Введение………………………………………………………………….…..…2 1 Религиозная идентичность. Формирование религиозной идентичности…3 Заключение……………………………………………………………………...14 Список литературы……………………………………………………………..15
МГУ им. Ломоносова

Религиозная идентичность. Формирование религиозной идентичности

доклад
Социология
15 страниц
92% уникальность
2014 год
9 просмотров
Литвякова Л.
Эксперт по предмету «Социология общая»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
На сегодняшний день возрастает роль религиозной идентичности в силу изменений и переломных процессов, происходящих в современном мире. В связи с размытием культурных, национальных, политических и других основ все большее значение приобретает роль религии как связующего звена того или иного общества и служащего средством ощущения стабильности и осознания своей причастности к определенной социальной группе, где реализуется межличностное общение, находится поддержка и защита. Формирование религиозной идентичности происходило начиная с зарождения в примитивных традиционных обществах первобытных форм религииб когда религиозная идентичность определялась осознанием общего происхождения от одного предка – тотема, а принадлежность к религиозной группе выражалась в осуществлении ритуалов и магических обрядов. С развитием дифференциации общества появляется идея о едином Боге. Религиозная идентичность в это время зависит от факторов органической солидарности, влиянии религии на экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь общества. Различные подходы к определению религиозной идентичности обуславливают разное отношение к религии со стороны членов того или иного общества. Чаще всего религиозную идентичность приравнивают к осознанию своей принадлежности к той или иной группе и неприятие религии другой. Социологическая наука пыталась рассмотреть религиозную функцию интеграции общества, лежащей в основе идентичности. Работы по изучению этого феномена принадлежат таким социологам, как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, М. Вебер, в отечественной социологии к этому феномену подходили, В.И. Гараджа, Ж.Т. Тощенко и др.
Читать дальше
Религия, по определению О. Конта, есть необходимый компонент общества, дающий людям чувство и идентичности и обеспечивающий их единство социальной жизни. Отсюда следует, что религия являются связующим фактором общества к формированию идентичности между людьми. Э. Дюркгейм видел религию как надиндивидуальный феномен, особая социальная реальность, соединяющая индивидов в часть социального целого. Заслуга Дюркгейма в том и состоит, что религию он понимал как силу, интегрирующую общество. В традиционных обществах религия обеспечивала “механическую солидарность”, когда общество имело коллективный характер, существовали одинаковые ценности и чувства у индивидов, а современное общество характеризует “органическая солидарность”, обусловленная проживанием вместе людей с разными интересами, ценностями, но связанными по причине закона и экономической выгоды. Тем самым, религия рассматривалась в качестве социального фактора, удовлетворяющие определенные интересы и потребности. Религиозная идентичность в примитивных обществах обеспечивалась следующим образом: члены клана или племени, осуществляя религиозные действия, ощущали себя мифическими символическими существами, чувствовали единство в исполнений этих ритуалов. Затем функция религий определялась формированием и укреплением солидарности, наличием общей веры, объединяющей общество. По мнению Дюркгейма существование общей веры способствовало образованию моральной общности, представленную церковью. Следовательно, религия означала некоторую общность, разделяющую общие верования и образцы поведения. В теории структурного функционализма Парсонса религия включает в себя такие компоненты, как общность верующих, общие верования и миф, ритуальное поведение, общие символы. Религиозное мировоззрение общества основано на верованиях, являющихся совокупностью представлений о ценностях, установках, мотивациях, ценностных ориентациях и, в отдельных случаях, общего взгляда на мир. Работа Дюркгейма “Элементарные формы религиозной жизни” обосновывает положение о том, что религия есть солидаристская система верований и действий, направленных к священным вещам и создающим моральную общину, придерживающихся той или иной религии. Поэтому, религия выступает как организованное социальное поведение людей. Существование религии объясняется существованием общества, иначе, реальности особого рода, отличную от суммы составляющих его индивидов. И, следовательно, носителем религии выступает коллективное социальное сознание группы. Ритуал в примитивных обществах как компонент религии обеспечивает поддержание социальной группы, вне которой невозможно существование отдельного индивида. Механическая солидарность выражается в наличии запретов и императивов, подчиняющих и регулирующих поведение индивида как некая сила, стоящая над ним. Коллективное сознание, доминирующее над сознанием индивидуальным, выражается в общих переживаниях, установках, системе наказаний, применяемых к нарушившему запреты.
Читать дальше
Процессы глобальной трансформации, происходящие в современном мире, ставят под вопрос существование идентичности. Поэтому, обострилась необходимость изучения проблемы религиозной идентичности, являющейся связующим звеном политической, социальной и культурной идентичности. Становление религиозной идентичности происходит в условиях разнонаправленных тенденции таких, как реальность процесса глобализации в сфере культуры, политики, экономики и поиска национальной и религиозной идентичности в современных условиях, а также усиление роста этнорелигиозного сознания. В основе религиозной идентичности лежит сходство в рамках той или иной религиозной группы общего религиозного мировоззрения, религиозного сознания, религиозных верованиях, наличии ритуалов и обрядов, религиозные ценности. Все это обуславливает принадлежность индивида к той или иной религиозной группе, осознанию своей связи с ней, единства религиозных представлений. Формирование религиозной идентичности происходит за счет образования религиозной картины мира в рамках той или иной религиозной группы. Закрепление собственной самоидентификации и отождествления себя с религией способствует образованию религиозного сознания и мировоззрения, образующего также коллективную религиозную идентичность. На сегодняшний день, вопрос о значении религиозной идентичности представляет наибольшую актуальность как фактор сплочения обществ и дифференциации религиозных различий.
Читать дальше
1. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: Наука, 1995. – 223 с. 2. Степанянц М.Т. Религия и идентичность в России. – М., 2003. – С.199-202. 3. Тощенко Ж.Т. Религиозная идентичность и бюрократия// Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 62-85. 4. Гараджа В.И. Религиоведение: учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 1995. – 351 с. 5. Игнатьев А. Пять базовых концептов социологии религии. / А. Игнатьев. – «Социологическое обозрение», №1. – 2014. – С. 155-170. 6. Ляушева С.А., Нагой А.А. Религиозная идентичность в современной культуре. – Вестник Адыгейского государственного ун-та. - №1. – 2009. 7. Еманов А.Г., Домашова С.А. Анализ формирования и развития религиозной идентичности на материале «исповеди» Аврелия Августина. – Вестник Тюменского государственного ун-та. – №7. - 2009. – С.29-34. 8. Мукатаева А.А. Религиозная идентичность в культурной идентичности личности. – Педагогическое образование и наука, №5. – 2010. – С.44-51. 9. Этническая и религиозная идентичность: специфика взаимодействия. - Вестник Адыгейского государственного университета. – №3. – 2009. 10. Минченко Т.П. К вопросу об определении религиозной идентичности в современном мире. – Вестник Томского государственного ун-та. - №324. – 2009. – С.99 – 101.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

исследование, аналитическая работа
Образование национал-социалистической партии Германии: ее программа и идеология. Сравнить итальянский фашизм и нацистскую Геоманию.
Количество страниц:
8
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2014
Предмет:
История
доклад
Институт объективной истины в уголовном процессе.
Количество страниц:
7
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Уголовный процесс
контрольная работа
Морфология
Количество страниц:
20
Оригинальность:
90%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Русский язык и культура речи
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image