Рады, что вам понравилась статья 😊
История бытового направления в живописи прослеживается с эпохи Древнего мира. Бытовые сцены изображали древние египтяне в погребальных камерах пирамид и склепов.
Древние греки прославились своей керамикой. На своих изделиях они изображали различные сцены и людей, реальных и мифологических.
В Китае школа бытовой живописи сформировалась в ранние Средние Века, при династии Тан, но первые ее образцы появились на несколько столетий раньше. После Китая началось развитие этого жанра в Японии и Корее.
В мусульманских государствах изображение людей не приветствовалось. Несмотря на это в Индии, несмотря на правление мусульманской могольской династии, мастера бытовой живописи изображали правителей. Около 1600 г. анонимный автор изобразил правителя Акбара верхом на слоне.
В государствах Европы упадок бытового жанра наблюдался в темные века, но в развитом средневековье он стал набирать популярность, что заметно по миниатюрам и витражам в соборах.
Эпоха Возрождения сделала живопись более светской по содержанию. Это заметно в творчестве итальянских живописцев XVI века — Франческо Сальвиати и Приматиччо.
Реформация в западном христианстве имела последствия и в культуре. В государствах, где население массово перешло в протестантизм, стали отказываться от религиозных картин. Хороший пример — Нидерланды. Художникам перестали заказывать религиозные картины. Мастера переключить на другие жанры: бытовой, портретный, пейзажный.
Историю современной жанровой живописи можно вести с Нидерландов XVII века. Небольшое приморское государство с бедной природой вошло в историю тем, что организовало первую буржуазную революцию.
Голландские мастера XVII века стали изображать повседневную жизнь и ее детали:
В бытовом стиле работала плеяда мастеров, от всемирно известных до полупрофессиональных.
✏ ЗаметкаЕсли проводить нестандартную аналогию с СССР, то можно утверждать, что художники Нидерландов XVII века были предшественниками соцреализма
Выдающимися мастерами того периода были:
Ян Стен, уроженец Лейдена, стал автором таких картин, как «Шарлатаны», «Гуляки», «Больная и врач».
Следует запомнить таких представителей «Золотого века» Нидерландов и их картины:
В XVII веке среди голландских художников были и женщины. Юдит Лейстер родилась в 1609 г. в семье портнихи и пивовара. В местный союз художников, гильдию, она вступила в 1633 г. Сохранился ее автопортрет и такие произведения бытового жанра, как «Веселый пьяница» и «Мальчик и девочка с кошкой и угрем».
Ценность картин бытового жанра, с их мещанскими и добропорядочными сюжетами, в том, что они служат историческим источником о жизни голландцев в XVII веке. В других регионах и государствах Европы, например, на Балканах и в России, с изображениями реалий того периода ситуация хуже.
В католических государствах Европы XVII века бытовой жанр представлен картинами Веласкеса («Старая женщина, готовящая яичницу») в Испании и Луи Ленена («Сельский ужин») во Франции.
XVIII век вошел в историю как эпоха Просвещения. Центр европейского искусства переместился во Францию. Выдающиеся художники бытового жанра того периода:
Одним из представителей бытового жанра в Речи Посполитой XVIII века стал француз Жан-Пьер Норблен де ла Гурден. Он стал свидетелем разных исторических событий, например, восстания Костюшко. Мастер работал в разных жанрах. К бытовому жанру также относится картина «Галантный праздник».
Одним из представителей реализма и сентиментализма в немецком искусстве XVIII века стал уроженец Данцига Даниель Ходовецкий. Он написал картины «Петушиный бой» и «Общество в Тиргартене».
В Великобритании среди представителей бытовой живописи XVIII века интерес представляет творчество Уильяма Хогарта. Он создавал серии картин на такие темы:
Испанская бытовая живопись эпохи просвещения представлена творчеством Франсиско Гойя. Среди них стоит отметить картины «Игра в жмурки» и «Мадридский рынок».
В XIX веке происходит демократизация искусства. Промышленный переворот в сочетании с революциями и войнами приводил к тому, что в городах росло население, а значит увеличивалась численность нищих, больных и бывших заключенных.
Если сравнивать с предыдущим столетием, то картины стали менее поэтическими и романтичными. Художники изображали тяжелую жизнь простого народа, собирающего хворост в лесу, копающего картошку или посещающего кладбище.
К последней теме относятся одинаковые по названию картины «День Всех святых», написанные в 1888 г. чехом Якубом Шиканедером и французом Эмилем Фрианом.
Одной из ключевых фигур жанра, получившего название постимпрессионизм, был голландец Винсент Ван Гог, написавший почти 900 картин. К бытовому жанру относятся: «Прогулка заключенных» и «копающие картофель».
Живопись Португалии в мире не слишком известная. В 1856 г. на Азорских островах родился Жозе Жулиу де Соуза Пинту — художник, представитель натуралистического направления. Значительную часть своей жизни он провел во Франции, поэтому интересно наблюдать на его картинах яркие краски родной Португалии и тоскливые бретонские пейзажи.
Развитие живописи, отделенной от религиозной тематики, стало следствием реформ Петра I. В первой четверти XVIII века в России работали иностранные мастера. Придворный художник Петра I, Иван Никитин, стал основоположником русской школы светской живописи. Создатель портретного жанра петровского барокко обучался в Италии.
В Нидерландах обучался портретист Андрей Матвеев. Из крепостных крестьян происходил портретист Иван Аргунов. К бытовому и портретному жанру относятся некоторые его работы, например, калмычка 1767 г. и крестьянка 1784 г.
Зачинателем бытового жанра крестьянской жизни в Российской империи является Михаил Шибанов. К 1774 г. относится картина «Крестьянский обед». В этом жанре работал и его современник — Иван Ерменев.
XIX век стал продуктивным для русской живописи. О мастерах этого периода известно больше. Существуют музеи Левитана, Репина, Тропинина, Васнецова, Куинджи и других художников.
Несколько примеров мастеров и их картин бытового жанра XIX века:
Следствием Октябрьской революции стала идеологизация всех сторон жизни советского человека, в том числе, живописи. Появился новый жанр — социалистический реализм. Из СССР он распространился в другие государства Азии, Европы и западного полушария (Куба).
От дореволюционных образцов реализма социалистический отличался оптимизмом сюжетов. В СССР отрицательно относились к художникам, изображавшим негативные стороны жизни.
Первое поколение художников Монголии, Северной Кореи и Албании обучалось в СССР. В музеях этих стран можно увидеть образцы местного соцреализма. Был он и в Афганистане в 1980-е гг., но вряд ли пережил правление талибов.
Хорошие примеры социализма и советского бытового жанра:
Множество художников работали в этом направлении.
Густав Кюрбе в 1855 г. написал картину «Мастерская художника». Один из тех художников, кто изобразил труд людей своей профессии. Пятью годами ранее он написал картину «Дробильщики камня».
Из дореволюционной живописи удачными примерами бытового жанра являются Илья Репин (картина «Вечерницы»), Василий Верещагин («девушка с виноградом») и Николай Богданов-Бельский (картина «Устный счет»).
Из советских стоит отметить: