1. Общие характеристики психодиагностических методов 3 2. Становление проективных методов в психодиагностике, их отличительные особенности 6 3. Классификация проективных методов 7 4. Достоинства и недостатки проективных методов 8 Список используемой литературы 12
МГППУ

Достоинства и недостатки проективной психологии

контрольная работа
Психология
11 страниц
85% уникальность
2014 год
5 просмотров
Нет и.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
1
2
3
4
Список использованно
Термин «психодиагностика» имеет в психологии два основных значения: это область психологической науки и одновременно важное направление психологической практики, связанное с разработкой и использованием индивидуальных особенностей человека. Как сфера науки психо¬диагностика включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагностики. Практическая область психодиагностики ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с применением ее методов соответственно на практике. Современная психодиагностика насчитывает немало методов, тем не менее, не все они являются научно обоснованными. В настоящее время существует несколько классификаций методов психодиагностики. Классификация, предложенная В. К. Гайде, В. П. Захаровым , в основе которой лежит множество признаков, а тест является отправной точкой в многомерном пространстве. По данной классификации психодиагностические методы можно разделить на следующие группы; 1. по качеству: стандартизированные (статистически или методологически обоснованные) и нестандартизированные (некачественные, статистически необоснованные); 2. по назначению: - общедиагностические – общеличностные, тесты на интеллект; - тесты специальных способностей (технических, музыкальных); - тесты профессиональной пригодности (выявляющие способности человека в той или иной области); - тесты достижения. 3. по материалу оперирования: - бланковые (бумага – карандаш); - предметные (кубики, разрезные картинки); - аппаратурные (использование специальной аппаратуры для тестирования памяти, внимания); - компьютеризированные. 4. в соответствии с количеством одновременно обследуемых людей: индивидуальные (рекомендуется применять, когда требуется повысить достоверность результатов), групповые. 5. по форме ответа: устные, письменные. 6. по степени однородности задач: гомогенные (однородные), гетерогенные. 7. по комплексности: изолированные, комбинированные наборы (батареи тестов). 8. по характеру ответов: с предписанными или свободными ответами. 9. по области охвата психического: личностные (вопросники, ситуативные и проективные тесты) и интеллектуальные.
Читать дальше
Согласно классификации В. К. Гайде, В. П. Захарова проективный метод направлен на исследование личности. Изначально данный метод использовался в клинической психологии, но постепенно стал применяться и в иных отраслях психологического знания, исследуемых личностные особенности. Следовательно, проективные методики – совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. Данный термин был впервые использован в 1939 г. Л. Франком для объединения уже известных в то время методических приемов (ассоциативный тест Юнга, пятна Роршаха, тематически апперцептивный тест). Суть проективных тестов состоит в том, что существует некая проективная гипотеза, согласно которой каждые эмоциональные проявления человека, его восприятие, чувства, высказывающие двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуационные стимулы, побуждающие к ее активности. Следовательно, чтобы стимульная ситуация давала возможность человеку наделить ее собственным личностным смыслом, стимулы в ней должны быть многозначными, допускающими различную интерпретацию. Стимулы приобретают смысл в силу личной значимости придаваемой им обследуемым. Для того, чтобы фантазия испытуемого могла проявиться ярче, экспериментатор дает краткие, общие инструкции, а тестовые стимулы, предъявляемые экспериментатором, неоднозначны и расплывчаты, то есть они служат неким «экраном», на который человек (испытуемый) словно «проецирует» свои страхи, конфликты, тревоги, ожидания.
Читать дальше
Поскольку основателем проективного метода был Л. Франк, то и первая их классификация была предложена данным ученым. Он попытался выделить некоторые формальные признаки, характерные для большинства проективных методик. В своих исследованиях он обращал внимание на характер реакции испытуемого. Л. Франк предложил следующие виды проективных тестов, в последствие дополненные учеными-психологами: - конститутивные – структурированные, оформленные стимулами, придающими определенный смысл, когда испытуемый находит некую форму, образ (гештальт) в неструктурированном веществе (к примеру, чернильные пятная Роршаха); - интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ, детский апперцептивный тест); - конструктивные – создание из оформленного материала (к примеру, кубики) осмысленного целого; - экспрессивные – рисуночные тесты (дом-дерево-человек, рисунок несуществующего животного); - катартические – осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама); - аддитивные – завершение предложений, рассказа, историй; - импрессивные – предпочтение одних стимулов другим (цветовой тест отношений, тест Люшера); - рефрактивные – индивидуальные особенности экспериментатор диагностирует по непроизвольным изменениям (темп речи, интонация, подчерк). Все проективные методы психодиагностики обладают рядом особенностей, которые и отражают их достоинства и недостатки при выборе их как диагностического инструмента.
Читать дальше
Достоинства и недостатки использования проективных методов в психодиагностике определяются их особенностями. Так, проективные методы представляют собой замаскированное тестирование, поскольку испытуемый редко подозревает о типе тестирования и интерпретации результатов. Проективные методы отражают глобальный подход к оценке личности, все внимание сосредотачивается на общей картине личности индивида, а не на измерении ее отдельных черт. Использование проективных методов предполагает наличие высокой квалификации экспериментатора. Чем выше квалификация, тем надежнее и валиднее будут полученные результаты тестирования. Исходя из данных особенностей, к достоинствам проективных методов можно отнести их так сказать «нестандартизированность», потому что испытуемому предлагается ряд тестовых стимулов, которые он должен интерпретировать самостоятельно. Так, один и то же стимульный материал для разных людей будет иметь разную интерпретацию. Кроме того, интерпретация будет зависеть и от эмоционального состояния испытуемого в каждый конкретный момент. Тем не менее, следует отметить, что нахождение испытуемого в определенном эмоциональном состоянии в определенный момент является скорее недостатком применения проективных методов, нежели достоинством, поскольку ставит под вопрос валидность и надежность эксперимента. До сих пор нет единого мнения о том, насколько оправдано использование проективных методов из-за их особенностей. Так, Р. Кеттел считает, что проективные методы не имеют под собой научной обоснованности, поскольку: - проективная психология не может четко сформировать гипотезу о том, какие именно стороны личности отражаются в показателях проективных тестов – бессознательные или все-таки осознаваемые; - результаты исследований, полученных в ходе применения проективных тестов, могут искажать проекция и идентификация; - нет четкого ответа на вопрос, какие именно переменные личности проецируются – мотивы, отличающиеся устойчивостью или бессознательные комплексы.
Читать дальше
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с. 2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Изд-во «Речь», 2000. – 440 с. 3. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997. – 128 с. 4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с. 5.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с. 6. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное ру- ководство. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. – 160 с. 7.Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного»// Вестник Моск. ун-та, Сер.14, Психология. – 1986. – №4. – С. 56–59. 8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с. 9. Проективная психология/ Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКС- МО-Пресс, 2000. – 528 с. 10.Прошанский Г.М. Классификация проективных методов// Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 99–105. 70 11.Роршах Г. Психодиагностика: методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов)/ Пер. с нем. – М.: Когито-Центр, 2003. – 336 с. 12. Семаго Н.Я. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка// Школьный психолог. – 2003. – № 35. – С. 8–9. 13. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности// Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 69–85.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Семейное законодательство РФ об осуществлении и защите прав членов семьи.
Количество страниц:
4
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Право
практическое задание
Особенности адаптации одаренных детей
Количество страниц:
12
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Психология
контрольная работа
Экспериментальное исследование психологических особенностей подростка при помощи методики «Образ мира»
Количество страниц:
15
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image