В данном отчете были раскрыты основные цели и задачи, отраженные в инструментарии социологического исследования.
Одной из главных задач социологического исследования было проанализировать социальные факторы, влияющие на алкоголизацию молодого населения.
Подводя итоги проведенного социологического исследования, отметим, что в ходе его удалось выявить ряд проблем, главная из которых - высокий уровень потребления алкогольных напитков молодежью. В одиночку справиться с этой проблемой невозможно ни одному социальному институту, ни тем более отдельно взятой семье. Необходимо активное сотрудничество между семьей, общественными организациями, учебными заведениями, государственными органами и средствами массовой информации.
Особенно велика роль в этом общеобразовательной школы, располагающей огромным воспитательным потенциалом, возможностью в течение многих лет оказывать культурно-педагогическое, эмоционально-психологическое воздействие на детей и подростков. Разумеется, роль школы в антиалкогольном воспитании не может сводиться к тому, чтобы, используя возможности различных учебных дисциплин, вооружать учащихся необходимыми знаниями о вреде алкоголя, его влиянии на человеческий организм и т. д. Как свидетельствует опыт антиалкогольного просвещения в школах многих зарубежных стран (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания и др.), осведомленность об алкоголе, какой бы широкой она ни была, оказывается недостаточной, для того чтобы изменить отношение молодежи к потреблению алкоголя. Объясняется это частично тем, что в системе ценностных ориентации подростков их собственное здоровье пока еще не занимает заметного места. Для выработки устойчивого нравственно-психологического неприятия пьянства, активной антиалкогольной позиции информативно-ознакомительные усилия должны быть дополнены мерами, обеспечивающими глубокое эмоциональное и нравственное воздействие на учащихся, что невозможно без убедительного, научно обоснованного раскрытия тесной связи процесса становления и развития личности молодого человека с трезвым образом жизни.
Если в школах важно делать акцент на разъяснительной работе, направленной на предотвращение начала потребления алкогольных напитков и информирование школьников о последствиях приобщения к спиртному, то в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и профессионально-технического образования работа должна носить более практический характер. По результатам проведенного исследования, именно в этих учреждениях образования наиболее высокий процент молодых людей, употребляющих алкоголь. В состав данной профилактики может входить ранняя диагностика, раскрытие психологического неблагополучия личности, которое непосредственно связанно с причинами алкоголизации, предложение широкой психологической помощи (клиническая беседа, группы общения, встречи с бывшими алкоголиками, кабинеты анонимной наркологической и социально-психологической помощи, работа с непосредственным окружением и семьей злоупотребляющего и др.).
Так как зачастую употребление алкогольных напитков связано у молодежи с желанием быть «как все», следовать своеобразной молодежной моде, важно, чтобы профилактическая работа была направлена на демифологизацию алкоголя как символа престижа. В антиалкогольной работе нужно в доступной форме рассказать о пагубных свойствах алкоголя и возможных последствиях его употребления, сформировать в сознании молодых людей альтернативу стилю жизни, который включает потребление алкоголя. Подобная работа должна проводиться как с юношами, так и с девушками, ведь как показал анкетный вопрос, последние не отстают от парней в своем пристрастии к спиртному.
Как удалось выяснить в результате проведенного социологического исследования, знакомство с алкоголем молодых людей зачастую происходит с согласия родителей. Потребление алкоголя большинством взрослого населения, бытующая вокруг этого явления атмосфера благодушия, снисходительного отношения делают его в глазах подростков неотъемлемым атрибутом образа жизни старших. Это служит весьма значительным фактором формирования у них позитивного отношения к алкоголю. В условиях широкой распространенности в быту питейных обычаев и традиций психологические установки на потребление алкоголя формируются у подростков задолго до их приобщения к спиртному. В этой связи особым направлением в профилактике алкоголизма среди молодежи должна стать работа с семьями.
По каким бы направлениям и в каких бы формах не проводилась профилактическая работа, главное, чтобы ее мероприятия способствовали формированию у молодежи активного отрицательного отношения к алкоголю, были направлены на значительное улучшение работы по нравственному воспитанию и культурному развитию подрастающего поколения, на создание необходимых условий для организации разумного досуга, формирования навыков безалкогольного времяпрепровождения. Именно такой комплекс мер и активное сотрудничество всех общественных структур способно противостоять главному врагу современного общества – алкоголю.