13.08.2020
#Философия
42

Идея всемирности исторического процесса в философско-исторической концепции «локальных цивилизаций»

Ссылка на ГОСТ
Студенческие работы от сервиса №1 в России
Поможем написать диплом, курсовую, реферат и любые другие типы работ. Сделаем качественно или вернём деньги.
Заказать
Содержание статьи
  1. Характеристика понятия
  2. Всемирность исторического процесса
  3. Список литературы
Аникина Г.
Эксперт по гуманитарным предметам

Характеристика понятия

 понятия

Рисунок 1 - Характеристика понятия

Ряд современных ученых, к которым относится большинство российских исследователей и, например, создатель концепции «локальных цивилизаций» Арнольд Тойнби (рис. 1), полагают, что понятие цивилизации стоит отличать от понятия культуры, поскольку первая подразумевает элиминацию отжившего свое материального начала (телеграф не используется в XXI веке), тогда как вторая накапливает предшествующий опыт (полотна Рафаэля не отменили наскальные рисунки).

Заметка 1 «Локальная цивилизация», по Тойнби, включает в себя группу национальных цивилизаций, объединенных по культурным, религиозным, языковым, историческим и др. признакам. Например, сегодня существуют западноевропейская, российская (русская православная), индуистская, китайская цивилизации. К прекратившим свое существование философ относит античную, вавилонскую, египетскую локальные цивилизации.

Всемирность исторического процесса

Заметка 2 Понятие «локальных цивилизаций» в философской науке конца XX века заменило марксистскую концепцию экономических формаций.

Согласно идеям английского ученого, понятие всемирности исторического процесса подразумевает, что цивилизации (как локальные, так и предлокальные — первобытные общества) тесно связаны. Среди причин распада и формирования новых цивилизаций Тойнби выделяет одну главную. Она заключается в том, что как внутри, так и вне цивилизаций (в составе других государств) присутствуют люди, которым выгоден распад действующего объединения. В кризисный для цивилизации момент (например, связанный с экономическими проблемами или «вырождением», как это было в Древней Греции) внутреннее притесняемое общество объединяется с внешними заинтересованными захватчиками, и их союз окончательно рушит и так пребывающую в состоянии кризиса цивилизацию. 

Список литературы

  1. Карпова Л. И. Становление теоретических и методологических основ концепции локальных цивилизаций // Научный вестник МГТУ ГА [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-teoreticheskih-i-metodologicheskih-osnov-kontseptsii-lokalnyh-tsivilizatsiy (дата обращения: 30.07.2020).
  2. ТОЙНБИ // Большая российская энциклопедия. [Электронный источник] Режим доступа: https://bigenc.ru/world_history/text/4195114 (Дата обращения: 30.07.2020).
  3. Федюкин В. П. Философия всемирной истории А. Тойнби: синтез или эклектика? // Известия АлтГУ. 2015. №3 (87). [Электронный источник] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-vsemirnoy-istorii-a-toynbi-sintez-ili-eklektika (дата обращения: 05.08.2020).

Поможем с написанием учебной работы от 24 часов

Узнайте стоимость
консультации!

Узнайте стоимость онлайн за 1 минуту