06.08.2024
#Право
42

Государственная власть

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Государственная власть как форма выражения публичной власти
  2. Государственная власть в России
  3. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
  4. Символы государственной власти
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Государственная власть обладает широкими публично-властными полномочиями, специальным аппаратом принуждения, чтобы авторитетом силы, применяемыми способами руководства, эффективно управлять обществом. Реализацией исходящих указов и требований, предъявленных гражданам страны, занимаются высокопоставленные должностные лица, сотрудники государственных органов.

Государственная власть как форма выражения публичной власти

Когда в отдельно взятом государстве такие понятия как государственная и политическая власть являются тождественными, по всем признакам, значит, верховная власть осуществляет контроль над поведением и действиями общества. По сути, руководит личными, общественными, общенациональными и общегосударственными задачами.

В юридических трудах правоведов отражены неоднозначные мнения в отношении государственной и политической власти. Государственное верховенство относят к узкой категории, а политическое управление считают понятием широким. Где власть имущими становятся государственные структуры, партии, общественные организации. Хотя как политическая, так и государственная власть исходят от одной производной государства, а реализация происходит через прямое или косвенное участие.

Материалы учебной литературы относительно государства и права отождествляют государственную власть с публичной. Если рассматривать терминологию, то слово «публичный» идентично с «народный», то есть означает, что власть принадлежит народу. В этом случае трудно поставить знак равенства между понятиями публичная и политическая власть.

Истории известно, что возникновение политических режимов произошло позже народовластия или чередовалось под влиянием исторических событий, от чего зависело и развитие общественных начал. К тому же у публичной власти есть четкие и конкретные проявления квалификационных признаков, которые указывают на наличие политической и правовой природы официально признанной власти.  Организационно правовые формы имеют значительные, отличительные показатели от власти с социальным направлением. В любом случае ключевой веткой государственной власти является политическая. Она выступает в роли своеобразного регулятора общественного строя, а через государственный аппарат происходит формирование правового поля.

Государственное верховенство отличается методами управления, механизмами:

  • формирования образа власти, ключевыми ветвями, куда входят различные направления: социальные, народные, политические;
  • применяются социально важные инструменты для удовлетворения общественных интересов;
  • создаются политические институты, которыми целенаправленно управляет государственная власть, регулирует действия.

Главенство государственной власти, где особым субъектом является государство, определяется по ряду признаков:

  • Публичность. Предполагает открытость, прозрачность и доступность информации о деятельности государственных органов и должностных лиц для граждан и общественности. Публичность является важной частью демократического процесса и способствует укреплению доверия между властью и обществом.
  • Политический уклон. Структурой государственной власти окружают общественные организации, группы, партии, а политический строй принимает участие в управлении образованными формированиями.
  • Территориальность. Ограничивает власть в пределах государственных границ.
  • Суверенность. Подтверждает независимость страны на международной арене, распространение распоряжений идет на граждан и  иностранцев, прибывших в государство.
  • Полномочия, соответствующие законодательству страны, подтверждают, что в государстве действует власть легальная и легитимная.

Государственная власть — это единственное и необходимое звено, которое связывает в прочную структуру политический строй с законодательством, где государство через институты и органы выступает как субъект. Государственный аппарат управляет обществом, социальной, экономической, духовной жизнью граждан. Государство выражает властью свое могущество, волю, силу. Для этого внутри страны обеспечивается законодательный порядок, устанавливается государственным принуждением защита общества и границ государства от внешних посягательств.

Государственная власть в России

Российская Федерация принадлежит к демократическому федеративному правовому государству с республиканской формой правления. Это сложное территориальное образование из-за многонациональности, внушительной площади, разделенной на республики, края, области, автономии. В РФ свободно действует многопартийность с идеологическим и политическим разнообразием. В светском государстве не установлена главенствующая, обязательная государственная религия. Религиозные организации действуют отдельно от государства, но подчиняются законам, где основным считается Конституция. Этот главенствующий закон наделен высшей юридической силой. По конституционным правилам написаны все законодательные акты. Государственная власть в РФ разделена на самостоятельные ветви. Это законодательная, исполнительная и судебная отрасль.

Властные органы стремятся обеспечить стабильность в социальных отношениях при динамичном и последовательном развитии общества. Где частные интересы приравнены к общественным, а конфликты нивелируются компромиссами.

История государственной власти в России

Государственная власть в России формировалась поэтапно, на становление российского государства повлияли политические события разных периодов. Зарождалась российская государственность на византийско-христианских и татаро-монгольских источниках. Но европейские и восточные ценности были несовместимы, поэтому вначале своего формирования государственная власть прошла через этапы неудачного реформирования. Когда реформы либерального характера столкнулись с восточным менталитетом.

В западных странах, развитие гражданских обществ осуществлялось с нижних до верхних позиций, власть не влияла на подобные образования. В России господствовало государственное управление, как обществом, так и отдельной личностью. Индивидуальная ответственность отсутствовала, личности подчинялись коллективам. В экономических отношениях не было разделений в категорию собственности и власти. Правители обладали исключительным правом на решения и осуществление действий в отношении собственности, это была прерогатива власти. Российская государственность во времена своего становления за основу принимала властные отношения, считала залогом порядка для  обеспечения общих благ, исключала отношения собственности, так как власть и была собственником. Отсюда появился феодализм, и выделились сословия.

У историков свой взгляд на государственную власть Руси. Одни считают, зарождение произошло на почве развала стратегии хозяйствования, имущественного раздела на части, отчего сформировались классовые отношения. У других сложилось мнение, что государственность формировалась под внешним влиянием. Часто российское государство привлекало на царствование иностранцев по разным причинам. В результате немецкие исследователи XVIII века сделали вывод, что славянские народы не обладали способностью создавать государства, а успех российской государственности возник случайно.

Государственная власть в России в IX–начале XX века

Фактически не раз на царствование приглашались иноземцы. Влияли на такое становление родственные связи, когда власть передавалась по наследству. История выделяет основные этапы:

  1. В период Киевской Руси страной правил князь из рода Рюриковичей, в каждом городе был свой правитель знатного рода. Когда умирал глава, его место занимал заместитель, который стоял на ступень ниже. Происходило становление своеобразной иерархической лестницы. Верховный правитель судил провинившихся, разрабатывал правила поведения для подчиненных, обеспечивал внутреннюю безопасность. Население облагалось данью.
  2. В ХIII веке начали объединять русские земли, сменилась государственная социально-экономическая структура, появились первые очертания России. По-прежнему во главе государства стоял князь, в Думу входили бояре и окольничие.Во времена Ивана IV происходят значительные реформы, царь разделил страну на земщины, привлекаются к управлению церковные власти.
  3. Петр I изменил аппарат государственной власти, затронул общественную жизнедеятельность, старался российское общество сделать просвещенным.
  4. XVIII век знаменит государственными переворотами, царскую власть ограничили, частично передали вновь созданным органам – Верховному Тайному совету, Кабинету министров. Появились гражданские и уголовные суды.

Становление государственной власти и управления растянулись на столетия. В начале XX века создали государственную Думу.

Государственная власть в России в 1917–1922 годах

В 1917 году была провозглашена Россия как республика, которой управляло Временное правительство. После революции власть перешла Советам, Россию стали называть РСФСР. К 1918 году советская власть распространилась на 100 губерний, установилась в крупных городах. Новая власть упразднила дореволюционные государственные институты, суды с министерствами, исчезли думы.  Вместо законов выходят «декреты», управлять страной стал СНК, совет народных комиссаров. На съезде приняли Конституцию, в которую включили все положения и правила поведения субъектов. В основном законе больше не главенствовала государственная власть. Была вменена всеобщая трудовая повинность, не приветствовалось, а осуждалось тунеядство. Прежние судебные органы заменили народные суды с революционными трибуналами.

Государственная власть и управление в СССР

Советским правительством принято считать центральный орган управления государством. В разное время он имел различные наименования. В 1923 году правительством РСФСР был Совет народных комиссаров. 15 марта 1946 года Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в правительство СССР. Появилось много обновленных советов, кабинетов министров. Организовали комитет оперативного управления народным хозяйством. Реформы не спасли СССР от развала. Новые организаторы госпереворота изменили государственный строй и отказались от коммунистической идеологии. Вместо одной правящей партии родились десятки новых партийных образований. Члены попадали в государственные структуры на выборной основе.

Государственная власть в Российской Федерации

В настоящее время управляют страной:

  • Глава государства или Президент РФ, который обязуется обеспечить стабильное взаимодействие властных органов и надежное функционирование государства;
  • Высший законодательный орган Парламент или Федеральное Собрание;
  • Правительство РФ в качестве исполнительной власти;
  • Судебные органы для реализации судебной власти.

Фундаментом государственной власти служит организация и реализация принципов:

  • экономических – где собственность принадлежит к господствующей форме;политических, когда в представительные органы власти входят члены наиболее популярных политических партий;
  • идеологических – принятие мировоззрения с политическим ангажированием;
  • социальных, по методике осуществления задач общественного характера;
  • правовых – обеспечение порядка правовыми, юридическими, поведенческими нормами, обязанностями, запретами, ограничениями.

На Правительство РФ ложится обязанность управлять федеральной собственностью, обеспечивать оборону страны и законность гражданских прав и свобод.

Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Государственная власть сохраняется и действует благодаря различным специальным организациям. Властная система имеет внутреннюю структуру,  исполнительные органы в виде: 

  • прокурорских;
  • законодательных;
  • судебных;
  • избирательных;
  • специальных для главы государства и субъектов Федерации.

Власть субъектов системой органов, наделенных полномочиями, осуществляет выполнение государственных задач. Федеральное верховенство занимается законотворчеством, а исполнительная структура контролирует соблюдение законов. Правосудием занимаются суды, судебная власть независима, подчиняется только конституционным устоям и законодательству.

Символы государственной власти

Любое государство обладает символикой, обычно на формирование и образование символических отличий повлияло историческое становление. Государственными символами выражают суверенность страны. Правила по применению специальных символизирующих знаков устанавливает Конституция РФ и отдельные законодательные акты. Если использование нарушает закон или выражает надругательство, в зависимости от серьезности правонарушения, нарушителя могут привлечь к уголовной ответственности. В Российской Федерации к официальным государственным символам относятся:

  1. Государственный флаг. Это символ мира, единства, силы государства, который объединяет российских граждан, разных по национальности, религиозным и политическим убеждениям. Флаг служит напоминанием об исторических подвигах героев настоящего времени и прежних поколений.
  2. Государственный герб, который приняли в 1993 году, как символ неразрывности и преемственности истории Родины. На красном щите изображен двуглавый орел, такое изображение появилось в  1497 г. Большая корона символизирует законность в стране, а также то, что республики, края и области поддерживают законную честь. Каждый элемент на гербе отражает постоянную борьбу, но добро побеждает зло.
  3. Гимн государства — это музыкальное произведение, пропитанное духом патриотизма, созданное для восхваления державы.

Граждане России гордятся Отечеством, поддерживают традиционные ценности, верят в могущество государства, уважают символы страны.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту