Возрастные границы младшего школьного возраста определяются разными авторами в пределах от 6 – 7 лет до 9-10. Начальной чертой для этого определения служит переход ребенка к учению, как деятельности. В возрасте семи лет завершается созревание лобных отделов больших полушарий головного мозга. Возникают новые функции – произвольность и планирование. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. [5]
На начальном этапе для школьника главную роль играет учитель, с которым связано эмоциональное самочувствие ребенка, позже более важное значение начинает приобретать общение со сверстниками, их признание. Игровая деятельность младших школьников все еще играет важную роль, но в отличии от дошкольников, принимает формы игры с правилами, игры-драматизации.[3]
А. Н. Леонтьев связывает наступление младшего школьного возраста со сменой ведущего вида деятельности. Происходит развитие сознания ребенка путем осмысления общественных отношений, что ведет к смене мотивов и возникновению нового ведущего вида деятельности. В младшем школьном возрасте – это учение.[6]
В процессе обучение на первый план выходит формирование произвольности внимания, памяти, восприятия. Эти процессы могут формироваться стихийно (как приспособление к условиям учения, как деятельности) или целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля.
Анализируя все описанное в этой части, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является основным этапом развития личности, именно в этом периоде закладывается отношение ребенка к учению как виду деятельности. От того, насколько позитивным будет это отношение, зависит успешность обучения и развития школьника.
Читать дальше
Не секрет, что творчество помогает справиться с проблемами и внутренними переживаниями ребенка, выразить свои чувства и эмоции. Зачастую именно творчество, как невербальное средство становится способом выражения своего «я». Творчество также дает возможность выразить негативные и даже деструктивные переживания в социально приемлемой форме, при этом выполняя роль регулятора и устраняя или понижая негатив. [7]
Младшим школьникам свойственно выражать свои переживания в игре, что способствует снятию эмоционального напряжения, поведенческого регулирования и способствует развитию ребенка.
Для развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать следующие условия:
• готовность образовательных учреждений (материальная, ресурсная, психологическая) к принятию детей, готовность диагностировать и развивать творческие способности ребенка;
• важна роль родителей детей в развитии творческих способностей, вера в ребенка, способствование раскрытию талантов и способностей, а также деликатные современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся.
• Большое значение имеет психолого-педагогическое сопровождение, которое помогает сформировать положительные качества личности ребенка (самоотношение и самоуважение, веру в свои возможности, готовность к трудностям, волю и оптимизм).
• Создание специальных условий внеурочной деятельности, игровых форм, позволяющих ребенку активно включиться в социум, школьное общество.[4]
Главный принцип развития творческой деятельности - принцип успешности каждого ученика.
Читать дальше
В своих работах Ф. Вернон показал необходимость качественного анализа структуры способностей. Было выяснено, что роль генетики в развитии творческих способностей не достаточно велика, чтобы можно было называть ее основной. Но при этом более одаренный ребенок реагирует на различные стимулы отлично от менее одаренного. [7]
Исследуя одаренность в детском возрасте, Дж. Фримен выделяет следующие особенности развития одаренного ребенка:
• ребенок замечает разницу с другими детьми, чувствует свою особенность;
• навык чтения проявляется раньше сверстников;
• в выборе занятий ребенок проявляет инициативу, а не навязанные ему занятия;
• уровень памяти у такого ребенка очень высокий;
• ребенок имеет способность сосредотачиваться длительное время;
• семейная обстановка отличается яркостью, живостью, позитивностью;
• отличается достаточно высоким образовательным уровнем в семье;
• ребенок легко осваивает стандартную школьную программу и обучается по индивидуальной, более углубленной;
• в жизни одаренного ребенка большую роль играет музыка.[8]
Читать дальше
1) Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. — М.: «Академия», 2002. - 320 с
2) Богоявленская Д. Б., Богоявленская М.Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психол. наука и образование. — 2001. — № 4.
3) Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 336 с
4) Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. -СПб.:Питер,2011.-448с
5) Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество – М.: 1997, 432 с
6) Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство, 1996 - 374 с.
7) Ридецкая О.Г. Психология одаренности: Учебно-практическое пособие – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. – 374 с
8) Фролов С. Проблемы определения и развития творческой одаренности // Вестник АГТУ . 2004. №3. С.277-283
9) Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Читать дальше