I. Параметры исследования и выборки 22 II. Основные факторы, влияющие на употребление алкоголя учащимися 43 III. Изучение влияния семьи на употребление алкогольных напитков 410 IV Исследование видов и форм алкоголя уподобляющихся детьми 115 V. Анализ последствий употребления алкоголя 125 VI. Изучение уровня информированности 129 VII. Динамика алкогольной зависимости 2012-2014 гг 131 VIII. Основные выводы 135 IX. Приложение 138
УРГУ

Особенности потребления алкогольных напитков подростками (с 11 до 18 лет)

исследование, аналитическая работа
Социология
53 страниц
92% уникальность
2014 год
7 просмотров
Сибгатуллина А.
Эксперт по предмету «Социология общая»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
1
2
3
4
5
Основные выводы
В ноябре 2014 года студенткой факультета социология и политология, отделения социология было проведено социологическое исследование, посвященное анализу и изучению отношения детей 11-18 лет к употреблению спиртных напитков как одному из видов девиантного поведения. Употребление алкоголя среди молодежи вызывает значительную озабоченность правительств, общественности и специалистов всех стран. Исследование включало в себя опрос учащихся по стандартной анкете в один и тот же промежуток времени. Отбор классов осуществлялся в соответствии с репрезентативной выборкой для образовательных учреждений, где обучались учащиеся 11-18 лет. Основная цель проекта – сбор сопоставимых данных об употреблении среди 11-18 летних подростков с целью мониторинга. «Анкета учащегося» включала в себя 51 вопрос об употреблении алкоголя, об отношении к употреблению и их доступности. Всем обследованным гарантировалась конфиденциальность и анонимность сообщаемых сведений. В России учащиеся в возрасте 11-18 лет обучаются в 5 и 10 классе общеобразовательных школ или на первом курсе учреждений начального и среднего профессионального образования. В исследовании 2014 года было опрошено 200 подростков: 102 мальчика (50,3%) и 98 девочек (49,7%). Так же, были охвачены такие факторы, как отношение в алкоголю. Проведен анализ уровня информированности о вреде алкоголя. В рамках данного исследования было опрошено 200 человек. Целью исследования сделать сбор сопоставимых данных об употреблении алкоголя среди 11-18летних подростков. Задачами исследования было: 1. Изучить социальные факторы, влияющие на мотивы употребления алкоголя; 2. Исследовать наиболее распространенные виды употребления алкоголя; 3. Определить гендерный аспект употребления алкоголя; 4. Проанализировать последствия; 5. Изучить уровень информированности о вреде алкогольных напитков на здоровье В соответствии с целями и задачами объектом исследования выступали дети в возрасте от 11 до 18 лет. В качестве респондентов выступали учащиеся гимназии № 9. Предмет исследования: определение отношения детей к алкогольным напиткам Исследование проводилось методом сплошного отбора. Данное социологическое исследование проводилось с использованием метода удобных случаев. То есть в исследовании приняли участие все присутствующие на момент о
Читать дальше
Потребление спиртных напитков в последнее время приобрело устойчивый и массовый характер. В массовом сознании и бытовой культуре населения сформировался устойчивый социально-психологический стереотип, согласно которому потребление алкогольных напитков рассматривается как допустимый и модно-образцовый стандарт поведения и проявления привычного образа жизни, то есть как бытовая социально-культурная норма, традиция или обязательный ритуал. Сегодня проблема алкоголизма затронула не только взрослое население страны, но стала реальной угрозой для подрастающего поколения. Все эти меры, призванные сформировать у подрастающего поколения стремление к здоровому образу жизни, постепенно дают свои результаты. Целью первого вопроса выяснить их мнение по этому поводу, но и оценить ориентации молодежи на ведение здорового образа жизни., который был задан респондентам: «Согласны ли Вы с тем, что сегодня модно вести здоровый образ жизни?» В результате 83,3% опрошенных дали положительный ответ и только 5,8% отрицательный, остальные затруднились ответить. Придание престижа ведению здорового образа жизни действительно очень важно для молодежи, ведь в этом возрасте многие поступки совершаются как дань моде, в стремлении быть «как все». Иногда уже первое знакомство с алкоголем подростки оценивают как «новый стиль жизни», отсюда и «культивирование» состояния опьянения. При регулярном употреблении алкоголя (до 2–3 раз в месяц) устойчивость подростка к действию алкоголя начинает возрастать. Это воспринимается в компании сверстников как признак особой «силы и крепости», отличающий лидера. Стиль жизни, принятый в «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается как естественный и нормальный. Нормой поведения считается употребление спиртных напитков в выходные дни, при встрече с друзьями и т.д.
Читать дальше
В целом мотивы употребления спиртного подростками делятся специалистами на две группы. В основе мотивов первой группы лежит • желание следовать традициям • испытывать новые ощущения • любопытство. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т.п. Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками). Особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории существенно ослаблен или утрачен интерес к познавательной деятельности. Подростки, употребляющие спиртное почти не занимаются общественной деятельностью. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой, редко участвуют в самодеятельности, почти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние может возникнуть в связи с определенным положением их в семье, школьном коллективе. Подобные причины употребления спиртных напитков были выявлены и в результате проведенного социологического исследования. Подробное распределение ответов респондентов, употребляющих спиртные напитки, на вопрос: «С какой целью Вы употребляете спиртные напитки?» представим графически (Рисунок 2.)
Читать дальше
Результаты исследования употребления алкогольных напитков показали, что 89,4% учащихся Российской Федерации употребляли какие-либо алкогольные напитки в течение жизни. Различия между мальчиками и девочками отсутствовали. Каждый десятый респондент сообщил, что ни разу не пробовал алкогольные напитки в течение жизни. Представленные данные в таблице 1 (Приложение 1) свидетельствуют о значительной доле молодежи, употреблявшей любые алкогольные напитки в течение жизни от одного до девяти раз. Эта группа составляет большинство. Анализ данных выявил значительную долю учащихся особенно среди мальчиков, которые употребляли алкоголь 40 и более раз в течение жизни, что свидетельствует о регулярном употреблении алкоголя. Для получения более полной оценки распространенности употребления алкоголя были проанализированы более короткие периоды времени, предшествовавшие опросу. За 12 месяцев перед проведением исследования пили любые алкогольные напитки хотя бы один раз 77,3% опрошенных учащихся. Употребляли алкогольные напитки 20 и более раз 15,7% учащихся среди которых доля мальчиков выше (таблица 2 – Приложение 1 ). За последние 30 дней, предшествовавших опросу, половина всех мальчиков и девочек употребляли любые алкогольные напитки. Следует обратить внимание на группу систематических потребителей алкоголя, к числу которых можно отнести подростков, употреблявших алкогольные напитки 10 и более раз за последний месяц. О таком поведении сообщили 6,7% опрошенных учащихся, причем среди мальчиков доля таких ответов составила 8,0%, а среди девочек – 5,4%. (Таблица 3 – Приложение 1) В ходе опроса изучалась структура употребляемых напитков по видам за 30 дней, предшествовавших проведению исследования. Этот период был выбран для анализа, исходя из предположения, что учащиеся будут способны достаточно точно припомнить события месячной давности и сделать правильные обобщения. В использовавшейся анкете были выделены 5 типов алкогольных напитков: • пиво (кроме безалкогольного); • шампанское; • газированные алкогольные напитки (с содержанием алкоголя около 5%); • вино; • крепкие напитки (водка, коньяк, виски и т.п.). (Таблица 4 – Приложение 1 )
Читать дальше
Злоупотребление алкоголем в ряде случаев приводит к опьянению и оказывает не только влияние на состояние здоровья, но часто имеет для индивидуума различные социальные последствия. В анкету были включены специальные вопросы для получения субъективной оценки учащихся о вероятности возникновения различных событий и проблем после приема алкоголя. (Таблица 15 – Приложение 1) Большинство учащихся считают, что вероятность возникновения положительных событий, связанных с употреблением алкоголя, значительно выше, чем отрицательных событий. Однако от 15% до 20% респондентов не знают, какие события могут с ними произойти после приема алкоголя. За вопросом о вероятности возникновения каких-либо событий после приема алкоголя учащимся был задан более конкретный вопрос: «Как часто за последние 12 месяцев Вы сталкивались с перечисленными проблемами из-за употребления алкоголя?». (Таблица 16 – Приложение 1) Наибольшая доля учащихся считают основными проблемами, возникающими из-за употребления алкоголя – это серьезные проблемы с родителями, драки, а также плохую успеваемость. Далее по значимости следуют проблемы с друзьями, травмы и несчастные случаи, половая связь без презерватива, проблемы с милицией. Все перечисленные проблемы за последние 12 месяцев в основном отмечались 1-2 раза. Несколько чаще возникали проблемы в связи с драками, с родителями и плохой успеваемостью, они занимали первые 3 места среди других вариантов проблем. «Где Вы чаще всего употребляете спиртные напитки?» Именно с друзьями, по данным проведенного социологического исследования, респонденты чаще всего и распивают спиртные напитки (16,5% молодых людей употребляют спиртное дома у друзей). Для каждого седьмого опрошенного даже на дискотеке не весело без спиртного, каждый десятый не прочь «опрокинуть рюмочку» просто на улице. Значительно реже спиртные напитки респонденты употребляют в учебном заведении (2,2%), а также в кафе и барах (1,1%). Проведенный подобным образом досуг не для всех и не всегда заканчивается мирно. Каждый десятый респондент (из которых 54% - парни и 46% - девушки) в рамках проведенного анкетирования признался, что попадал в конфликтные ситуации в состоянии алкогольного опьянения. Для 2,7% молодых людей выяснение отношений заканчивалось в отделении милиции.
Читать дальше
В данном отчете были раскрыты основные цели и задачи, отраженные в инструментарии социологического исследования. Одной из главных задач социологического исследования было проанализировать социальные факторы, влияющие на алкоголизацию молодого населения. Подводя итоги проведенного социологического исследования, отметим, что в ходе его удалось выявить ряд проблем, главная из которых - высокий уровень потребления алкогольных напитков молодежью. В одиночку справиться с этой проблемой невозможно ни одному социальному институту, ни тем более отдельно взятой семье. Необходимо активное сотрудничество между семьей, общественными организациями, учебными заведениями, государственными органами и средствами массовой информации. Особенно велика роль в этом общеобразовательной школы, располагающей огромным воспитательным потенциалом, возможностью в течение многих лет оказывать культурно-педагогическое, эмоционально-психологическое воздействие на детей и подростков. Разумеется, роль школы в антиалкогольном воспитании не может сводиться к тому, чтобы, используя возможности различных учебных дисциплин, вооружать учащихся необходимыми знаниями о вреде алкоголя, его влиянии на человеческий организм и т. д. Как свидетельствует опыт антиалкогольного просвещения в школах многих зарубежных стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и др.), осведомленность об алкоголе, какой бы широкой она ни была, оказывается недостаточной, для того чтобы изменить отношение молодежи к потреблению алкоголя. Объясняется это частично тем, что в системе ценностных ориентации подростков их собственное здоровье пока еще не занимает заметного места. Для выработки устойчивого нравственно-психологического неприятия пьянства, активной антиалкогольной позиции информативно-ознакомительные усилия должны быть дополнены мерами, обеспечивающими глубокое эмоциональное и нравственное воздействие на учащихся, что невозможно без убедительного, научно обоснованного раскрытия тесной связи процесса становления и развития личности молодого человека с трезвым образом жизни. Если в школах важно делать акцент на разъяснительной работе, направленной на предотвращение начала потребления алкогольных напитков и информирование школьников о последствиях приобщения к спиртному, то в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования работа должна носить более практический характер. По результатам проведенного исследования, именно в этих учреждениях образования наиболее высокий процент молодых людей, употребляющих алкоголь. В состав данной профилактики может входить ранняя диагностика, раскрытие психологического неблагополучия личности, которое непосредственно связанно с причинами алкоголизации, предложение широкой психологической помощи (клиническая беседа, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего и др.). Так как зачастую употребление алкогольных напитков связано у молодежи с желанием быть «как все», следовать своеобразной молодежной моде, важно, чтобы профилактическая работа была направлена на демифологизацию алкоголя как символа престижа. В антиалкогольной работе нужно в доступной форме рассказать о пагубных свойствах алкоголя и возможных последствиях его употребления, сформировать в сознании молодых людей альтернативу стилю жизни, который включает потребление алкоголя. Подобная работа должна проводиться как с юношами, так и с девушками, ведь как показал анкетный вопрос, последние не отстают от парней в своем пристрастии к спиртному. Как удалось выяснить в результате проведенного социологического исследования, знакомство с алкоголем молодых людей зачастую происходит с согласия родителей. Потребление алкоголя большинством взрослого населения, бытующая вокруг этого явления атмосфера благодушия, снисходительного отношения делают его в глазах подростков неотъемлемым атрибутом образа жизни старших. Это служит весьма значительным фактором формирования у них позитивного отношения к алкоголю. В условиях широкой распространенности в быту питейных обычаев и традиций психологические установки на потребление алкоголя формируются у подростков задолго до их приобщения к спиртному. В этой связи особым направлением в профилактике алкоголизма среди молодежи должна стать работа с семьями. По каким бы направлениям и в каких бы формах не проводилась профилактическая работа, главное, чтобы ее мероприятия способствовали формированию у молодежи активного отрицательного отношения к алкоголю, были направлены на значительное улучшение работы по нравственному воспитанию и культурному развитию подрастающего поколения, на создание необходимых условий для организации разумного досуга, формирования навыков безалкогольного времяпрепровождения. Именно такой комплекс мер и активное сотрудничество всех общественных структур способно противостоять главному врагу современного общества – алкоголю. 
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Что такое предпринимательство? Какими качествами, по-вашему, должен обладать предприниматель? Какими из данных качеств обладаете вы?
Количество страниц:
11
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Микроэкономика
контрольная работа
Коллизионное регулирование вещных прав в международном частном праве. Понятие «унификация» и «гармонизация», их соотношение между собой
Количество страниц:
25
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2014
Предмет:
Международное частное право
доклад
Религиозная идентичность. Формирование религиозной идентичности
Количество страниц:
15
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Социология общая
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image