15.08.2024
#Литература
42

Символизм в русской литературе: особенности и задачи

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Понятие русский символизм
  2. Особенности символизма русской литературы
  3. Задачи и цели символизма в русской литературе
  4. Поэты-символисты
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Понятие русский символизм

Характеризуется русский непостижимый символизм появлением новаторских экспериментальных произведений, окутанных ореолом таинственности, недосказанности, неземной загадочности.

С появлением этого течения начинается в литературе мятежной России динамичный, наполненный смелыми идеями этап серебряного века. Отличается он утонченным символистическим поэтическим творчеством.Базой этих веяний послужили культурные французские модернистские течения, приверженцами которых выступали поэты: граф де Лотреамон, А. Рембо, П. Верлен, Ш. Бодлер, С. Малларме. Значительное влияние также оказали российские шедевры: проза Ф. Достоевского, поэзия Ф. Тютчева и А. Фета.

Зарождалась новая философия, распространившаяся не только в литературе, но и в живописи, музыке, в период глубокого кризиса европейской культуры, который проявлялся в отрицательной оценке базовых общественных идей, утрате доверия к научным постулатам, критике моральных ценностей, увлечении идеалистическими концепциями, расширении пессимистических настроений.

Особенности символизма русской литературы

Анализ содержательной, философской, теоретической базы символизма, сложившегося в России, позволяет выделить следующие стороны, отличающие его от других стран:

  1. Разделение символистского литературного течения на два основополагающих направления.
  2. Отсутствие в русском варианте единства концепций и стиля.
  3. Применение в роли средств выразительности, как высокого литературного слога, так и простонародных выражений. Наблюдается удивительная гармония «низкой» повседневной и одухотворенной возвышенной лексики.
  4. Возникновение в поэтических строках неясных образов, побуждающих читателя к интуитивному познанию произведения. В такой ситуации домысливания читатель, погруженный в причудливую нереальность, становился «соавтором» стихотворения.

Объединяло русских символистов, кроме поиска новых перспектив в литературной тематике и форме выражения, недоверие к обыденности, избегание четкости образов. Использовались аллегории и не всегда доступные для понимания символы.

Исследователи и литературоведы по-разному трактовали популярность модернистского поэтического направления. Известный революционер, политик, идеолог Лев Троцкий, например, считал русский символизм отчаянной попыткой немедленного бегства в подсознательный мир грез, иллюзий, желая распрощаться с жестокой реальностью.

Несмотря на противоречивость и нежелание отражать обыденность, новаторская идеалистическая поэзия оказала значительное воздействие на культурное пространство России, определив развитие инновационных литературных течений и групп.

Задачи и цели символизма в русской литературе

Как и в европейских странах, предпосылками русского символизма послужил кризис морали, ценностных ориентиров, положительного мировоззрения. Это течение, стремящееся к эстетизации жизни, не создавалось спонтанно, поэтому можно выделить следующие характерные для него задачи:

  1. Выражение быстро изменяющейся политической обстановки и картины мира через символы. Если, например, в наследии А. Блока проанализировать поэму «Двенадцать», несложно выделить такой символический образ, как метель, отражающая хаос и смуту послереволюционного периода. Белый снег означает очищение, голодный пес — уходящий мир, образ Христа — надежду на светлое будущее.
  2. Передача тревожащих мыслей, чувств, эмоций через завуалированные сравнения, скрытые намеки, делающие лирические произведения более яркими и звучными.
  3. Отражение при помощи символических набросков эмоциональной окраски текста.
  4. Передача через применяемую символику, которая становится частью сюжета, особенностей изображаемого в произведении объекта или черт характера не всегда реального лирического героя.

Эпоха символизма признается неоднозначным, но ценным этапом в русской литературе. Отмечается вклад новаторского течения в культуру по нескольким направлениям:

  1. В этот период проявили свой талант замечательные поэты, чьи утонченные изысканные произведения считаются культурным величайшим наследием.
  2. Появились инновационные и усовершенствовались традиционные средства выразительности. Например, метафора, аллегория, литота, метонимия, анафора, инверсия, гипербола, синекдоха. А также ассонанс, перифраз, эллипсис, олицетворение, эпифора зазвучали ярко и загадочно, стали звучными распространенными узнаваемыми.
  3. Благодаря символизму, удается почувствовать душевное состояние людей, ставших свидетелями великих переломных событий начала XX века. Поэты высказывали в поэтических строках и свое отношение к революционным преобразованиям, что обусловливает историческую ценность создаваемых произведений.
  4. Многие приверженцы символизма пытались познавать и отображать мир через духовное постижение. Нередко звучит в их строках божественная тема. Это придавало русскому философскому течению возвышенно-духовное звучание.

За счет быстро возросшей популярности изысканно-мятущейся поэзии символистов русская литература завоевала мировую известность.

Поэты-символисты

Идея интуитивного постижения реальных событий и отражения через символические образы мирового единства привлекала многих русских поэтов.

Выделяют в России два направления:

  •  Старшие символисты

Первые проявления русского символизма относятся к 90 годам XIX века. Считается, что отправными точками послужили созданные В. Брюсовым и А. Миропольским альманахи «Русские символисты» и критический труд Д. Мережковского «О причинах упадка…». Кроме этих авторов у истоков экспериментального литературного направления находились З. Гиппиус и А. Добролюбов.

В Москве первые изданные за счет поэтов стихи символистов не получили поддержки у критиков. В Петербурге же к завершению XIX века действовали два модернистских издания: «Мир искусства», «Северный вестник». Позднее В. Брюсов, ставший редактором московского издательства «Скорпион», напечатал стихи Добролюбова, а также рано погибшего молодого поэта-символиста И. Коневского.

Не входивший в новаторские группы Ф. Сологуб также создавал неповторимую прозу и прогрессивный поэтический мир. Но наиболее музыкальными читаемыми звучными признавались стихи К. Бальмонта, увлеченного красочной звукописью.

image1

Фото: Work5

Старшие символисты пропагандировали уход от мирской суетности в религиозно-духовную сферу, напитанную иллюзиями и фантазией.

  • Младшие символисты.

К младосимволистам  относят поэтов, чьи публикации появились после наступления 1900 года. Литературоведы чаще среди юных авторов выделяют А. Блока, С. Соловьева, Эллиса (Л. Кобылинский), А. Белого. Были и солидные состоявшиеся поэты: ученый В. Иванов, руководитель гимназии И. Анненский, композитор М. Кузьмин.

Молодыми символистами в Москве был создан кружок «Аргонавты» без строгих правил, отличающийся романтическим направлением. Стихи представителей утонченной поэзии второго поколения печатались в журнале «Весы» издательства «Скорпион». На их содержание заметно повлияли идеи В. Соловьева, провозглашавшего концепцию о незримом духовном начале, которое принизывает мироздание.

image2

Фото: Work5

Ориентировались младосимволисты на читателей-соавторов, способных понять и домыслить причудливые витиеватые неясные образы, которые пробуждают реальные переживания и эмоции.
 

Творчество символистов отличают абстрактные, сложные, порой иррациональные метафоры, вызывающие переживания и образы на уровне подсознания. Для них символ служит ассоциативной связью между земным и небесным миром. Такое искусство Брюсов обозначал как «поэзию намеков».

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту