1. В чём состояла новизна хозяйственного управления, введенного вавилонским царем Навуходоносором II?
Новизна заключалась в попытке соединить государственные методы управления с управлением в сфере производства и строительства. Так, например, на текстильных фабриках данного периода впервые начали применять методы производственного контроля и стимулирования персонала.
2. В чём состояли новые принципы хозяйственного управления, введенные вавилонским царем Хаммурапи?
Кодекс Хаммурапи - важнейший вклад вавилонян в управленческую мысль, который состоял из 282 законов. На мой взгляд, новизна его принципов заключалась в том, что при управлении необходимо учитывать человеческий фактор, а руководство должно базироваться не только на власти, но и на принципах справедливости и отвественности.
3. В чём состояло влияние экономической теории А. Смита для методов хозяйственного управления в Англии в XYIII веке?
А. Смит в своих работах пропагандировал возможность частной инициативы а не меркантилизма, а также конкуренцию и личную заинтересованность как главную мотивирующую силу.
На мой взгляд, наибольшее влияние на методы хозяйственного управления также описание принципы разделения и специализации труда в работах А. Смита, которые ученый рассматривал как важнейший фактор повышения производительности труда.
4. В чём Вы видите различия немецкой, шведской и японской теорий человеческих отношений?
На мой взгляд, ключевое отличие заключается в том, что немецкая и шведская модель ориентированы на индивидуализм, т.е. каждая личность самостоятельна в рамках организации, а в японской модели идет ориентация на коллективизм, коллектив организации воспринимается как единый механизм неотделимый от организации.
5. Каковы были причины кризиса управления в компании Форд Моторс после смерти Г. Форда (старшего)?
Это связано с тем, что в организации была недостаточно развита система планирования и контроля. Кроме того, производство было ориентировано на производство автомобилей, содержание которых было достаточно обременительно (большой расход бензина). В тот период, данный фактор был важен для покупателей, поэтому они перешли на более дешевые в обслуживании автомобили.
6. Каковы были идеи научного управления, разработанные во Франции: А. Файолем?
Его основной труд – «Общее и промышленное управление» (1916 г.). В нем А. Файоль разрабатывает общие принципы администрирования.
По мнению ученого, администрирование является составной частью управления, охватывающего более широкую деятельность организации, в нее входят следующие функции: производственная, коммерческая, финансовая, страховая, учетная и административная.
Проанализировав административную функцию, А. Файоль выделил 5 ее элементов: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль. Это было его первой попыткой представить управление в качестве единого универсального процесса, состоящего из взаимосвязанных функций.
А. Файолем были разработаны принципы управления, которые он считал универсальными, применимыми к любой административной деятельности. 14 принципов административного управления.
8. В чём Вы видите единство и различие теории человеческих отношений и поведенческой теории?
Главное отличие школы поведенческих от школы человеческих отношений заключается в том, что главным постулатом ее являлись не методы налаживания межличностных отношений в коллективе, а повышение эффективности отдельных работников и предприятия в целом посредством поведенческих наук. В то время, как школа человеческих отношений занимается изучением малых групп внутри организации и повышение управления в них посредством мотивации, стиля управления и иных факторов.
Общим является то, что обе школы придерживаются теории о том, что достичь эффективности управления можно только путем ориентации на человеческий фактор в организации.
9. Каковы основные положения теория децентрализации и делегирования управления (А. Стоун и др.)?
Общий подход заключается в том, что делегировать нужно всегда, когда для этого существует возможность, максимальному количеству работников, находящихся на самых низовых уровнях управленческой структуры, там, где на практике реализуются принимаемые управленческие решения.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность - это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Поскольку ответственность это, прежде всего, обязательство, которое отдельный сотрудник берет на себя, то его нельзя делегировать или передавать нижестоящему работнику.
Полномочия - ограниченное, присущее определенной должности право использовать ресурсы организации. Существуют два типа полномочий: линейные и штабные. В данной работе они были рассмотрены более подробно.
Процесс передачи полномочий на нижние уровни управления называется децентрализацией.