МГУ им. Ломоносова

Своеобразие сюжета в рассказе А.П. Чехова "Студент"

контрольная работа
Литература
12 страниц
82% уникальность
2014 год
8 просмотров
Кузьманенко А.
Эксперт по предмету «Литературоведение»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Фрагмент текста
Список литературы
Современная гуманитарная мысль базируется на нескольких сквозных идеях, отображающих поиски исследователей новейшего этапа развития литературоведческой науки. К таким сквозным идеям, вне сомнения, принадлежит идея диалогичности человеческого бытия в культуре как идея всеобщности и универсальности диалогизма в познании и общении. В этой связи на уровне современных филологических студий возникает ряд проблем, связанных с поиском новых путей и исследовательский приемов. Именно поэтому в последнее время в литературоведении появляются модерные подходы к изучению природы и функционирование литературного произведения, где анализ поэтики текста обогащается исследованиями в сфере психологии творчества. В этом отношении личность и творческое наследие А.П. Чехова являются наиболее интересным объектом для изучения. На современном этапе подходы к исследованию поэтики сюжетов группируются вокруг нескольких направлений гуманитарной мысли, среди которых доминантными выступают психоаналитический и нарратологический Рассмотрим их основные методологические приемы в контексте поэтики рассказа А. Чехова «Студент», который сам автор считал «наиболее отделанным» [16, с.524]. Предпосылки психоаналитического подхода к изучению инвариантных мифологических структур были заложены роботами З.Фрейда, среди которых особенно отличается исследование «Тотем и табу». Сегодня психоанализ приобрел значение культурологично и гуманитарно значимого средства интерпретации явлений как индивидуального, так и коллективного творчества, на что существенно повлияли работы К.-Г. Юнга [17], посвященные коллективному бесознательному и теории архетипов. Ориентированный на исследование культуры в контексте человеческой сексуальности, психоанализ смог преодолеть узконаправленные целевые установки его отца-основателя, став одной из наиболее значительных теорий, которые объясняют возникновение, бытование определённых сюжетов и персон через понятие архетипа. Введение категории архетипа было рефлексией на фрейдовский аналитеский субъективизм, а потому стало существенным шагом вперед на пути понимания как универсального, так и индивидуального, поскольку архетип как идеальное формотворчество выражен прежде всего в материале сознательного опыта через архетипный образ [17]. Захватывая человека, архетип как форма действия коллективного бессознательного способен контролировать творческие проявления личности. Основные архетипы (Анима, Анимус, Тень, Самость, Велика Мать, Мудрый Старец, Дева, Дух, Священный Брак, Вечный Ребенок, Трикстер и др.) выступают источником мифологии и искусства, и как следствие, - как универсальные явления психики, что играют важнейшую роль в формировании сюжета произведения, выступая их универсально-психическими инвариантами. Важность психологического подхода в литературоведении подчеркивают в своих работах М.Бахтин, Л.Выготский, В.Виноградов, Б.Грифцов , Б.Корман, Б.Мейлах, М.Храпченко . Так, М. Бахтин отмечает, что «автора мы находим (воспринимаем, понимаем..., ощущаем) в любом произведении искусства. <...> Мы никогда не видим его так, как видим образы, создаваемые им. Мы ощущаем его (автора) во всем как изобразительное начало (субъекта, который изображает), а не изображенный (видимый) образ [4, с.265]». При исследовании рассказа Чехова «Студент» стоит разобраться в этих впечатлениях: какие именно мысли более всего повлияли на художника, которые его к себе привлекали и которых он старался избегнуть. Здесь реальная действительность выступает лишь толчком, который в процессе не нуждается в постоянном обращении к внешним впечатлениям. Тем не менее этот толчок предоставляет творцу создавать внутренний материал, а затем - и внутренний образ. Он, разумеется, составляется из сложных впечатлений художника. В связи с тем, что полисемантизм чеховских образов есть безоговорочным, то закономерным в «Студенте» представляется многогранный спектр форм и способов интерпретации сюжетно-образного материала. Итак, с позиции психоанализа, внутритекстовая действительность в рассказе Чехова («возможный мир») в противоположность внешний - реальной - действительности имеет креативную природу, создаваемую выдумкой та творческой энергией автора, и выступает носителем условного, отдельного авторского мира[14]. Современная методология анализа единичного литературно-художественного текста, так и совокупности текстов, связана прежде всего с нарратологическим и хронотопическим направлениями, по-разному представленными во многих школах ХХ ст. [6]. Так, нарратология представляет собой довольно большую область научного поиска в области сюжетно-повествовательных высказываний (дискурсов), что соотносятся с определенной фабулой (историей, интригой). Под нарративностью художественного текста мы понимаем совокупность повествовательных компонентов и категорий художественного текста, который образовывает его структурный гештальт [15]. Отметим, что любой текст реализует алгоритм «неопределенности-заданности» относительно автора и читателя литературного произведения. Эта реализация обусловлена його перспективным характером, который в свою очередь говорит о существовании не только авторской позиции относительно отношения к миру (авторской перспективы), а и о наличии имманентно-текстовой перспективы, поскольку намеренная предметность текста создается только благодаря тому, что пересекаются авторская перспектива и перспективная система текста так, что объект, который не существует как такой в действительности, может быть воображаемым нами [2]. Другими словами, художественное произведение не имеет предметной (знаково-денотативной) соотнесенности в виде реальной ситуации или совокупности ситуаций, но может образовывать целостное понятие (концепт) в мозгу читателя в виде отраженной из текста к сознанию воображаемой ситуации или ситуаций. Этому и служат разные перспективы текста.
Читать дальше
1. Арутюнова Н. Язык и мир человека. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 896 с. 2. Бал В. Проблема позиций в художественном тексте // Чехословацкая русистика. — 1985. — № 3. — С.27 — 45. 3. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. — М.: Современник, 1983.— 416 с. 4. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.— 424 с. 5. Выготский Л. Психология искусства. — М.: Педагогика,1968. — 470 с. 6. Гагаев А., Гагаев П. Художественный текст как культурно-исторический феномен: Теория и практика прочтения. — М.: Флинта, Наука, 2002. — 392 с. 7. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. — Л.: Советский писатель, Л.О., 1987. — 236 с. 8. Гинзбург Л. О литературном герое. — Л.: Советский писатель, Л.О., 1979. — 222 с. 9. Изер В. Историко-функциональная модель литературы // Вестник МГУ. Вестник Моск. ун-та. — Сер. 9, Филология. — М., 1997. — № 3. — С. 118 — 142. 10. Ингарден Р. Очерки по философии литературы: Пер. с пол. — Благовещенск: Благовещенский гуманитарный колледж им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1999. — 184 с. 11. Левитан Л., Цилевич Л. Сюжет в художественной системе литературного произведения . — Рига: Зинатие, 1990. — 510 с. 12. Лотман Ю. Структура художественного текста. — М.: Искусство,1970. — 364 с. 13. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 334 с. 14. Фейнедберг О. Поэтика сюжета и жанра. — М.: Лабиринт, 1997. — 448 с. 15. Хализев В. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 2000. — 399 с. 16. Чехов А.П. Студент. // Собрание сочинений в восьми томах. – Т.5.: Рассказы, повести, статьи. 1891-1895. – М.: Правда, 1979. – С.342-346.- прим. С.524. 17. Юнг К. Г. Трансцендентальная функция. Нераскрытая Самость. АІОN // Избранное: Пер. с нем. — Мн. : ООО «Попурри», 1998. — 448 с. 18. Якобсон Р. Работы по поэтике. — М.: Прогресс, 1987. — 464 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
контрольная работа по истории
Количество страниц:
15
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
История государства и права России
задача
решение
Количество страниц:
10
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Математический анализ
контрольная работа
становление и тенденции развития предприятий питания, проблемы их функционирования
Количество страниц:
20
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Организация работы предприятий общественного питания
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image