В реальной жизни существуют не покупатели и продавцы, а люди, семьи, предприятия, т.е. хозяйствующие субъекты, которые выступают и покупателями, и продавцами. Они производят продукцию, часть которой является избыточной с позиции их внутреннего потребления. Обмен излишков позволяет им получить ту продукцию, которую сами они не изготавливают вообще или производят в недостаточном для удовлетворения собственных потребностей количестве. Чтобы существовать как объекты изучения, хозяйствующие субъекты должны удовлетворять свои потребности. Для этого они из периода в период производят, обменивают и потребляют продукцию. Следовательно, истинным объектом исследования являются хозяйствующие субъекты, а адекватным периодом для их изучения служит такой, который охватывает все стадии воспроизводства условий их существования, последняя из которых подготавливает необходимые и достаточные условия для первой стадии нового периода.
Вырывать из контекста одну из функций объекта, отбрасывая остальные, и сводить к ней его сущность явно некорректно уже хотя бы потому, что в результате он лишается возможности существовать (воспроизводиться). Нарушение принципа воспроизводимости означает ещё и то, что не будут складываться предпосылки для постоянного повторения исследуемого явления, т.е. оно будет однократным. Поэтому не сформируется массив данных, анализируя который только и можно обнаружить устойчивые повторяющиеся связи, что даёт основание для формулировки того или иного закона [3].
Принимая покупателя за объект изучения, теория спроса оказывается вынужденной сделать произвольное, ничем не обоснованное допущение о том, что он из периода в период где-то берёт деньги, которые тратит на приобретение товаров. Если считать, что покупатель их зарабатывает, то он превращается в хозяйствующего субъекта, не только покупающего, но производящего и продающего товары. Если допустить, что покупателю деньги кто-то регулярно даёт, то и в этом случае он превратится в хозяйствующего субъекта. В самом деле, деньги не возникают из ничего. Следовательно, этот кто-то получает их в качестве выручки от реализации своих товаров. Сокращая его как излишнее промежуточное звено, мы опять приходим к выводу о том, что реальный объект исследования является не только покупателем, но и продавцом (товаропроизводителем).
Подобные рассуждения приводят нас к аналогичному выводу и в отношении продавца как объекта изучения теории предложения. Даже если отвлечься от покупки товаров личного потребления, чтобы иметь товары для реализации, продавец должен или приобретать их на выручку от продажи предыдущей партии или изготавливать самостоятельно. В обоих случаях он превращается в покупателя либо товаров, либо средств производства для их изготовления.
Считать покупателей и продавцов реальными объектами изучения всё равно, что делить людей на чистых пешеходов и чистых водителей, полагая, что первые никогда не пользуются автомобилями, а вторые никогда не ходят пешком. На этом основании можно легко прийти к выводу о том, что пешеходам не нужны дороги, а водителям ни к чему тротуары. Излишне разъяснять ценность такого «научного» результата.
Итак, в действительности существуют хозяйствующие субъекты, представленные людьми, семьями, предприятиями. Покупка товаров и реализация изготовленной продукции, а также многое другое – это всего лишь различные стороны их деятельности. Поэтому считать покупателей и продавцов самостоятельными, реально существующими объектами, абсолютизируя ту или иную функцию людей – значит грешить против истины.
Даже если допустить, что покупатели и продавцы существуют, возникает вопрос: что исследуют теории спроса и предложения – реальные уже совершённые ими поступки, или их намерения, которые они толи осуществят, толи нет? Теория спроса говорит нам о том, что под спросом понимается количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени. Но готовность и состоятельность покупателей для приобретения товаров вовсе не означает, что они уже сделали это. Без реальных же покупок, их подсчёта и систематизации не возникнет массив данных, анализируя который исследователь только и может определить устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи и приступить к поиску их причин. Точно также обстоят дела и в отношении закона предложения, описывающего взаимосвязь между ценой и количеством продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке в течение определенного периода времени.