Введение 2 1 Анализ рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» 5 Заключение 19 Источник 20
МГУ им. Ломоносова

И.А.Бунин. Господин из Сан-Франциско

практическое задание
Литература
20 страниц
94% уникальность
2014 год
10 просмотров
Андриянова М.
Эксперт по предмету «Литература»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
Заключение
Список литературы
Рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году. Автор описывает «…внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу „Квисисана“, где мы жили в тот год, и тотчас решил написать „Смерть на Капри“, что и сделал в четыре дня — не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе… Заглавие „Смерть на Капри“ я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: „Господин из Сан-Франциско…“ И Сан-Франциско, и всё прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в „Квисисане“) я выдумал…». Как пишет в воспоминаниях сам Бунин, на идею этого рассказа его натолкнул заголовок произведения Томаса Манна «Смерть в Венеции». Прочитав этот заголовок, Бунин вспомнил историю с внезапной смертью американца на Капри. Впрочем, впоследствии, прочитав новеллу Манна, Бунин счел ее «весьма неприятной». Рассказ «Господин из Сан-Франциско» посвящен вечной теме – теме смысла жизни человеческой перед лицом неумолимой смерти. Богатый господин из Сан-Франциско неожиданно умирает во время путешествия на остров Капри. Он при этом теряет не только жизнь – одновременно с жизнью его покидает и подобострастное уважение окружающих. По смерти он становится лишен всех привилегий богатого сословия и превращается в обузу для всех окружающих людей. Он мешает хозяину отеля, и тот требует немедленно вывезти покойника. Даже его собственные жена и дочь не столько огорчены его смертью, сколько расстроены неприятными хлопотами и не знают, что делать с его телом. В противоположность описанию мира «высшего общества», природа, бедные люди на острове Капри описаны с любовью, живо и символически. В этом проявляется контраст с сухим, язвительно-отстраненным тоном повествования о путешествии богачей. В конце рассказа господин из Сан-Франциско вновь едет на корабле «Атлантида», но только уже мертвым. На берега Соединенных Штатов Америки его везет тот же самый корабль, который с такой помпой привез его в Неаполь, однако теперь его скрывают от живых - его тело в просмоленном гробу спрятано в самом глубоком трюме. Праздная публика на корабле продолжает праздновать, ни о чем не думая Это рассказ с глубоким внутренним подтекстом, рассказ-притча, в которой повествуется о бренности жизни человека и о том, как мало на самом деле значит богатство и мирская власть, о той страшной пустоте, перед которой рано или поздно окажется даже самый богатый и влиятельный человек в мире. Человек – существо хрупкое и тленное, и в смерти он становится отвратителен, если в его жизни отсутствуют подлинность и красота. И, как ни странно, этот рассказ говорит о надежде на бессмертие, на вечную жизнь. Рассказ был тепло принят и читателями, и критиками. Так писал об этом рассказе литературный критик Абрам Дерман в 1916 году писал в журнале «Русская мысль»: «Более десяти лет отделяет нас от конца творчества Чехова, и за этот срок, если исключить то, что было обнародовано после смерти Л. Н. Толстого, не появлялось на русском языке художественного произведения, равного по силе и значению рассказу „Господин из Сан-Франциско“… В чём же эволюционировал художник? В масштабе своего чувства… С какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла, — образ греха, в котором протекает жизнь современного городского человека со старым сердцем, и читатель чувствует здесь не только законность, но и справедливость и красоту самой авторской холодности к своему герою». Сам Бунин считал «Господина из Сан-Франциско» одним из лучших своих произведений.
Читать дальше
Само название рассказа – «Господин из Сан-Франциско» - настраивает читателя на обобщение, на то, что герой рассказа в некотором смысле условен, обезличен. Это подтверждается и в самом начале рассказа: «…имени его… никто не запомнил». Он так до самого конца и остается просто «господином», с «женой» и дочерью», которые также лишены имен, хотя физический их облик прописан более чем подробно. Начинается рассказ как неспешное повествование о кругосветном путешествии богатого американца с семьей. Писатель избрал саркастически-почтительный тон в разговоре о своем главном герое – так, он пишет, что герой «работал не покладая рук», и тут же уточняет: «китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит». Итак, герой – богатый американский бизнесмен, который решил отдохнуть и развлечься, объехав вокруг мира. Ему пятьдесят восемь лет, и он, по словам автора, «только приступает к жизни» - до этого он «работал», то есть зарабатывал капитал. Заработав достаточное количество денег, он решил, что теперь он в «полном праве» на отдых, удовольствия… «…мало ли еще на что». Бунин язвительно пишет о том, как этот господин предвкушает различные развлечения и наслаждения, в том числе «любовь молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстную». дочь господина из сан-франциско, «девушка на возрасте», мечтает найти жениха – ведь в путешествии бывает так, что «рассматриваешь фрески рядом с миллиардером». Итак, богатое семейство отправляется в путешествие на громадном пароходе «Атлантида». Пароход занимает важное место в рассказе, это не просто место действия, но символ путешествия. Не просто путешествия вокруг света, но и путешествия на тот свет. Корабль с говорящим названием «Атлантида», подробно описанный Буниным, напоминает и о ковчеге, где собрались «всякие твари», и о легендарной погибшей стране, и о затонувшем «Титанике». Итак, на роскошном огромном корабле жизнь течет неспешно и комфортабельно: утро, день, вечер и ночь пассажиров организованы так, чтобы они ни в коем случае не могли ни проголодаться, ни устать, ни заскучать. Их выгуливают по палубе, как застоявшихся лошадей, их сажают в теплые мраморные ванны, их укладывают спать на свежем воздухе, укутав пледами, их поят «крепким душистым чаем». А вечером начинается то, что составляет «главнейшую цель всего этого существования, венец его» - обед, по сути – вечерний праздничный пир, с музыкой, танцами, винами, изысканными угощениями.
Читать дальше
Рассказ «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин одновременно остроумен и трагичен. Символическая контрастность описания представителей так называемого «высшего общества» и простых людей подчеркивает, что внешнее благополучие верхних и богатых слоев общества ничего не значит в океане нашей жизни, что их богатство и роскошь не являются защитой от течения настоящей, реальной жизни, что такие люди изначально обречены на нравственную низость и мертвую жизнь. Описание путешествия господина на Капри ведётся сухим, отстраненным языком; сам господин не имеет имени, он безлик в своём стремлении купить на имеющиеся богатства прелести реальной жизни. О его смерти не очень-то страдают даже близкие люди, а сам герой в смерти окончательно обезличен – в трюме «Атлантиды» лежит ящик с телом без имени. Первая мировая война была определена И.А.Буниным как «беспримерная катастрофа». Рассказ «Господин из Сан-Франциско» показал читателю мир вопиющей фальши, человеческий эгоизм и близорукость этим рассказом Бунин хотел отрезвить соотечественников, хотя непосредственных отсылок к войне в рассказе нет. В этом рассказе конкретные события, бытовые детали помогают понять точку зрения автора на буржуазное общество и человеческое существование в целом.
Читать дальше
Бунин И.А. Избранные произведения. М.: Эксмо, 2014
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

доклад
Механизмы формирования общественного мнения и роль средств массовой информации. (По работе Э. Ноэль-Нойман "Спираль молчания")
Количество страниц:
22
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Социология общая
контрольная работа
Ознакомление детей с художественной литературой
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Развитие речи
контрольная работа
Философия
Количество страниц:
8
Оригинальность:
85%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Философия
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image