Концепция управления цепями поставок (Supply Chaіn Management SCM) является современным научным направлением организации взаимосвязей между предприятиями и обеспечения клиентоориентированности современного бизнеса [1-3].
На начальном этапе своего формирования SCM трактовалось как некоторое дополнение к логистике, на сегодняшний сегодня же оно является самостоятельной научной дисциплиной, которая включает логистику как важнейшую составляющую. Эволюция концепции SCM стала отображением текущих изменений в характере ведения бизнеса и поэтому занимает важное место в исследованиях ученых.
В составе концепции SCM выделяется ряд моделей, одной из основных является кроссплатформенная референтная процессно-ориентированная модель SCOR, которая предлагает собственный язык для описания взаимоотношений между участниками цепей поставок. В указанной модели используется система оценки эффективности работы цепи поставки и библиотека типовых бизнес- процессов:
Целью выполнения контрольной работы является теоретическое ознакомление с моделью SCOR.
Исходя из целей выполнения контрольной работы задачами являются:
- теоретическое описание модели SCOR и процесса ее построения;
- приведение примеров использования модели SCOR в управлении цепями поставки.
Контрольная работа состоит из введения, двух разделов, которые соответствуют задачам исследования, заключения, списка использованной литературы.
Читать дальше
Модель создана знаменитой международной организацией – англ. «The supply-сhain council» – аббр. «SCC», русс. «Совет по цепям поставок» [1] для реализации более действенного процесса анализа, проектирования и планирования цепей поставок.
Модель SCOR является представителем класса процессно-ориентированных моделей [1] (см. рис. 1).
Идея построения модели SCOR состоит в совмещении принципа неделимости понимания информационного и товарного потока в логистике с одновременной их функциональной интеграцией. Описываемая модель интегрирует в себе три актуальные и современные концепции (технологии) менеджмента [1]:
- бенчмаркинга (Benchmarking);
- реинжиниринга бизнес-процессов (Business Process Reengineering);
- анализ лучшей практики (Best Practice).
При этом, проводя реализацию методик, аналогичных тем, которые используются при реализации концепции реинжиниринга бизнес-процессов, модель SCOR обеспечивает акцентирование и сохранение исходного состояния всех процессов, а также находит пути трансформации процессов в будущем.
При организации процессно-ориентированного моделирования функционирование компании, которая моделируется представляется в виде множества «сквозных (межфункциональных) процессов», под которым понимается, в котором принимают участие ряд подразделений компании или же независимых контрагентов (в случае, когда происходит проектирование цепи поставок), которые потребляют ресурсы как внешних, так и внутренних поставщиков, а также производящих ценность для внешних клиентов. Идентификация процессов происходит путем отнесения процессов к основным потокам.
SCOR-модель в современной практике управления цепями поставок является международным межотраслевым стандартом планирования и управления. Используя комбинацию исходных составляющих процессов, модель описывает как самые простые цепи поставок, так и сложные комплексные сети. В итоге такого описания, даже несоотносимые области бизнеса и некоторые компании легко интегрируются в структуру практически всякой возможной сетевой структуры цепей поставок. SCOR-модель разрешает описывать и генерировать фундамент для реализации улучшения цепей поставок, как для непосредственного подразделения компании (компании), так и широкомасштабных (глобальных) проектов с применением множества компаний
Читать дальше
Рассмотрим пример построения цепи поставки на примере компании «XLL», которая занимается поставкой и продажей обувных моровых брендовв Российской Федерации. Компания не имеет собственных мощностей, поэтому организовывает активную маркетинговую политику по изучению потребителей, продвигает новые модели под собственным брендом, однако заказывает продаваемую продукцию на предприятиях легкой промышленности Европы и Юго-Восточной Азии. Продукция которых доставляется морем через логистический терминал в г. Гамбург (Германия). Из Гамбурга продукция поставляется на склад г.Москва. Продукция компании продается в около трехстах магазинах на территории Российской Федерации– как фирменные магазины компании, так и розничные сети партнеров, независимые посредники.
Процесс транспортировки обуви со склада в г. Москва в фирменные магазины, а также партнерам и агентам осуществляется авиатранспортом и автомобильным транспортом и зависит от географии доставки. Часто независимые посредники самостоятельно выполняют вывоз продукции со склада компании «XLL».
Логистическая сеть компании «XLL» представлен на рис. 7.
Этапе общего описания цепи поставки последовательно раскроем содержание процесса 1-го уровня модели SCOR, зададим границы модели.
С этой целью осуществим синтез операционной схемы бизнеса (SCOR Business Scope Diagram AS-IS) (см. рис.8).
Читать дальше
В результате выполнения контрольной работы были последовательно решены поставленные задачи на исследование и сформулирован ряд обобщающих выводов.
Особенностью применения модели SCOR является приоритетность процесса планирования над остальными процессами. Результатом этого является повышения степени ответственности и востребованности инструментов, которые отвечают за бизнес-планирование на различных уровнях планирования (стратегическом, тактическом, оперативном).
Модель SCOR предоставляет возможности компаниям общаться на языке общих стандартов, сравнивать себя с конкурентами, учиться у лучших компаний данной отрасли, а также и у компаний иных отраслей.
В общем виде SCOR является референтной моделью, задающей язык для описания взаимоотношений между участниками цепей поставок, содержащую библиотеку типовых бизнес-процессов и бизнес-функций, касемых управления цепями поставок. Данная модель позволяет руководителю не только оценивать текущую деятельность, но и оценить эффективность реинжиниринга бизнес-процессов компании.
Внедрение SCOR-модели позволяет добиваться непрерывного улучшения производительности цепи поставок и разрабатывать необходимые меры для совершенствования деятельности предприятия, что несомненно является актуальным для отечественных компаний.
Читать дальше
1. Совет по целям поставок. Официальный сайт. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.supply-chain.org/
2. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. Пер. с англ. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 797 с.
3. Peter Bolstorff , Robert Rosenbaum . Supply Chain Excellence: Using the SCOR Model – AMACOM, 2003 – 278 p.
4. Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И. Логистика: интеграция и оптмимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / под ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2008. - 944 с.
5. Левина Т.В. Лучшие практики. SCOR-моделирование// Управление цепями поставок и логистика № 2 , 2012 - C. 85-91
6. Левина Т.В. Лучшие практики. Бенчмаркинг// Управление цепями поставок и логистика № 47, 2011. № 47. C. 34-40.
7. Левина Т.В., Черногоров А.В. Разработка системы контроллинга логистики на основе SCOR-модели// Управление цепями поставок и логистика № 6, 2013. С. 20-21
Читать дальше