Рады, что вам понравилась статья 😊
Рисунок 1 - Характеристика понятия
Ряд современных ученых, к которым относится большинство российских исследователей и, например, создатель концепции «локальных цивилизаций» Арнольд Тойнби (рис. 1), полагают, что понятие цивилизации стоит отличать от понятия культуры, поскольку первая подразумевает элиминацию отжившего свое материального начала (телеграф не используется в XXI веке), тогда как вторая накапливает предшествующий опыт (полотна Рафаэля не отменили наскальные рисунки).
Заметка 1 «Локальная цивилизация», по Тойнби, включает в себя группу национальных цивилизаций, объединенных по культурным, религиозным, языковым, историческим и др. признакам. Например, сегодня существуют западноевропейская, российская (русская православная), индуистская, китайская цивилизации. К прекратившим свое существование философ относит античную, вавилонскую, египетскую локальные цивилизации.
Заметка 2 Понятие «локальных цивилизаций» в философской науке конца XX века заменило марксистскую концепцию экономических формаций.
Согласно идеям английского ученого, понятие всемирности исторического процесса подразумевает, что цивилизации (как локальные, так и предлокальные — первобытные общества) тесно связаны. Среди причин распада и формирования новых цивилизаций Тойнби выделяет одну главную. Она заключается в том, что как внутри, так и вне цивилизаций (в составе других государств) присутствуют люди, которым выгоден распад действующего объединения. В кризисный для цивилизации момент (например, связанный с экономическими проблемами или «вырождением», как это было в Древней Греции) внутреннее притесняемое общество объединяется с внешними заинтересованными захватчиками, и их союз окончательно рушит и так пребывающую в состоянии кризиса цивилизацию.