Характеризуя событийность мира, мы пользовались словам «хаос». Это не совсем четкое понятие. Чаще всего оно воспринимается как метафора. В ряде случаев под хаосом понимают нечто такое, что имеет отношение к состоянию наших знаний, а не мира. Таково, например, мнение Харлоу Шепли, который полагает, что поскольку в физическом мире все упорядочено физическими законами, то в нем хаоса как такового не существует. «Хаос, — считает Шепли, — является неосознанным порядком; это слово указывает на ограниченность человеческого ума и недостаток наблюдательных данных. Слова «хаос», «случайный», «непредсказуемый» — те удобные понятия, за которыми мы скрываем наше невежество» .
Следует, пожалуй, согласиться, что нет ничего более далеко отстоящего от мира, который мы знаем, чем картина хаоса. Наука и вообще всякое знание о мире возможны только в том случае, если в нем царит порядок, а не хаос. Там, где нет регулярностей, не только невозможно познание, но невозможно существование и познающего. Поэтому, для того, чтобы представить себе мир, лишенный своих ограничений и потому полностью хаотичный, нам следовало бы, согласно У.Р. Эшби, обратиться к волшебным сказкам или к «сумасшедшему фильму»; однако даже в них, резонно замечает Эшби, отсутствует лишь некоторая часть всех ограничений .
Разумеется, все это так, если речь идет о мире, который мы знаем и который соответствует классическим представлениям. Между тем нас интересует более широкий вопрос. Мы хотим знать, действительно ли понятие хаоса должно быть ограничено только лишь сферой познания, или же ему соответствует нечто такое, что существует в самом мире. Посмотрим, дает ли нам современная наука какие-либо основания сделать выбор между этими двумя альтернативами.
Даже относительно классической картины мира было бы неверно утверждать, что в нем вообще нет места хаосу. Случайные флуктуации могут, согласно ей, очень сильно искажать ход событий, настолько, что последний может потерять всякую регулярность и стать чем-то таким, что уже мало отличается от хаоса. Однако все дело заключается в том, что с классической точки зрения хаос может быть результатом нарушения порядка, но никогда не отсутствия его. Порядок вообще не может отсутствовать — он всегда существует и пронизывает мир до его бесконечных глубин. Его можно нарушить случайными воздействиями, но на более глубоком уровне всегда будет присутствовать порядок: хаос может царить лишь поверх порядка как его флуктуация. Нельзя найти такую точку в пространстве или во времени, где бы порядка изначально не было. Подобная (классическая) точка зрения на место порядка и хаоса в мире может быть резюмирована словами Стаффорда Бира о том, что «порядок более естествен, чем хаос» .