Рады, что вам понравилась статья 😊
Китайская философия любого течения оперировала натуралистическими понятиями человека и природы, которая обобщалась под словом “небо”. Дуализм миропонимания в Китае всегда состоял в рассмотрении мира с точки зрения двух составляющих: естественно природных, объективных, и связанных с человеком и его деятельностью, то есть субъективных.
Заметка Синтез обоих понятий приводил философов к принципу Дао, мирового пути, согласно которому согласуется любое движение и порядок.
Основная борьба философских понятий издревле принадлежала течениям конфуцианства и даосизма. Последователи Лао-цзы отрицали возможность интенции природного начала мира к выражению морализующих установок, разделения на добро и зло.
Заметка Если, согласно даосизму, действия неба не выражают собой оценивающего, аффективного поведения, так как оно космогонически объективно и ему не присущи качества, подобные человеческим, то конфуцианство придерживалось противоположной точки зрения.
Человек выполнял в конфуцианстве по преимуществу четко заданную социальную функцию – подданного, мужа, отца, сына и так далее. Человек же даосизма есть человек, тяготеющий к создавшей его природе.
Столкновение двух мнений было в последующих веках решено с помощью диалектического анализа следующим образом: человек, как и окружающий его мир, признавался существом, подчиняющимся двумя началам – естественному, природному, которым нельзя пренебрегать, и индивидуальному, субъективному.
Заметка Слияние конфуцианства и даосизма произошло в рамках натуралистической философской школы.
Заметка При этом вопрос о высшей сущности, небе-природе и наличии у него эмоциональной составляющей, признавался неактуальным, вследствие чего достигалось обоюдное согласие философов обоих направлений.