Лидерством я считаю для себя способность оказывать влияние на отдельные личности и социальные группы, трудовые коллективы, направлять их действия на достижение целей организации проявляется в изменении настроений, формировании желаний и представлений о целях деятельности. Только лидер может добиться от других, чтобы они делали то, что он хочет, и делали это с удовольствием.
Именно лидер отвечает за создание и соблюдение корпоративной культуры, того комплекса разделяемых командой убеждений, ценностей, позиций и ожиданий, которые касаются надлежащих норм поведения.
Лидер – член группы, за которым признано право принимать ответственные решения в важных ситуациях.
Это наиболее авторитетная личность, которая реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании отношений внутри группы. На мой взгляд, лидер должен обладать такими четко выраженными качествами как:
– образ жизни лидера тесно объединяет карьеру и личную жизнь;
– лидер никогда не останавливается в своем развитии. Способности, талант, честолюбие и знания стимулируют его к дальнейшему развитию и совершенствованию;
– лидер видит свое истинное призвание в применении имеющихся способностей и приобретенных знаний, навыков, ума, таланта как способа самореализации именно в управлении другими людьми;
– лидер – это оптимист, он всегда охотно слушает людей и их идеи, поскольку, в отличие от пессимиста, настроен на получение хороших вестей и считает, что люди в большинстве своем стремятся помогать другим, к созиданию, владеют богатым творческим потенциалом;
– лидер любит людей, заботится о своих сотрудниках, интересуется их делами, всегда доступен подчиненным;
– лидер – честолюбивый, уверенный в себе и смелый человек, ищущий новые способы действий, не боящийся экспериментировать;
– лидер всегда готов принять решение, даже в условиях недостаточности информации (риск), когда сознает, что решение может быть ошибочным;
– лидер честен, справедлив, тактичен и внимателен к сотрудникам.
Я считаю, что отличия между статусом лидера и формального руководителя подразделения вытекают из особенностей роли и функций, которые каждый из них выполняет.
Руководитель осуществляет управление на основе единоначально принятого решения и контроля за работой подчиненных. Лидер право на принятие решения предоставляет каждому работнику, чем поднимает статус подчиненных, превращает их в команду.
По моему мнению, основная задача лидера – помогать другим в поиске проблем, требующих решения, в формировании целей и задач коллективной деятельности. В такой ситуации функция контроля меняется на функцию координации.
Лидер концентрируется на поиске необходимых ресурсов для обеспечения работы и путей согласования разнообразных, нередко противоположных интересов своих работников.
Нередки ситуации, когда естественный лидер находится вне формальной организационной схемы. В таком случае, если это властолюбивый человек, он может (иногда даже неосознанно) стать во главе неформальной группы, которая может оказывать сопротивление организации в ее деятельности.
Способный сотрудник, занимающий должность ниже своих потенциальных возможностей, может направить свою энергию и талант на то, чтобы вызвать в коллективе недовольство и сопротивление руководству.
На мой взгляд, основу лидерства составляет авторитет. Авторитет – это уважение, оценка и признание руководителя подчиненными. Использование менеджером формальных полномочий, не опирающихся на их признание со стороны подчиненных, нередко сводится к принуждению с помощью угрозы возможных санкций. Такое положение может привести к потере авторитет