президентом, в Конституционный и Верховный суды, Генеральную прокуратуру и прокуратуры субъектов РФ, Счетную палату, федеральные органы исполнительной власти.

Госдума, помимо рассмотрения законопроектов и принятия федеральных законов:

  • курирует работу Правительства РФ, в том числе утверждает кандидатуру Председателя Правительства, его заместителей, решает вопросы о доверии Правительству;

  • курирует работу Центрального банка РФ и Счетной палаты РФ, в том числе утверждает кандидатуру Председателя ЦБ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов;

  • назначает и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека.

Структура законодательной власти

Федеральное собрание Российской Федерации действует на постоянной основе. Размер верхней палаты парламента зависит от количества субъектов РФ и количества, назначаемых Президентом сенаторов. Президент может назначить до 30 сенаторов, семерых из них — пожизненно за выдающиеся заслуги перед страной.

Госдума состоит из 450 депутатов, которые избираются на пятилетний срок и отраслевых комитетов и подкомитетов, временных комиссий, создаваемых для решения отдельных задач. Формируются комитеты и комиссии из числа избранных депутатов Государственной Думы и действуют в течение срока их депутатских полномочий.

История законодательной власти в России

До создания первого парламента законодательной властью в России обладало одно лицо — монарх (царь, впоследствии император).  Под давлением общественности в 1905 году императором Николаем II был образован первый двухпалатный парламент — Государственная Дума и Государственный совет Российской империи. Реальных законодательных полномочий это собрание не имело, поскольку император издавал законы, а парламент выступал совещательным органом.

Из-за конфликтов с монархом до 1917 года сменилось 4 состава парламента, 1 из которых отработал полный срок полномочий. Четвертая Дума прекратила отношения с самодержцем на фоне войны и внутриполитического кризиса. После роспуска депутаты были вынуждены собираться в тайном, частном порядке. Членами Четвертой Думы впоследствии было сформировано Временное правительство после отречения Николая II от престола.

В советское время законодательным органом был Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, а затем Верховный Совет СССР, осуществлявший свои полномочия в различном составе до осени 1993 года.

Особенности формирования

Избрание депутатов Государственной Думы осуществляется тайно и всенародно. Половина состава Госдумы (225 человек) избирается напрямую от избирательных округов по принципу «один депутат от одного округа». Оставшаяся половина избирается через федеральные списки политических партий РФ в соответствии с процентом набранных голосов.

Депутат Госдумы не может быть моложе 21 года. Он должен постоянно проживать на территории РФ, не иметь гражданства или другого законного основания проживания за ее пределами. Совмещение статуса депутата Государственной Думы и сенатора Совета Федерации не допускается.

Совет Федерации формируется без участия политических партий. Кандидаты в сенаторы должны быть не моложе 30 лет, должны иметь безупречную репутацию. Требования к гражданству других государств аналогичны требованиям к депутату Госдумы. Отдельным требованием для сенатора от субъекта РФ является требование о его постоянном проживании на территории такого субъекта (не менее 5 лет до выдвижения кандидатуры).

Феномен власти

В современном научном дискурсе политология акцентирует внимание на понятии власти как одной из ключевых категорий для анализа политических процессов и явлений. Понимание сущности власти представляет собой не только теоретическую, но и практическую основу для интерпретации политических событий и структурирования политической реальности.

Власть пронизывает все аспекты жизни человека. С рождения человек сталкивается с феноменом власти, который проявляется через социальные нормы, обязательства и ограничения. Культура и общественные институты формируют у личности осознание власти, ее проявлений и собственную роль в этой системе, как объект или субъект власти.

Феномен власти присутствует на протяжении всей истории человечества и наблюдается в животном мире, в человеческих сообществах, начиная с первобытных племен и до современности. В животном мире власть реализуется через инстинктивное подчинение и иерархию, а в человеческих обществах она приобретает более сложные формы, где инстинкты переплетаются с культурными и социальными конструкциями.

Понимание власти как способности отдельных лиц или групп воздействовать на поведение других людей в соответствии со своими целями позволяет выделить несколько ключевых аспектов данного явления:

  • предметная обусловленность, которая всегда имеет объект воздействия;

  • относительность, которая изменяется в зависимости от контекста и восприятия;

  • необходимость одобрения, когда может требоваться признание и легитимация от наиболее влиятельных социальных групп, таких как политические партии;

  • граница власти ограничивается там, где начинается насилие над личностью.

Эти аспекты помогают глубже понять, как власть функционирует в разных социальных и исторических реалиях, а также как она формирует политическую реальность.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту