Рады, что вам понравилась статья 😊
В системе философии Гегеля философия духа занимает ключевое место. Она соотносится с идеей абсолюта и раскрывает его смысл и отдельные характеристики. Абсолютная идея в завершение своего развития покидает «природу», преодолевая отчуждение, и возвращается сама к себе в виде абсолютного духа.
Заметка 1 Гегель подразделяет дух на три категории: субъектиный, объективный и абсолютный. Каждый из них представляет собой совокупность подразделов социального знания.
Рисунок 1. Философия духа Гегеля
Абсолютная идея является представлением о духовном развитии человечества. Приходя к заключительному этапу, дух возвращается к самому себе, познает себя в абсолюте.
На первой стадии духовного развития человек познает себя в отдельности о природе. Индивид самоопределяет себя в зависимости от расы, пола и других биологических факторов.
С развитием субъективного духа человек познает психологию и начинает понимать природу социальных взаимодействий. Он осознает важность свободы, приходит к уважению окружающих, что переносит его на следующий уровень духовного развития.
«Объективный дух» является основой индивидуального сознания. На этом этапе индивид осознает нравственность и мораль, приходит к пониманию права и важности социальных институтов, семьи, гражданского общества и государства. Нравственность рассматривается Гегелем, как основа всех социальных отношений: правовых, политических, материальных.
Заметка 2 На этом этапе развития духа человек учится жить в коллективе.
Абсолютный дух является завершающей стадией духовного развития. На этом этапе дух возвращается сам к себе и осознает, что вне его нет ничего. Это достигается путем соединения субъективного и объективного. Дух проходит через три этапа самосознания: в искусстве, религии и философии, здесь он осознает свою полноту.
Гегель довершает все догадки человечества, введя в систему мира возвращающуюся к самой себе абсолютную идею.