27.07.2024
#История России
42

История крещения Руси

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Древняя Русь накануне крещения
  2. Откуда на Русь пришло христианство
  3. Причины крещения Руси
  4. Крещение Руси князем Владимиром
  5. Хронология крещения Руси
  6. Значение и последствия христианизации Руси
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Древняя Русь накануне крещения

Преимущественное большинство жителей Киевской Руси в IX–X вв. были язычниками. Арабский путешественник Ибн Фадлан, находившийся в землях волжской Булгарии в 921–922 года н.э., красочно описывает языческие обряды русов, прибывших в Булгарию для торговли. В частности, им был описан обряд погребения знатного человека путем сожжения в ладье, схожий с обрядами скандинавских народов.

В это время зачатки православия начали распространяться и на эти территории, в Киеве были построены несколько христианских церквей, среди которых самая известная – церковь Святого Ильи. В православную веру обращались как представители элиты общества например, княгиня Ольга, крещенная в 955 году, военное население, так называемые дружинники или ратники князя Игоря, так и землевладельцы — вотчинники.

Славянские верования не были стабильными. Языческий пантеон, являясь совокупностью всех богов, часто претерпевал изменения, одни боги сменяли других. Божество, главенствующее в одном племени, являлось незначительным божком для соседнего.

Придя к власти князь Владимир получил в свое управление разрозненные территории и разобщенный народ. Поэтому для решения этих проблем он провел языческую реформу, сформировав единый пантеон языческих богов: Перун, Даждьбог Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь. Верховным божеством утвержденного пантеона был объявлен громовержец Перун.

Попытка объединить многочисленные племена новым пантеоном богов не была успешной, племена вятичей и радимичей выступили против воли князя, что повлекло к военным столкновениям и вынудило Владимира искать другие решения для консолидации славян.

Откуда на Русь пришло христианство

Христианство пришло в Древнюю Русь из Византийского государства.

Именно в столице Византии — Константинополе приняла святое таинство Крещения одна из первых христианок в рядах высокопоставленных правителей Киевской Руси — княгиня Ольга.

Русичи трижды выдвигались с военными походами на Константинополь, в результате которых были заключены военно-политические и торгово-экономические договоры. Власть Византии была подвержена как нападениям соседних государств и племен, так и мятежам в провинциях.

Чтобы избежать свержения с престола император Византии Василий II прибег к помощи князя Владимира, скрепив союз обещанием отдать ему в жены сестру, принцессу Анну, при условии крещения Владимира.

Князь Киевской Руси принял православную веру в г. Корсунь (Херсонес), по некоторым источникам это событие произошло в г. Киев на реке Днепр.

Император Василий не сдержал слово добровольно. После военной осады г. Корсунь брак был заключен. Этот брак имел огромное политическое значение, поскольку олицетворял не только союз Киевской Руси с одним из мощнейших и влиятельнейших государств тех времен - Византией, но закрепил положение русичей в мировом сообществе не как варваров, а как христианского народа.

Причины крещения Руси

Современные историки выделяют целый комплекс причин крещения Руси, который мы сейчас и рассмотрим:

  1. Внутриполитические причины: укрепить положение князя Владимира как государя Киевской Руси. Владимир был сыном великого князя Святослава Игоревича и рабыни ключницы Малуши, такое происхождение накладывало негативный отпечаток на законность занимания престола. На княжение Владимир взошел после смерти киевского князя Ярополка, убийство которого, было им организовано. Данные факты не придавали вес и авторитет Владимиру, поэтому князю необходимо совершить значительные государственные поступки, которые бы укрепили его власть.
  2. Внешнеполитические причины: усилить политический вес русского государства. Большинство европейских стран на тот момент были христианскими и не воспринимали Киевскую Русь как равного себе союзника, а лишь как государство низшего сорта, состоящее из разобщенных племен язычников. Князь Владимир Великий хотел же признания на мировой, в частности, европейской политической арене и укрепления авторитета Киевского государства. Именно принятие христианства и помогло Киевской Руси занять равноправное положение среди европейских государств. В будущем потомки русских князей заключали браки с наследниками многих европейских домов, что подчеркивает престижное и значимое положение Руси на европейской политической арене.
  3. Организационно-управленческие причины: объединить и сплотить под единым началом и единой верой разобщенные племена, населявшие территорию Киевской Руси. Древнерусское государство населяло множество народностей: от славянских племен полян, северян, древлян, уличей, тиверцов, вятичей, кривичей, радимовичей, хорватов, ильменцев до скандинавов, финно-угров, тюрков, балтов, ятваг. Общая вера как раз могла объединить такие разные народы. Православие способствовало возникновению сознания единства в государстве, упрощало государственное управление на огромной территории Киевской Руси.

Крещение Руси князем Владимиром

После успешных походов на восток в Волжскую Булгарию, на юг в Византию Владимир получил время для решения внутренних вопросов своей державы. Новую веру надлежало распространить на крупнейшие города: Киев, Новгород, Ростов, Чернигов, Псков и среди племен в кратчайшие сроки, пока внешние угрозы временно устранены. Для сдерживания угрозы из южных степей от печенегов и хазар Владимир направил значительные силы и велел строить засеки и новые поселения.

В Южных землях Руси христианство было уже не ново, поэтому распространение веры было более мягким и быстрым. Северные регионы (новгородская, псковская земля, ладожские и словенские земли) были более привержены язычеству и не имели поддержки новой веры. Поэтому перед князем стояла нетривиальная задача — принести народу новую веру, не допустив раскола государства и ослабления его перед соседями.

Первый русский город, принявший христианство

После свадьбы с принцессой Анной, Владимир возвращается в Киев и приказывает жителям собраться в условленное время возле реки Днепр. Тех, кто не придет, князь объявил своими врагами. В обозначенный день, согласно преданию, все идолы были выкопаны или порублены, а идол Перуна пущен по реке до самых порогов Днепра.

Ежегодно праздник Крещения Руси отмечается 28 июля. Считается, что этим летним днем Владимир, вместе с прибывшими из Корсуни византийскими священниками, крестил киевлян в реке. Крещение Киева прошло относительно мирно. Сохранившиеся летописи не описывают массовых народных волнений. Новая вера уже имела влияние среди жителей столицы южных русских земель — прежние ее правители, князья Аскольд и Дир, княгиня Ольга, неоднократно принимали христианство до Владимира.

Крещение Новгорода

Новгород к концу X века не обладал сопоставимым с Киевом числом последователей христианства. Управлял городом назначенный Владимиром посадник Добрыня, который приходился ему дядей и являлся прообразом былинного богатыря Добрыни Никитича. Из дошедшей до нас Иоакимовской летописи, достоверность которой иногда оспаривается, сообщается, что город был крещен огнем и мечом.

Понимая насколько трудным будет насаждение новой веры в языческих землях, Владимир заранее отправил войска в подчинение Добрыни. По пути к Новгороду это войско шло и крестило более мелкие селения, находящиеся на пути «из варяг в греки». Владимир старался создать единый заслон вдоль этого торгового пути, чтобы он продолжил стабильно приносить доход.

Прибыв в Новгород, дружина перекрыла городские районы, жители которых поочередно были крещены. Местные жители, языческие волхвы сопротивлялись новой вере, о чем свидетельствуют многочисленные следы пожарищ, обнаруженные в черте города. Добрыне пришлось штурмом брать отдельные районы города в условиях численного преимущества язычников, используя при этом камнеметы и другую осадную технику.

После длительного столкновения, жители Новгорода, уставшие от борьбы и потери своих домов, были вынуждены просить мира у Добрыни. Безусловно, сразу стать истовыми христианами новгородцы не могли. В летописях описаны случаи, когда люди просто притворялись крещеными, пользуясь тем, что новообращенные все равно не имели познаний о новой вере. Боролись с такими хитрецами просто — заставили всех крещеных носить нательные крестики. Тех, у кого крестика при себе не было крестили повторно «на всякий случай».

Хронология крещения Руси

860 н.э. — византийские летописи содержат сведения о том, что патриарх Фотий сообщает о жителях Руси, добровольно принимающих новую веру. В это время состоялся поход русичей на Византию. Император Византийской империи совместно с патриархом принимают решение о направлении миссионеров в земли Руси.

Перед 882 н.э. — христианство принимают киевские князья Аскольд и Дир.

944 н.э. — договор, заключенный князем Игорем с Византией, в числе прочего, регулирует отношения между язычниками и христианами на землях Руси и империи.

955 (возможно 957) н.э. — поездка княгини Ольги в Константинополь. В ходе нее она покрестилась и приняла христианское имя Елена. Ее сын Святослав отказался от крещения, однако не запретил его для желающих из числа дружины и подданных.

988 н.э. — поход князя Владимира на Корсунь. Крещение Киева. Год традиционно считается годом крещения Руси.

990 н.э. — подготовка к полномасштабному крещению Новгорода. «Малое крещение» граждан присланными Владимиром священниками. Крещение Ростова (возможно) дружиной, направленной Владимиром на север.

991 н.э. — крещение Новгорода при военной помощи киевской и ростовской дружин.

1024 н.э. — князь Ярослав Мудрый подавляет крупное языческое восстание волхвов в Суздальской земле.

До 1071 н.э. — периодические восстания язычников на севере Руси (ростовские, суздальские земли).

Значение и последствия христианизации Руси

Принятие христианства в Древней Руси имело огромное социально-культурное и политическое значение. Приняв таинство святого крещения, славяне объединились в единое общество, служившее крепкой основой для государства русского. С принятием православия начали развиваться иконопись, зодчество, фресковая живопись. Распространялась кириллическая письменность и рос уровень образованности населения, что повлекло за собой появление книг. Строились роскошные церковные храмы, которые сейчас являются объектами культурного наследия России и святынями земли русской. Жителям Руси прививались нравственные и моральные основы православия: отмена жертвоприношения — важность души человеческой, отмена многоженства — применение православного постулата «семья — малый храм Божий» и другие.

Политические последствия принятия христианства немаловажны. Объединение Руси с остальным православным миром усиливало престиж Киевской Руси, укрепляло торгово-экономические связи с европейскими государствами, Византийской империей.

Государственная власть на Руси укреплялась одним из важнейших постулатов христианской религии о божественном происхождении власти монарха, что объединяло людей вокруг церкви, которая служила опорой государственной власти.

Путем христианизации удалось уйти от родоплеменных конструкций внутри древнерусского государства, сформировать феодальное общество, соответствующее меркам того времени.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту