01.08.2024
#Политология
42

Политическая система Турции: партии, разделение власти, реформы

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Историческое развитие
  2. Конституционная структура
  3. Политические партии и выборы
  4. Исполнительная власть
  5. Законодательная власть
  6. Судебная власть
  7. Местное самоуправление
  8. Политические реформы и вызовы
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Политическая система современной Турции строится на кемалистских принципах, разработанных еще в 1920-х гг. и превративших монархическое государство в Республику. Лидер национально-освободительного движения Мустафа Кемаль объявил о главенстве республиканизма, национализма, лаицизма, народности, революционности и этатизма. В видоизмененном виде его принципы присутствуют в политической жизни страны на современном этапе.

Историческое развитие

Турецкая Республика образована 29 октября 1923 г. Мустафа Кемалем. Он становится первым президентом и объявляет миру о невозможности реставрации монархии, единстве нации, лишении права на самоопределение меньшинств, светской направленности политики государства, и намерении организации жесткой борьбы с оппозицией. В 1937 г. в Конституцию вводят принцип этатизма, подчеркнув решающую роль государства в области промышленного строительства.

Также президент создает Народно-республиканскую партию и созывает Великое национальное собрание — Парламент. До 1945 г. эта партия оставалась единственной в стране. Фактическая власть принадлежала Кемалю. Его поддерживали армия и большая часть населения. Но после завершения Второй мировой войны соседние государства активно вмешиваются во внутренние дела Турции. Новый президент Исмет Иненю вынужден считаться с этим вмешательством. Он разрешает многопартийность. Главным соперником Народно-республиканской партии объявляет себя Демократическая партия. В 1950 г. она выигрывает выборы и проходит в Парламент. Вплоть до 1960 г. в стране борются две партии.

Но в мае 1960 г. в результате военного переворота президент Дж. Баяр и премьер-министр Мендерес лишаются постов. Летом 1961 г. принимаются положения новой Конституции, и официально закрепляется двухпартийная система. Великое национальное собрание, оно же Парламент, становится двухпалатным. В стране формируются новые партии, увеличивается число профсоюзов, общественная жизнь демократизируется, но из-за борьбы партий в 1971 г. начинается экономический и политический кризис. В 1980 г. власть переходит к военным, запретившим партийную деятельность. Но в 1983 г. запрет сняли и в Парламент смогли пройти представители от 15 партий. Правительство формировала Партия Отечества, соперничающая вплоть до 2002 г. с Демократической левой партией, а позже с Исламистской партией справедливости развития. Проблема борьбы партий и вмешательства в политику военных сохраняется и сейчас.

Конституционная структура

Еще несколько лет назад современная Турция была унитарным государством со смешанной формой правления. При наличии президента, многое в стране решали Парламент и Совет министров. Но с 2017 г. Турция — президентская республика. Сохраняется действие Конституции 1982 г., согласно которой законодательная власть принадлежит Великому национальному собранию — Парламенту. Собрание, как и во времена Кемаля, однопалатное. Мандаты получили около 500 депутатов. 

Во главе государства — президент. Сейчас в этой должности находится Реджеп Эрдоган. Он основатель Партии справедливости и развития, обладающей значительными полномочиями и фактически являющейся правящей. У Эрдогана довольно широкие полномочия в области трех ветвей власти. Он может принимать и отклонять законы, вершить суд.

Совет министров формировался из членов победившей на выборах партии. Премьер-министром становился глава партии, министрами назначенные им лица. Правовые возможности Совета министров были не менее обширны, чем у президента. От этого органа исходили постановления в области внутренней и внешней политики. Но с 2017 г. Совет министров упразднили, заменив Президентским кабинетом.

Политические партии и выборы

Избирательная система Турции — мажоритарная, подсчет голосов на выборах пропорционален. Избирательное право закреплено Конституцией 1982 г. и законом о выборах 1983 г.

Выборы должны быть свободными, тайными, прямыми, равными и всеобщими. Закрепляется одноступенчатость выбора и открытость подсчета. За соблюдением правил на выборах наблюдают руководство суда и надзорные органы. Голосовать разрешается всем гражданам, начиная с 18 лет. Исключение делается для военных и осужденных. Они права голоса не имеют.

Президента выбирает Великое национальное собрание 2/3 голосов. Голосование тайное. Президент избирается не из числа депутатов, если за него отдана 1/5 предложений от депутатского корпуса. На деле президент должен быть беспартийным и нейтральным по отношению к любой партии. Допускается три тура голосования. О начале выборов заявляют за 30 дней до окончания срока президентства или спустя 10 дней после прекращения полномочий действующего главы государства. Парламент, так и не сумевший определиться с выбором президента на протяжении трех туров, распускается и формируется с новым составом. Выборы в Парламент проводят один раз в 4 года.

В стране действуют несколько политических партий:

  • Партия Отечества;
  • Партия верного пути;
  • Партия национального движения;
  • Демократическая левая.

Но большее число голосов в Парламенте принадлежит умеренным исламистам из Партии справедливости и развития, главой которой является действующий президент.

Исполнительная власть

За исполнительную власть отвечают Президент и Совет министров — с 2017 г. Президентский кабинет. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, есть возможность переизбрания. Президент наделен правом назначения и увольнения министров.

На сегодняшний день в Президентском кабинете 16 министров, с 2017 г. должность премьер-министра фактически упразднена. Министры напрямую подчиняются президенту. Появилась новая должность — вице-президент. Как глава страны президент определяет поле деятельности Кабинета. Но министры в исполнении возложенных на них полномочий независимы. Заседания кабинета проводятся каждые две недели в резиденции президента.

Законодательная власть

Законодательная власть принадлежит Великому национальному собранию. С 2017 г. число членов Собрания увеличено. Большинство мандатов принадлежат Партии справедливости и развития и Партии националистического движения Турции. Председательствует с 2019 г. Мустафа Шентоп. От Собрания исходит большинство законов страны.

Судебная власть

Судебная система состоит из уголовно-гражданских судов, именуемых адлие, административных судов — идари, специальных судов — хусуси. Судами высшей инстанции считаются: Конституционный суд, Высший кассационный суд, Государственный совет, Высший военный кассационный суд, Высший военный административный суд и Суд по юрисдикционным конфликтам. С 2004 г. действуют региональные апелляционные суды, призванные облегчить нагрузку на суды высшей инстанции.

Надзор за исполнительной и законодательной ветвями власти уполномочен проводить Конституционный суд. Ранее в него входило 11 постоянных и 4 переменных члена. С 2017 г. число судей увеличилось до 17 человек. В суд выбирают судей из более низких инстанций. В ряде случаев судью назначает президент.

Судебная система Турции — сложная и разветвленная. В суде каждой инстанции существует ряд специализированных судов. Например, в судах гражданской инстанции существуют кадастровые, коммерческие суды, судьи, рассматривающие исключительно семейные или трудовые споры. Суды Хаджиза занимаются разбирательством дел, связанных с необходимостью взыскания алиментов и других долгов.

Местное самоуправление

В Турции 81 провинция. Управление находится в ведении гражданской и местной администрации. Избираемые на местах должностные лица обладают меньшими полномочиями, чем те, что назначаются свыше. Во главе гражданской администрации в провинции стоит губернатор, округ возглавляет губернатор округа.

На муниципальных выборах 2019 г. большинство голосов получили партия справедливости и развития и Республиканская народная партия. 

Политические реформы и вызовы

Политика страны определяется стремлением попасть в состав Европейского союза. В Турции наблюдаются общая демократизация общества и государства. Реформы и принимаемые законы направлены на защиту прав и свобод граждан, меньшинств, отстранение от власти военных.

Ограничение власти военных — первостепенная задача президента. В 2016 г. военные задумали переворот. Но он не удался, после чего начались чистки. Экономический ущерб составил порядка 14 млрд. долларов США.

При правлении Эрдогана в стране провели ряд реформ: финансовую — с целью уменьшения инфляции, экономическую — открыты свободные экономические зоны со специальными налоговыми послаблениями для компаний, работающих на экспорт. Проведены реформы и в области оборонной промышленности, заложено строительство более чем 700 военных объектов.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту