22.08.2024
#Философия
42

Основные идеи софистов

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Что значит софистика
  2. История возникновения течения софистов
  3. Древнегреческие софисты. Философия софистов
  4. Софисты
  5. Сократ
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Что значит софистика

🤔 Определение

Софистика это философское учение, которого придерживаются приверженцы софизма.

Сама суть софистики — любыми способами, используя логические парадоксы и ложные доводы, добиться победы в словесном споре. В нынешнем языке синонимами термина «софистика» являются демагогия, пустословие и ложность. Как так получилось, ведь в переводе с греческого «софизм» переводится, как «мудрость»? Об этом расскажет история течения софистов.

История возникновения течения софистов

Древняя Греция — колыбель современной цивилизации. Это неудивительно, ведь именно грекам мы обязаны появлением истории, математики, астрономии. географии и прочих наук. Но особняком среди этого стоит умение греков вести беседы и дискуссии. Древние греки активно практиковались в красноречии и одной из важнейших умений для них — говорить и уметь вести диспуты. Для этого еще в детстве обучали риторике. Отсюда вытекает еще одна наука древних греков — философия. Ее главное целью был поиск истины  — общей для всех правды. В философии существовало множество течений. У каждого из них было свое учение, собственное мировоззрение и средства ведения диспутов.

Долгое время древнегреческие философы искали истину через религию и мифологический мир. Однако вскоре мышление людей, в том числе и философов, меняется. Они все более заняты земными делами и мир богов теперь волнует их куда меньше. Поэтому и истину решили поискать с помощью рациональных вещей и суждений. К тому же времени относится развитие демократии. Все чаще люди решают тот или иной вопрос, опираясь на мнение большинства. Таким образом появилась потребность в образованных людях, способных выступать в суде и участвовать в политической жизни. Это вызвало рост интереса к риторике и ораторскому мастерству.

Тогда-то и появились первые софисты. Социальные сдвиги и возросшая значимость публичной жизни приводили к тому, что образование и умение разрабатывать аргументы становились важнейшими навыками. По этой причине софисты являлись учителями по риторике и красноречию. Они переходили от одного города-государства к другому, где их за приличную сумму нанимали в качестве домашних педагогов.

Со временем софисты стали уделять меньше внимания своим взглядам и больше концентрироваться на обучении доказывать свою точку зрения. За это они подверглись критике со стороны других философских течений, а чуть позже их и вовсе стали высмеивать.

Чтобы понять, почему софистов так сильно не любили другие течения философии, нужно детальнее рассмотреть их принципы и взгляды.

Древнегреческие софисты. Философия софистов

В отличие от традиционных философов, которые стремились к поиску абсолютной истины и пониманию природы вещей, софисты рассматривали истину как относительное понятие, зависимое от контекста, обстоятельств и убеждений конкретных людей. Софисты утверждали, что знание не может быть универсальным, а зависит от индивидуального восприятия.

В этом и кроется основа софизма: одной общей истины нет, ее понятие относительно, то есть верно для одного, но неверно для другого. Именно поэтому у философов-софистов не было четкой программы обучения, как у других. Каждый отдельный человек давал ученику что-то свое. И в отличие от других философов, софисты при обучении ставили цель не научить человека думать, мыслить логически и внятно выражать свои мысли, а любыми средствами доказать свою правоту. С точки зрения софистов, каждый человек может иметь свою «истину», и задача оратора — убедить других в своей позиции, часто невзирая на ее объективные основы.

Основоположником софизма считается древнегреческий философ Протагор. Именно ему принадлежит фраза, ставшая для остальных софистов своеобразным постулатом: «Человек есть мера всех вещей». Это выражение опять же подчеркивает главную отличительную черту софизма. Изречение Протагора можно растолковать так: в мире нет однозначно понятных и истинных вещей. Что правильно и соответствует правде, а что является ложью определяет только непосредственно человек. Фактически, это заявление о том, что истина может меняться в случае каждого отдельного человека.

Также важной особенностью софистов является то, что они считали язык главным инструментом, а слово — самым сильным средством для влияния на людей. Остальные философы тоже уделяли речи много внимания, но именно софисты рассматривали ее, как важнейший способ влияния на политику и людей.

Философия софистов также заключается в том, что единых норм этики не существует. То есть везде эти нормы меняются в зависимости от самого общества, его порядков и устоев, и именно социум формирует эти самые моральные нормы. По этой причине, по мнению софистов, нельзя на всех людей распространять единые этические и моральные нормы. Что нормально для одних, то может быть ненормальным для других.

Таким образом софисты, используя не только умение красиво говорить и логически мыслить, но и различные логические парадоксы и подмены понятий, могли запросто обосновать правоту обеих сторон спора. Такой подход противоречил всем правилам и устоям других философских течений, поэтому софисты подверглись жестокой критике со стороны таких философов, как Платон и Сократ. Тем не менее, идеи софистов об относительности и «многослойности» мира сильно повлияли на людей прошлого и актуальны до сих пор.

Софисты

Люди с софистическими взглядами на мир и его устройство всегда существовали и будут существовать в обществе. Однако далеко не все из них называются софистами, так как софист — упрямый последователь софистики, который всегда будет верен своим убеждениям. По это причине настоящие софисты существовали только в Древней Греции. О них поговорим подробнее.

Самым известным софистом является, пожалуй, древнегреческий философ Протагор. Именно он является создателем учения софистов, и именно ему принадлежит их негласный девиз: «Человек есть мера всех вещей». Таким образом он выразил свою идею об относительности вещей. Этим он заложил основу для дальнейших дискуссий на данную тему. Также Протагор занимался этикой и политикой, считая, что для формирования знания необходим, прежде всего, опыт.

Гиппий был ближайшим сподвижником Протагора и его преданным последователем. Он всю свою жизнь продолжал утверждать, что не существует абсолютных истин, а все знания относительны. Также философ много раз говорил, что знания, полученные человеком, можно применить в различных областях. Гиппий был живым примером этого: он увлекался математикой, астрономией, искусствами и риторикой.

Горгий жил несколько дольше Протагора и Гиппия. Философ был мастером риторики и красноречия. Именно он назвал язык и слово самыми сильными инструментами человека. В подтверждение он часто говорил о том, что слова могут создавать иллюзии и все существует ровно до той поры, пока об этом говорят.

Таким образом, софисты стали не только учителями и ораторами, а также фигурами, которые подготовили почву для философских дебатов о природе знания, истины и морали. Их идеи до сих пор заставляют задуматься об устройстве мира.

Сократ

Сократ жил в одно время с известными софистами и был их главным критиком. Дело в том, что софисты учили за деньги. Сократ же считал, что обучение должно быть добровольным и не ради прибыли. Также софисты считали все знания относительными, в то время как Сократ учил через самосознание и диалог.

О принципах работы Сократа мы знаем благодаря описаниям его учеников. Так Платон вспоминал, что философ задавал ученикам вопросы, ставя их в затруднительное положение и показывая противоречия в их собственных убеждениях. Так Сократ не рассказывал, как надо, а помогал ученикам самостоятельно добраться до истины, указывая лишь направление мысли. Такой подход стал основой критического мышления и философского анализа.

Чаще всего Сократ критиковал софистов за их мнение об относительности истины. Философ говорил, что невозможно рассуждать об истине, не имея четкого представления о добре и зле. Софисты же полагали, что четкого представления быть не может по причине относительности и того, что в каждом обществе свои понятия об этих вещах.

В результате такого столкновения интересов Сократ был осужден и казнен «за совращение молодежи». На самом же деле софистам помогли влиятельные аристократы, детей которых учили последователи софистики. Парадокс заключался в том, что смерть Сократа наоборот вдохновила его последователей, считавших, что тот погиб во имя истины.

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту