Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение №1 Государство представляет собой уникальную сложную организацию политической власти, осуществляющую управление обществом на определенной территории, контролирующее и поддерживающие в ее границах стабильность и порядок. Оно наделено признаками, функциями, имеет фиксированные атрибуты.
Фото: https://darminaopel.ru/full_img/65cb8b8142659df3b3da54f3/12
Определение №2 Под национальным государством понимается образование, созданное народом в границах этнической территории.
Национальное государство проявляет политическую независимость и демонстрирует самостоятельность проживающего на этой территории народа. Такое образование абсолютно не совместимо с монархией. Появилось национальное государство достаточно поздно. Впервые о нем заговорили в 17 веке.
Нация представляет собой этническую общность людей. В процессе развития нации могут распадаться или, наоборот, отдельные этносы могут объединяться в группы и примыкать к уже образовавшейся нации — такие государства получили названия мультинациональных.
Система мировых национальных государств стала складываться поздно — в середине 17 века, после объявления Вестфальского мира, который подвел итоги Тридцатилетней войны и Реформации. Вестфальский мир закрепил в международных договорах новые социально-политические положения жизни в Европе. Фактически он привел к окончательному распаду Священной Римской империи, окончанию папства и положил начало новому этапу правления — буржуазии. Прошедшие буржуазные революции дальнейшее распространение национализма привели к тому, что в 19 веке существенно повысилась эффективность национальных государств, возросла их экономическая сила.
Образовавшаяся Вестфальская система государств не раз подвергались критике и осуждению. Не устраивала она в двух аспектах. Права нации в целом и отдельного человека на самоопределение противоречили принципам территориальной целостности и государственного суверенитета. В рамках существования мультинациональных государств было сложно соблюдать права всех людей. Вторым аспектом критики является неспособность государства осуществлять эффективное управление в условиях возникшей глобализации.
Национальные государства вынуждены развиваться, формироваться и изменяться в условиях ускорившейся глобализации. Современные ученые выделяют три главных типа государств:
Ядерные — страны, имеющие высокий уровень развития. У них сформирована эффективная политическая организация. Эти государства держатся на лидирующих и воинствующих позициях на мировой арене. Они стараются сохранить и закрепить сложившиеся основы. Власть имеет определенные рычаги контроля.
Периферийные — государства, зависящие от «ядра». Они менее влиятельны на мировой арене. Управление этими странами осуществляется слабой и нестабильной властью. Страны выступают в роли сырьевой базы для ядерных. Неповиновение может превратить их в изгоев.
Полупериферийные — государства, которые занимают промежуточное положение. Они придерживаются политической обособленности, занимаются наукой и производством технологической продукции. Эти территории не могут конкурировать с ядерными государствами, но способны оказывать давление на периферийные.
Ученые разделяют признаки государства на основные и дополнительные (специфические). К основным относятся следующие:
В правовом государстве выделяется два типа субъектов:
Субъект представляет собой лицо, имеющее право занимать активную позицию в любых отношениях.
Государственные символы представляют собой исторически сложившиеся символы, представляющие определенное государство, являющиеся формальным выражением его суверенитета. К числу официальных символов относятся герб, флаг, гимн, столица государства. Использование таких символов строго регламентируется законом, несоблюдение которого предполагает административное или уголовное наказание.
Символы могут быть не только у целого государства, но и у административно-территориальных единиц. Они могут быть даже у отдельных городов, однако уже не будут являться носителями суверенитета страны.
Специфические (дополнительные) принципы у того или иного национального государства могут появиться исходя из целей его создания, а также с учетом вверенных конкретному образованию функций. В разных исторических источниках присутствует отличающаяся информация относительно того, какие признаки являются дополнительными.
К числу специфических признаков относится язык. В некоторых государствах Конституцией закреплено несколько языков. На них осуществляется государственное управление, обучение, делопроизводство.
Вторым дополнительным признаком считается армия. Она необходима для того, чтобы осуществлять обороноспособность страны. С этой же целью устанавливается воинская обязанность. В каждой стране существуют рода войск.
Третий признак — гражданство. В странах, где признана республиканская форма правления, принято устанавливать гражданство, в странах с монархической формой правления — подданство. В некоторых странах допускается двойное гражданство.
Специфическим признаком является государственная валюта. Во ряде стран допускается использование нескольких валют, можно поменять одну валюту на другую. Она является платежным средством, должна быть подлинной и платежеспособной.
Идеи появления национальных государств происходят из необходимости в определении статуса граждан. Сейчас одной из главных функций такого государства становится упорядочение увеличивающихся потоков мигрантов.
Некоторым странам не удалось сохранить свою моноэтничность. Это связано с тем, что в государстве живут представители не одной культуры, а переехавшие из других стран люди хотят сохранить свои культурные традиции и привнести некоторые их элементы на новое место. Если этот тип государства создавался на основе гражданских признаков, то этнические меньшинства могут сохранять свои культурные традиции в новом месте.