В настоящее время в бюджете Пенсионного Фонда России образовался огромный дефицит. Вследствие замены страховых взносов единым социальным налогом и снижения суммарной ставки страховых взносов, с целью выведения из «тени» зарплат, а, следовательно, и рост налоговых сборов. Планируемые результаты небыли достигнуты. На сегодняшний день главной проблемой является демографическая ситуация в стране. Сейчас 10 трудящихся людей кормят 6 пенсионеров, а к 2020 году может сложиться так, что на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Тогда никакие способы не смогут помочь в образовании средств, достаточных для устранения дефицита Пенсионного Фонда России. Именно с учетом таких прогнозов и началась пенсионная реформа.
Рисунок 1. Доходы бюджета Пенсионного Фонда, всего, млрд. руб.[2]
Доходы Пенсионного Фонда России 2013 г. составляют 6 трлн. 188 целых и 3 десятых млрд. руб., на 2014 г. — 6 трлн. 620 целых и 8 десятых млрд. руб., на 2015 г. — 7 трлн. 186 и 1 десятая млрд. руб[5].
Расходы Пенсионного Фонда России 2013 г. в размере 5 трлн. 924 целых и 8 десятых млрд. руб., на 2014 г. — 6 трлн. 413 целых и 4 десятых млрд. руб., на 2015 г. — 6 трлн. 850 целых и 6 десятых млрд. руб.
Переводы между бюджетами в Пенсионный фонд России на осуществление выплат пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий и других различных социальных выплат, которые финансируются за счет средств ФБ, составляют в 2013 г. 1 трлн. 913 млрд. руб., в 2014 г. — 2 трлн. 123 целых и 7 десятых млрд. руб., в 2015 г. — 2 трлн. 263 целых и 9 десятых млрд. руб.
Читать дальше
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации по доходам исполнен в сумме 630,8 млрд. руб. или 102,2% к показателю, утвержденному законом о бюджете фонда на 2013 год. По расходам - в сумме 566,2 млрд. руб. или 93,4% к показателю закона и 91,4% к утвержденным назначениям сводной бюджетной росписи расходов бюджета ФСС. При исполнении бюджета сложился профицит по двум видам обязательного социального страхования на сумму 38,2 млрд. руб[3].
В 2013 году в процессе исполнения бюджета было внесено 91 изменение в сводную бюджетную роспись расходов на общую сумму 23,7 млрд. руб., последняя - 12 декабря. Несмотря на это, 41 статья расходов не исполнена, причем по 6 статьям исполнение ниже 50%. Сумма неисполненных назначений составила почти 53 млрд. руб. или 9,4% от общей суммы расходов.
Также в 2013 году пять раз вносились изменения в план инвестиций в строительство объектов и приобретение зданий и помещений, а выполнен план на общую сумму 520,6 млн. руб. или на 61,1% от утвержденных показателей.
Все это говорит о наличии недостатков в планировании и механизме принятия управленческих решений в ФСС.
Есть острая необходимость принять совместное решение Минтруда и Минфина по обеспечению равномерного финансирования в течение финансового года расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и предоставление отдельным категориям граждан санаторно-курортного лечения.
Так, в декабре 2013 года межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации были увеличены на сумму 4,7 млрд. рублей, четверть из которых остались неосвоенными из-за позднего выделения. В результате показатель по исполнению заявок инвалидов ухудшился на 4,6% по сравнению с 2012 годом.
Читать дальше
Бюджет Фонда за 2013 г. исполнен по доходам на 104% к объему доходов, утвержденному законом о бюджете Фонда, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, в сумме 25,8 млрд. рублей. По сравнению с 2012 годом доходы увеличились на 13,9%. В общем объеме доходов основную долю составили страховые взносы на ОМС – более 1 трлн. рублей или 97,4%. Из них страховые взносы на ОМС работающего населения составили 64%.
Расходы исполнены на 99% общего объема планируемых расходов, в том числе по межбюджетным трансфертам, переданным бюджету Фонда социального страхования в сумме 17,8 млрд. рублей. Расходы увеличились на 12,5%. Основную долю расходов (99,9%), составили расходы по разделу 09 «Здравоохранение», в том числе на субвенции в бюджеты терфондов ОМС (97,8% всех расходов). Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда и другие мероприятия составили 0,1%, или 692,6 млн. рублей. Профицит бюджета составил 52,6 млрд. рублей, как за счет дополнительно полученных доходов, так и за счет большого объема неисполненных назначений, которые составили 84,3 млрд. рублей или 7,4% от планируемых расходов. Из них 52,6 млрд. рублей – средства, выделенные на строительство перинатальных центров.
При отсутствии оснований, установленных законом о бюджете Фонда, сформировавшиеся на 1 января 2013 г. на счете Фонда остатки средств на выполнение программы обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) на сумму 244,9 млн. рублей были направлены на увеличение нормированного страхового запаса (далее – НСЗ).
Кроме того, при отсутствии доходов, позволяющих Фонду в соответствии с вышеуказанным законом формировать субвенции в бюджеты территориальных фондов ОМС в размере не менее 82,1 млрд. рублей ежемесячно, в начале марта 2013 г. из средств НСЗ терфондам было дополнительно перечислено 20 млрд. рублей. Это создало риск неисполнения основных расходных обязательств Фонда в части финансового обеспечения базовой программы ОМС.
Читать дальше
Доходы Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) в 2013 г. составили 127,6 млрд руб., что почти на 7 млрд руб. больше плановых показателей, сообщил директор фонда Владимир Зеленский, представляя отчет о деятельности организации на заседании бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы.
По словам В.Зеленского, увеличение объема доходов фонда связано с получением около 4 млрд руб. от федерального фонда ОМС, а также с увеличением поступления средств от территориальных фондов других регионов России. «В рамках расчетов за оказание медицинской помощи не москвичам, у нас было запланировано поступление примерно 3 млрд, а получилось почти 6 млрд»[6].
Расходы фонда также превысили плановые показатели. Расходы городского фонда ОМС в 2013 г. составили 124,2 млрд руб., при этом объем расходов оказался выше запланированного на 3,372 млрд руб.
По словам директора фонда, увеличение расходной части бюджета организации в основном связано с оплатой медицинских услуг, оказанных москвичам в других регионах страны. Объем таких расходов составил порядка 5 млрд руб.
Читать дальше
1. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации; Дашков и Ко - , 2013. - 344 c.
2. Дунаев М.П. Рабочий/ «Плюсы и минусы пенсионной реформы», 2013. — № 02, — 55 с.
3. Коокуева В.В. Теоретические аспекты системы социального страхования//Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4.1. С. 384-390.
4. Кричевский Н. А. Социальное страхование. – М.:Издательский дом Дашков и К, 2008. – С. 40.
5. Мавлютова С.А. Кадровик /«Проблемы пенсионной реформы», 2012. — № 11, — 39 с.
6. Разживина Д.О. Некоторые вопросы совершенствования бюджетного процесса /Д.О. Разживина, А.А. Бовин// Сибирская финансовая школа. – 2014. – № 2. – С. 8-12
7. Фролова А. Управление персоналом / «Пенсионная реформа», 2013. — № 01, — 45 с.
Читать дальше