20.08.2024
#Литература
42

Художественная литература

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Что такое художественная литература
  2. Роды художественной литературы
  3. Структурные типы текста
  4. Периодизация художественной литературы 
  5. Значение художественной литературы
  6. Значение художественной литературы в развитии детей
  7. Литературные термины
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

В этой статье мы расскажем, что такое художественная литература. Определим основные периоды ее развития, дадим краткую характеристику родам литературы и литературоведческим терминам. 

Что такое художественная литература

🤔 Определение

Художественная литература — вид искусства, в котором мысли, чувства, идеи автора выражаются посредством художественного слова и языковых конструкций. Литература как вид творчества отличается тем, что всегда предполагает наличие художественного вымысла. Через вымышленные миры и героев автор исследует окружающую реальность и внутренний мир человека.

В литературе затрагиваются множество тем — любовь, дружба, социально-бытовые конфликты, неравенство мужчин и женщин и многое другое. Все это делает литературу универсальным видом творчества, способным выразить абсолютно любую идею автора.  

Роды художественной литературы

Литература как вид искусства подразделяется на три рода:

  • эпос; 
  • лирика;
  • драма.

Драма

🤔 Определение

Драма — род литературы, в котором конфликт или событие развивается во времени через диалог. Авторский голос в драматических произведениях практически не слышен. Он проявляется лишь в ремарках и кратких пояснениях. В центре драмы всегда находится конфликт, который ограничен временем и пространством. 

Основным жанрами драмы являются:

  • трагедия;
  • комедия;
  • драма;
  • водевиль;
  • мелодрама; 
  • фарс. 

Драматические произведения состоят из:

  • экспозиции — начало действий;
  • развития действий;
  • кульминации — наивысшая точка развития сюжета, где конфликт достигает своего наивысшего напряжения;
  • развязки — конфликт находит свое разрешение. 

Лирика

🤔 Определение

Лирика — род литературы, где основное внимание уделяется внутренним переживаниям лирического героя, его чувствам и эмоциям, впечатлениям. Лирические произведения не имеют сюжета. Иногда в стихах можно увидеть повествовательный элемент, но главный акцент в лирике всегда делается на внутреннем мире героя. Лирические произведения имеют стихотворную форму, состоящую из системы рифм, повторений, ритма, длины строки. 

Лирические произведения отличаются субъективностью, эмоциональностью, сжатостью художественных форм, мгновенностью восприятия и монологичностью. 

Основными жанрами лирики являются ода, элегия, эпитафия, послание, эпиграмма. 

Эпос 

🤔 Определение

Эпос — род литературы, где главной составляющей является повествовательный элемент. Эпические произведения имеют сюжет, в центре которого обычно находится конфликт, главные и второстепенные герои. Действия, события развиваются во времени и находят свое логическое завершение. В больших эпических произведениях может быть несколько сюжетных линий  и главных героев. 

Эпос в отличие от лирики концентрируется на внешнем описании окружающей действительности. Человек интересен с точки зрения его поступков, поведения, которые обусловлены социальными причинами. Внутренний мир героя отходит на второй план, часто в эпических произведениях ему вообще не уделяется внимания. 

Эпос как вид искусства характеризуется умеренной объективностью, разнообразием форм и жанров, последовательностью, логичностью повествования.

Эпические произведения строятся по одной и той же структуре:

  1. завязка;
  2. развитие;
  3. кульминация;
  4. спад;
  5. развязка.

Основными жанрами эпоса являются роман, рассказ, новелла, очерк, мифы, эпопея, сказка. 

Лироэпос 

🤔 Определение

Лироэпос — род литературы, который сочетает в себе признаки лирики и эпоса.

От лирики эпос взял стихотворную форму, эмоциональность, сосредоточенность на внутренних переживаниях героя. От эпоса — сюжет, последовательность и логику повествования. Лироэпические произведения имеют:

  1. завязку;
  2. развитие;
  3. кульминацию;
  4. спад;
  5. развязку. 

Основными жанрами лироэпического жанра являются баллада, басня, поэма. 

Структурные типы текста

🤔 Определение

Структурный тип текста — это способ организации языка для передачи основной мысли автора. Это может быть описательный, повествовательный, стихотворный текст и пр. 

Поэзия

В поэзии для организации авторской мысли используется стихотворный текст. Особое значение здесь имеют ритм, рифма, количество одинаковых повторений, чередующиеся ударные и безударные слоги, стихотворные размеры. 

Проза 

В прозе используются в основном повествовательный и описательный тип текстов. Повествование помогает автору рассказать историю, сосредоточиться на героях, их действиях, внешних событиях. Описательные тексты используются для создания мысленной картины в сознании читателя. Они помогают лучше представить внешность героя, пейзаж, место действия. 

Периодизация художественной литературы 

Художественная литература зародилась в глубокой древности и прошла большой путь развития до своего нынешнего состояния. В ее истории можно выделить следующие этапы.

Античная литература 

Литература как самостоятельный вид творчества сформировался в Античности VIII в. до н. э. — V в. н. э. Первостепенное значение здесь имели произведения древнегреческих и древнеримских авторов. Античная литература заложила традиции западноевропейской литературы. В частности, Аристотель разработал учение о родах литературы, которое не утратило своей актуальности до сегодняшнего дня. 

Античные писатели в произведениях исследовали природу человеческой добродетели, изображали героические подвиги, размышляли о неотвратимости судьбы, высмеивали человеческие пороки. 

Яркими представителями античной литературы стали Эсхил, Гомер, Гораций, Аристотель, Платон, Еврипид, Софокл и пр. 

Средневековье

Литература Средневековья (V–XV вв.) формировалась под влиянием народного творчества, античности, значение которой было сведено к минимуму, и христианства. Литература того время носила строгий морально-дидактический характер и служила для распространения христианской морали и ценностей. Герой, стоящий в центре произведения, всегда стремился к христианскому идеалу. Расцвет средневековой литературы пришелся на XIII в. Создавали в основном  художественные произведения на латинском языке, иногда — на германском или романском.

Возрождение  (Ренессанс)

В эпоху Возрождения ( XIV–XVI вв.) возрождается интерес к античности. Писатели все чаще обращаются к светским сюжетам, проблемам обычных людей. В это время четко прослеживаются гуманистические тенденции в литературе. Авторы все чаще экспериментируют со словом, формой и содержанием. Открывают новые для себя темы — любовь, предательство, природа, важность науки. На это время приходится бурное развитие национальных языков. 

Яркими представителям литературы возрождения стали Мигель де Сервантес, Уильям Шекспир, Франсуа Рабле, Джон Мильтон.

Просвещение

В эпоху Просвещения литература начинает воспевать могущество человеческого разума. Культ разума создал условия для развития классицизма как отдельного направления. Литература все чаще подчеркивала важность рационального мышления. Делала акцент на научном прогрессе. Однако очень скоро на смену классицизму пришел сентиментализм, уделяющий большое внимание внутреннему миру человека. Яркими представителями эпохи Просвещения были Джонатан Свифт, Даниэль Дефо. 

XIX век

Начало XIX в. ознаменовалось расцветом романтизма, возникшего на почве неудовлетворенности существующей реальностью. В центре романтических произведений всегда стоял бунтарь-одиночка, протестующий против всего мира. В рамках романтизма появились фантастическая повесть, приключенческий роман, детектив. Писателями-романтиками являлись Гофман, В. Гюго, Ф. Купер, Г. Байрон. 

На смену романтизму пришел реализм, беспристрастно отражающий окружающую действительность и человека в ней. Реалистические произведения ничему не учили, не идеализировали, не давали оценочных суждений, на насаждали мораль. Реалисты показывали обычную жизнь во всех ее проявлениях. В рамках реализма писали О. де Бальзак, Л. Толстой, Ч. Диккенс, Ф. Достоевский.

Модернизм

Модернизм (I пол. XX в.) был напрямую связан с ужасами Первой Мировой войны и стремлением построить новую реальность. Модернистские произведения все чаще становились аполитичными, а сами писатели стремились к изоляции, отчужденности. Модернисты искали нетривиальные темы для творчества. Существующая реальность их мало интересовала. Модернисты часто обращались к тонким слоям человеческой психики, к внутреннему миру, использованию символов. Литература модернизма часто была субъективной, многозначной и неопределенной, оставляла читателю возможность интерпретировать сюжет по-своему. Среди модернистов особенно выделялись М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джойс, В. Вулф. 

Постмодернизм

С сер. XX в. в литературу пришел постмодернизм. Возник он в рамках модернизма и как реакция на него. Постмодернизм — сложное противоречивое явление, характеризующееся рядом свойств:

  • интертекстуальностью;
  • аллюзиями;
  • гипертекстом;
  • отсутствием развязки в сюжете;
  • использованием иронии и черного юмора;
  • игрой с читателем;
  • смешением стилей и направлений;
  • нестандартным построением текста;
  • игрой со смыслами.

К постмодернистам относится творчество Хулио Кортасара, Милана Кундеры, Умберто Эко, Итало Кальвино и многих других. 

Значение художественной литературы

Художественная литература играет важную роль в жизни человека, потому что она:

  • помогает лучше понять себя и окружающий мир;
  • развивает творческие способности;
  • снимает напряжение, избавляет от стресса;
  • развивает речь, интеллект, память;
  • способствует личностному развитию;
  • объединяет людей по всему миру.

Значение художественной литературы в развитии детей

Художественная литература имеет огромное значение для развития детей:

  • Книги — источник знаний и способ познания окружающей действительности.
  • Литература развивает любовь к чтению и открывает доступ к сокровищнице мировой культуры.
  • Расширяет кругозор, развивает речь, улучшает коммуникативные навыки.
  • Побуждает к эмпатии к окружающим.
  • Улучшает память, мышление, внимание, концентрацию и повышает уровень интеллекта.
  • Помогает раскрыться творческому потенциалу. 

Литературные термины

  • Анафора — повторение слова или фразы в начале следующих друг за другом предложений или строк.
  • Антагонист — противник или сила, противостоящая главному герою.
  • Ассонанс — повторение гласных звуков в близко расположенных словах.
  • Драма — род литературы, в центре которого лежит конфликт, развивающийся в пространстве и во времени. Литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене.
  • Эпопея — роман большого объема, в центре которого находится значимое историческое событие. Как правило, имеет несколько сюжетных линий и главных героев.
  • Гипербола — осознанное преувеличение, используемое для выражения авторской мысли.
  • Ирония — тонкая насмешка, которую автор использует, чтобы подчеркнуть свое отношение к человеку, действию или событию.
  • Классицизм — направление в литературе, где главное место занимает рациональное мышление и вера в разум человека. 
  • Лирика — род литературы, служащий для отражения внутреннего состояния человека, его эмоций, переживаний. 
  • Метр  — регулярный ритм, создаваемый повторением ударных и безударных слогов в стихотворной строке.
  • Мотив — мысль, идея, которая движет всеми поступками главного героя.
  • Персонификация — придание человеческих качеств неодушевленному предмету или абстрактному понятию.
  • Риторический вопрос  — вопрос, на который не требуется ответ. Ответ и так ясен из контекста произведения.
  • Рассказ — малая эпическая форма, повествующая о небольшом событии из жизни главного героя. 
  • Романтизм — направление в литературе, где центральное место занимал конфликт между героем бунтарем-одиночкой и обществом. 
  • Реализм — литературное направление, объективно отображающее жизнь во всех ее проявлениях. 
  • Роман — эпическое произведение большого объема, повествующее о каком-либо событии из жизни героя. 
  • Сентиментализм — направление в литературе, призванное отражать душевное состояние человека. Целью сентиментализма являлось «правильное» воспитание личности.
  • Символ  — предмет, действие или слово, имеющее более глубокое или абстрактное значение.
  • Тема — явление, событие, описываемое в литературном произведении.
  • Эпос — род литературы, где действия, события и поступки героев орисываются последовательно. 
Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту