Рады, что вам понравилась статья 😊
Определение 1 Монополистическая конкуренция — вид рынка, на котором создают похожие, но не одинаковые товары.
Создаваемые товары отличаются качеством, обслуживанием, формой и другими характеристиками. На рынке монополистической конкуренции спрос зависит не только от цены, влияет так же престижность товара, наличие информации о товаре и так далее. Производители на таком рынке прямо не влияют своими ценами на цены конкурентов или на спрос на их товары. Конкуренция на таком рынке выигрывается не ценами, а маркетингом, стимулированием сбыта, дифференциацией и иными стратегиями. Вход на рынок не затруднен.
Определение 2 Олигополия — вид рынка, на котором играют от двух до десяти крупных производителей, каждый из которых влияет на рынок.
Товары олигополистического рынка однородны. Вход на рынок затруднен различными факторами. Ценовые политики на таком рынке используют аккуратно, так как цена одного производителя влечет изменение цен других производителей.
Заметка Антимонопольные службы стран уделяют внимание олигополистическим рынкам, так как на таких рынках возможно появление монополии. Сговоры компаний запрещены, но регулярно происходят.
Одним из барьеров для входа на рынок являются цены. Лидер рынка устанавливает такую цену, чтобы цена была высока для новых игроков. Представим рисунок 1, на котором покажем эту особенность.
Рисунок 1. Ценообразование на олигополистическом рынке
Исходя из рисунка 1, следует, что производителям рынка нужно ставить цену на отметке Ро и объем производства на Qo для максимизации прибыли. Для того чтобы не впустить новых игроков на рынок, производители ставят цену на уровне Р1 при неизменном объеме, то есть на уровне средних общих производственных издержек новых игроков.