11.08.2024
#История России
42

Российские «бритоголовые»: социокультурный феномен

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. История «бритоголовых» в России
  2. Социокультурные аспекты бритоголовых
  3. Мотивация бритоголових
  4. Политика и общественное мнение
  5. Сравнение отношения к бритоголовым в разных регионах России
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

История «бритоголовых» в России

Российские «бритоголовые»: социокультурный феномен

Фото: Work5

Исторические корни движения скинхедов

Субкультура скинхедов, название которых традиционно переводится на русский как «бритоголовые», зародилась в Великобритании полвека назад. В конце шестидесятых Англия была законодательницей субкультурной моды, сформировавшейся вокруг музыкальных тусовок андеграунда. Скинхеды были эклектичным движением, на становление которых повлияли модные тенденции характерные для абсолютно разных классов. Ядром бритоголовых стали рабочие парни с заводских окраин, носившие грубую одежду, тяжелые ботинки. Короткая стрижка первоначально была не данью моде, а утилитарной потребностью. Простому рабочему неудобно следить за прической, а в драке без волос обходиться было гораздо практичнее. Музыкальные пристрастия скинхедов были сосредоточены вокруг музыки бедных слоев населения: рабочего класса и мигрантов. Последние принесли на британскую землю стили ска и регги. Маркером движения была и любовь к футболу. Скинхеды объединялись в группировки футбольных хулиганов, посещали матчи, выпускали пар в драках с представителями «фирмы» соперника.

Факторы, повлиявшие на формирование этого феномена

1970-е годы в Великобритании стали апофеозом экономического кризиса. Безработица и бедность выросла до критического уровня. Молодые люди без жизненных перспектив объединялись в уличные группировки и вымещали злость на тех, кто, по их мнению, виноват в кризисе. Тогда же в скинхед-субкультуре появились две составляющих, сформировавшие канонический образ: агрессивная панк-культура и нацистская идеология. За океаном, в Америке, эта культура нашла подпитку в таких традиционных движениях, как Ку-клукс-клан. В Россию субкультура скинхедов пришла на рубеже 1980-1990-х годов. Тогда, как и в Великобритании, наша страна переживала тяжелейший экономический кризис. Растущие националистические настроения были отмечены во всех бывших республиках Советского Союза, однако в России все отягощалось боевыми действиями на Кавказе. В то же время в стране появились десятки легальных и полулегальных политических организаций, которые открыто или завуалировано проповедовали нацистские и фашистские взгляды. С националистической аудиторией заигрывали даже респектабельные политики. В такой среде появление наци-скинхедов было неизбежно.

Социокультурные аспекты бритоголовых

Российские «бритоголовые»: социокультурный феномен

Фото: Work5

Типичные черты внешности и поведения

В основу движения, как и в Великобритании, легли агрессивная и тяжелая рок-музыка, фанатское движение и нацистская идеология. Группировки скинхедов появились во всех крупных городах европейской части России. Они употребляли алкоголь, посещали концерты, футбольные матчи, которые неизменно заканчивались дракой. Но самыми страшными были рейды по улицам, рынкам и торговым точкам, стройкам, во время которых бритоголовые избивали людей с неславянской внешностью. Другой жертвой были поклонники «неправильной» музыки: хиппи, рэперы и другие представители «черных», по мнению неонацистов, субкультур.

Российские скинхеды первоначально полностью копировали стиль и символы своих западных собратьев. У американских и британских бритоголовых были позаимствованы как традиционные лозунги нацистской Германии, восхваляющие Гитлера, так и современные: кельтский крест, черепа. Многие наци-скинхеды вдохновлялись символикой славянского язычества. Внешний вид они тоже позаимствовали у западных ультраправых группировок. Черные куртки бомберы, клетчатые рубашки, подтяжки, синие джинсы с подвернутыми штанинами и тяжелые ботинки, подвязанные белыми шнурками. Те, кто мог потратиться, покупали себе ботинки брендов Dr. Martens и Grinders. Большинство могли позволить себе лишь обычные армейские берцы. Другими культовыми марками одежды были бренды Lonsdale, Fred Perry. Их легко было купить в столицах, но провинциальные скинхеды о них и не мечтали. Большинство ультраправых были активными болельщиками, их образ дополняла фанатская «роза» — шарф с символикой любимого спортивного клуба.

Социальный статус бритоголовых в обществе

Социальный портрет российского скинхеда описывался так — это молодой юноша, от 13 до 19 лет. В основной массе это учащиеся школ, средних и высших профессиональных учебных заведений, безработные. Численность среднестатистической группировки скинхедов составляла от трех до десяти человек. В крупных городах такие группировки объединялись в большие организации по несколько сотен человек.

Значение этого явления для молодежной субкультуры

Скинхеды стали знаковым явлением для России девяностых и двухтысячных. Ультраправым как культурному явлению были посвящены такие произведения: книга Ильи Стогова «История одной банды», фильм Павла Бардина «Россия 88». Благодаря яркой картине, созданной средствами массовой информации, россиянам запомнился карикатурный образ юноши, вскинувшего руку в нацистском приветствии, который ищет любой возможности нарушить покой обывателя. В то же время, скинхеды — характерная для своего времени субкультура, в которой идентификация своих и чужих была сильно привязана к внешнему виду: одежде и символике. В отличие от современных субкультур, по внешнему виду практически не отличающихся друг от друга, на рубеже тысячелетия эмо, готы, рэперы и скинхеды выделялись благодаря стилю в одежде и поведении.

Мотивация бритоголових

Российские «бритоголовые»: социокультурный феномен

Фото: Work5

Психологические аспекты выбора бритоголовых

Сами бывшие скинхеды в беседах описывают мотивацию к вступлению в группировку чувством внутренней беззащитности, которое они компенсировали агрессивной музыкой, одеждой, эпатажным поведением. В 90-е годы молодежные уличные банды были распространенным явлением. Они занимались криминалом, в том числе нападали на сверстников. Чтобы найти защиту от городской шпаны, юноши присоединялись к скинхед-движению, в основе которого — культ физической силы. Идеологический вакуум, возникший в 90-е годы, способствовал тому, что в обществе отсутствовал консенсус о морали, общечеловеческих ценностях, добре и зле. В противовес захватившей всех лихорадке наживы, скинхеды позиционировали себя как солдаты будущего нацистского государства, которое наведет новый, справедливый, по их мнению, социальный порядок.

Политика и общественное мнение

В ячейке скинхедов модно было проводить курс «политпросвещения», но их идеология была неоднородной и смешанной. Идеологический кодекс выражался в основном в коротких лозунгах и текстах песен одиозных музыкальных групп. Условно можно поделить российских скинхедов на три группы:

  • Неполитизированные расисты. В основном это молодежь, которая придерживалась бытовых ксенофобных взглядов. Главной целью было влиться в «тусовку», посетить концерты, участвовать в пьянках. 
  • Фашисты — сторонники идей фашистских и нацистских идеологов. Составляли ядро ячеек на местах, представляли реальную угрозу, так как под их руководством формировались организованные группировки, осуществлявшие противоправные действия.
  • Национал-патриоты и монархисты. Самая политизированная группа скинхедов. Многие из них стали придерживаться более умеренных взглядов и ушли в большую политику.

Со временем в скинхед-движении наметилась тенденция к отказу от контркультурных вечеринок, появился культ трезвости и здорового образа жизни. На рубеже девяностых в России появились первые представители скинхедов-антифашистов. В основе их идеологии лежали идеи анархизма и даже коммунизма. Группировки скинхедов разной политической окраски объявили друг другу настоящую уличную войну, приведшую к серьезным столкновениям и жертвам в нескольких городах России. В середине 2000-х за скинхедов крепко взялись правоохранительные органы. Благодаря антиэкстремистскому законодательству удалось пресечь деятельность десятков неонацистских организаций. Да и сложившаяся благоприятная тенденция экономического роста способствовала тому, что популярность ультраправых идей пошла на убыль.

Сравнение отношения к бритоголовым в разных регионах России

Российские «бритоголовые»: социокультурный феномен

Фото: Work5

По данным исследователей, городами, где действовали крупнейшие группировки скинхедов, были Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. В столице их количество насчитывало до пяти тысяч человек. Это связано с притоком мигрантов из южных стран, которых привлекала возможность учебы и трудоустройства. 

В других регионах группировки возникали преимущественно в городах с преобладанием русского населения, таких как Воронеж, Рязань, Псков, Екатеринбург. По понятным причинам меньше представителей ультраправых собирались в национальных республиках и городах со смешанным национальным составом. Согласно исследованию 2006 года, осведомленность населения о скинхедах была самой высокой в столицах. В регионах многие вовсе не слышали о феномене. Положительно к деятельности скинхедов относились лишь 5% респондентов. 80% опрошенных считали, что государство обязано бороться с появлением ультраправых.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту