Французский философ-экзистенциалист Ж.П. Сартр отводит центральное место в своей философии понятиям «свобода» и «отчуждение». Свобода предшествует сущности человека, отчуждение складывается в результате подчинения человека социальным институтам и, как следствие, стандартам. В новелле Ж.П. Сартра «Детство вождя» представлена трагическая метаморфоза детства: «детство вождя» – дитя в костюме ангела перевоплощается в «хозяина детства» – мужчину-хозяина и отчужденного от своего истинного бытия нового члена общества.
«Детство вождя» - это единственное произведение Сартра 30-х годов, герой которого сумел — как ему представляется — одолеть абсурд. Цена такого достижения крайне велика — герой новеллы Люсьен Флёрье просто-напросто перестал быть человеком. Человеком в сартровском понимании, т.е. «поиском», «отрицанием», «выбором», противостоящим вещам с их инертностью и очевидностью.
Поначалу и Люсьен человек, его будоражит вопрос, что он есть и что есть существование. Он в состоянии смятения, он думает о самоубийстве, он в свою очередь ощущает иллюзорность, абсурдность существования, осознает, что все — «ничто». Пытаясь понять основополагающие истины, он, во-первых, обнаруживает неистинность, «театральность» среды, в которой живет и растет. Включая собственную семью во главе с «вождем» — отцом Люсьена, владельцем небольшой фабрики. Уроки комедиантства усваивает и отпрыск этого «начальника», пытаясь обманывать даже самого Бога.
Во-вторых, Люсьен убеждается в бессодержательности вещей, в их неспособности объяснить смысл существования. Даже собственное тело, его ощущения, его отправления, которые старательно изучаются Люсьеном, не дают ответа. Правда, готовят его к восприятию фрейдизма и сюрреализма достоверность которых Люсьен пытается проверить на себе.
С фрейдизмом знакомят его товарищи; не желая отстать от моды, Люсьен проверяет на себе его откровения, ему удается внушить себе эротическое влечение к матери, т.е. установить достоверность фрейдистского «Эдипова комплекса».
И вообще оправдать невнятное, смутное, что он постоянно ощущает в себе, не умея дать ему объяснения. Люсьен знакомится с неким Ашилем Бержером, сюрреалистом. Бержер снабдил Люсьена произведениями Рембо, Лотреамона и маркиза де Сада, показал ему свою коллекцию «странных и смешных» предметов: «пуфики, чьи сидения из красного бархата покоились на женских ножках из крашеного дерева, негритянские статуэтки...» и т.п.
И всем этом, по его убеждению, «заключена разрушительная сила, большая чем в полном собрании сочинений Ленина». Особенно пропагандировал сюрреалист нажимая на его знаменитый призыв к «расстройству всех чувств». В этом «расстройстве» главенствующее для Бержера место занимали гомосексуальные склонности поэта.
Читать дальше