Процесс бурения скважин является очень трудоемким процессом, часто осложняющимся различного рода авариями, снижающими производительность труда и приводящие к существенному удорожанию буровых работ. Обычные причинами списания скважин – авария и различные осложнения, на устранения которых в год может тратиться от 5 до 10% рабочего времени.
Авариями в процессе бурения называют поломки и оставление в скважине частей колонн бурильных и обсадных труб, долот, забойных двигателей, потерю подвижности (прихват) колонны труб, спущенной в скважину, падение в скважину посторонних металлических предметов.
Именно из-за выполнения утвержденного режима бурения и недостаточной квалификации или халатности членов буровой бригады, происходит основная масса аварий на буровых. Также часто причиной аварий могут послужить неисправность бурового оборудования и бурильного инструмента, но это происходит намного реже.
В данной работе рассматриваются аварии с долотом во время бурения на нефть и газ, методы их ликвидации, а также предупреждение.
Читать дальше
Бурение скважин на нефть и газ – сложный технологический процесс. Для его осуществления используется большое число разнообразного оборудования, инструментов и материалов.
О состоянии оборудования, находящегося в скважине, приходится судить по показаниям приборов и никак иначе, что требует повышенного внимания к эксплуатации оборудования, тщательному присмотру за инструментами и приборами, и самое главное, строгому соблюдению предписаний по технологии бурения скважин.
Для исключения аварий из обычной практики буровиков проводится большая работа, но невозможно учесть и спрогнозировать все факторы способствующие их возникновению. Это означает, что знание правил поведения при возникновении различного рода аварий еще долго будет важным для буровиков [5, 14].
Аварией в бурении нужно называть разного рода нарушения технологического процесса строительства скважины. Это может быть вызвано потерей подвижности колонны труб, поломкой составлением в скважине элементов колонны труб или различных предметов и инструментов, для извлечения которых требуется специальное оборудование.
Виды типовых поломок при бурении:
- поломка по телу, узлам соединения бурильных, утяжеленных, ведущих, обсадных или насосно-компрессорных труб, бурильных замков, переводников;
- поломки различных инструментов (вспомогательных и ловилъных), забойных двигателей, амортизаторов, расширителей, центраторов, долот.
С бурильными и обсадными колоннами может произойти смятие, заклинивание или колонна может быть прихвачена или перекрыта чем-либо.
Одной из форс-мажорных ситуаций могут быть газо-нефтепроявления, когда процесс строительства скважины может остановиться на очень большой промежуток времени.
К авариям в процессе бурения относятся все вышеописанные процессы, независимо от затраченного на их ликвидацию время.
К осложнениям в свою очередь можно отнести нарушения непрерывности технологического процесса, вызванные явлениями горно-геологического характера, происшедшие при полном соблюдении требований технологического проекта и правил ведения буровых работ. Сюда можно отнести: газо-нефтепроявления, выбросы, обвалы, осыпи, искривление ствола и последствия стихийных бедствий.
Читать дальше
Бурение скважин на нефть и газ – сложный технологический процесс. Для его осуществления используется большое число разнообразного оборудования, инструментов и материалов.
О состоянии оборудования, находящегося в скважине, приходится судить по показаниям приборов и никак иначе, что требует повышенного внимания к эксплуатации оборудования, тщательному присмотру за инструментами и приборами, и самое главное, строгому соблюдению предписаний по технологии бурения скважин.
Для исключения аварий из обычной практики буровиков проводится большая работа, но невозможно учесть и спрогнозировать все факторы способствующие их возникновению. Это означает, что знание правил поведения при возникновении различного рода аварий еще долго будет важным для буровиков [5, 14].
Аварией в бурении нужно называть разного рода нарушения технологического процесса строительства скважины. Это может быть вызвано потерей подвижности колонны труб, поломкой составлением в скважине элементов колонны труб или различных предметов и инструментов, для извлечения которых требуется специальное оборудование.
Виды типовых поломок при бурении:
- поломка по телу, узлам соединения бурильных, утяжеленных, ведущих, обсадных или насосно-компрессорных труб, бурильных замков, переводников;
- поломки различных инструментов (вспомогательных и ловилъных), забойных двигателей, амортизаторов, расширителей, центраторов, долот.
С бурильными и обсадными колоннами может произойти смятие, заклинивание или колонна может быть прихвачена или перекрыта чем-либо.
Одной из форс-мажорных ситуаций могут быть газо-нефтепроявления, когда процесс строительства скважины может остановиться на очень большой промежуток времени.
К авариям в процессе бурения относятся все вышеописанные процессы, независимо от затраченного на их ликвидацию время.
К осложнениям в свою очередь можно отнести нарушения непрерывности технологического процесса, вызванные явлениями горно-геологического характера, происшедшие при полном соблюдении требований технологического проекта и правил ведения буровых работ. Сюда можно отнести: газо-нефтепроявления, выбросы, обвалы, осыпи, искривление ствола и последствия стихийных бедствий.
Читать дальше
Рассмотрев в данной работе такой вид аварий при бурении, как аварии с долотом, можно прийти к выводу, что учитывая дороговизну всего процесса и большое расходования человек-часов на ликвидацию аварий, проще провести более тщательные работы по предупреждению аварийных ситуаций, чем по их устранению.
Усвоив материал из этой работы, можно составить себе картину сложности всего технологического процесса по устранению последствий аварий в теле скважины, что еще раз говорит о важности неукоснительного следования правилам и нормам ведения работ по бурению.
Читать дальше
1. Басарыгин Ю.М., Булатов А.И., Проселков Ю.М. Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин.- М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 2000.-679 с.
2. Басарыгин Ю.М., Будников В.Ф., Булатов А.И. Теория и практика предупреждения осложнений и ремонта скважин при их строительстве и эксплуатации. В 6 томах. – М.: ООО «Недра-Бизнесцентр». 2000.
3. Медведский Р.И. Строительство и эксплуатация скважин на нефть и газ в вечномерзлых породах. - М.: Недра, 1987.- 230 с.
4. Пустовойтенко И.П. Предупреждение и ликвидация аварий в бурении.- М.: Недра, 1988. - 279 с.
5. Пустовойтенко И.П. Предупреждение и методы ликвидации аварий и осложнений в бурении.: -М.: Недра, 1987. –237 с.
6. Пустовойтенко И.П., Сельващук А.П. Справочник мастера по сложным буровым работам. – М.: Недра, 1983. -248 с.
Читать дальше