ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. Структурализм как явление в искусстве и литературе………….. 5 ГЛАВА 2. Теоретическая поэтика в восприятии французских структуралистов………………………………………………………………… 7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 13 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……… 14
БГУ
1 курс

Теоретическая поэтика французского структурализма: генезис, проблемное поле, точки зрения.

исследование, аналитическая работа
Литература
14 страниц
79% уникальность
2014 год
9 просмотров
Почапская О.
Эксперт по предмету «Поэтика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
Глава 1
Глава 2
Заключение
Список использованно
Структурализм — это сформированы в ХХ веке метод исследования, который переоценивает причинно-следственное мышление в пользу восприятия явлений как элементов определенных целостных систем в их одновременности и взаимосвязи. Хотя структуральное мышление присутствует сегодня почти во всех отраслях науки, наиболее полное свое отражение оно нашло в лингвистике и литературоведении. Структурный метод был представлен и опубликован в 1916 году в «Курсе общего языкознания» Ф. де Соссюра. Исследованием теории поэтики в разное время занимались такие исследователи, как Г. Гачев , В. Григорьев , А. Лосев , П. Флоренский и др. Следует отметить, что в основном речь шла о целостном взгляде на структурализм как явление определенной эпохи, а также рассматривалось его влияние на формирование отдельных категорий. Но и до сегодня нету комплексного исследования, которое было бы посвящено французскому структурализму и его пониманию теоретической поэтики. Вместе с тем, именно французский структурализм стал основоположником трактования многих современных явлений, и без понимания форм и методов структуризации понятий и категорий нельзя воссоздать целостную картину того или иного направления в искусстве. Именно это и обуславливает актуальность нашего исследования. Цель работы — изучить генезис, проблемное поле и точки зрения на теоретическую поэтику в контексте становления французского символизма. Для достижения цели необходимо решить такие задачи:  исследовать понятие структурализма вообще и французского структурализма в частности;  проанализировать особенности становления французского структурализма и его методологию становления теоретической поэтики как отдельного направления в литературоведении. Объект исследования — работы классиков структурализма и научные исследования, которые так или иначе касаются французского структурализма. Предмет исследования — теоретическая поэтика во французском структурализме, ее происхождение, значение. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Читать дальше
Структурализм — понятие, которое широко используется в западной философии, культурологии, методологии, научном знании второй половины ХХ в., на определение теоретико-литературнои критики («новая критика») во Франции. Структурализм связан с семиотикой — наукой о знаковых системах, которая использует идеи Ф. де Соссюра в языкознании и Леви-Стросса в этнологии. В 1960-1970-х гг. идеи семиотики и французского структурализма попали в архитектурную теорию и определили понимание архитектуры как языка (У. Эко, Ю.Йодикс, Ч.Дженкс, Дж.Бродбент, Х. Бонта, Р. де Фуско, М.Скальвини, Ф.Шоай); условное название архитектурного течения 1960-1970-х гг., что выделилось с «современного движения» . «Структуралисты» акцентировали на взаимосвязи элементов, на структурном разделении форм и проявлении коммуникационного синтеза для усиления экспрессии, эмоциональности формы. Структуральная методология после второй мировой войны начала доминировать в общественных науках. В труде «Понятие структуры в этнологии» (1952) Клод Леви-Стросс писал, что исследование общественных феноменов должно протекать в двух фазах: описание фактов в их предметной отделенности должно переходить в анализ этих фактов на фоне целости явлений, которые сопровождают их появление. Отказываясь от категории временной приемственности, в последствии представители этого направления занимаются влиянием структуры на собственные элементы. Луи Альтюссер использовал понятие «структурной причинности» для интерпретации «Капитала» К. Маркса. Директивы структурной методологии, которые развивались после второй мировой войны, существенно отличались от органических подходов начала ХХ века. Если те трактовали человеческое поведение и человеческие произведения как индивидуальные и неповторные ценности, то современный структурализм направлен на поиск общих (модельных) черт во всей деятельности человека, в языке, экономике, быте и искусстве. Это связано с новым взглядом на такую деятельность. Убеждение, что факт получает свое значение в контексте высшей целостности, было под влиянием лингвистики и теории информации обогащено утверждением, что настоящей целью человека является понимание в пределах общественных коммуникативных практик. В структуральном подходе знаки культуры описываются с точки зрения системы и реализации объективных норм понимания, а не с позиции коммуницированного содержания.
Читать дальше
Если говорить о французском структурализме и его методологических основах, то следует очертить его такими позициями:  структурализм дал возможность гуманитарным наукам совершить переход с описательно-эмпирического на обобщенно-абстрактный, теоретический уровень посредством использвоания структурного аналитического метода, моделирования и формализации;  структура рассматривается как целостная система отношений в объекте, еоторые остаются инвариантами при всех преобразованиях определенного типа;  структурализм стремиться сознательно «манипулировать» знаками, образами и симвалами;  следует различать структурализм как конкретно-научный метод от его функционирования на уровне философии. Если учитывать тот факт, что «кроме логики общенаучного развития, существует еще и логика развития конкретных наук». С этой позиции рассмотрим те позиции, которые способен прояснить французский структурализм. Именно теоретическая поэтика в этом аспекте является наиболее значимым явлением. Повоенный период не давал возможности проводить структуральные исследования. В 1948 году активность Пражского лингвистического круга прекращается. Его члены действуют разрозненно; Мукаржовский начинает заниматься эстетикой, хотя до самой смерти остается верным структурализму. Якобсон еще до войны оставляет Чехословакию, переезжает в Норвегию, чтобы связать свою деятельность с американскими университетами. Именно он стал причиной того, что структуральный метод после войны стал самым молодым научным движением на Западе. Встреча с ним вдохновила Леви-Стросса на повторное прочтение трудов Трубецкого, следствием чего было перенесение законов лингвистического анализа на этнологию. Бенвенист, который непосредственно продолжал развивать идеи де Соссюра, начинает заниматься семантикой высказывания. После славянских стран центром структуральной методологии становится Франция. В 1956 году на путь этого метода становится Ролан Барт. Он становится неутомимым популяризатором структурализма: применяет структурный метод в критике, в анализе массовой культуры, в литературоведческих исследованиях.
Читать дальше
Проанализировав особенности стновления и развития французского структурализма, а также вклада фрунцузских структуралистов в теоретическую поэтику, приходим к таким выводам: 1. Основателем структурализма по праву считают Фердинанда де Соссюра, который в 1916 году опубликовал «Курс общего языкознания», использовав структурный подход в анализе языка. 2. Активно внедряли идею Ф. де Соссюра, применяя ее к поэтическому мышлению (и поэзии как явлению в частности) Р. Барт, Ц. Тодоров, К. Бремон, А. Греймас и др. 3. Каждый из французских структуралистов, отталикиваяс от учения де Соссюра, сформировал свою концепцию внедрения структурального метода в теоретическую поэтику. Большей частью, все они касались нарратива как явления поэтической коммуникации. 4. Эволюция исследования нарратива во Франции является своеобразной моделью эволюции французского структурализма.
Читать дальше
1. Вейдле В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства / В. Вейдле [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mreadz.net/new/index.php?id=35965 2. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. / Г.Д. Гачев. — М.. 1968. — 228 с. 3. Григорьев В.П. Поэтика слова / В.П. Григорьев. — М., 1979. — 78 с. 4. Косиков Г.К. Структурная поэтика сюжетосложения во Франции // Зарубежное литературоведение 70-х годов: направления, тенденции, проблемы / Г.К. Косиков. — М.: Наука, 1984. — С. 155-204. 5. Лосев А.Ф. Форма — стиль — выражение / А.Ф. Лосев. — М., 1995. — 312 с. 6. Стародубцева Л.В. Архитектура постмодернизма. История, теория, практика / Л.В. Стародубцева. — К., 1998. — 228 с. 7. Тодоров Ц. Поэтика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zar-literature.ucoz.ru/magistratura/todorov_c-poehtika.pdf (дата обращения: 11.09.2014 г.) 8. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях / П.А. Флоренский. — М., 1993. — 132 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Водный транспорт
Количество страниц:
15
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Экономика отрасли
контрольная работа
Во вложен подробное описание работы
Количество страниц:
15
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Маркетинг
контрольная работа
Земельная реформа в Российской Федерации
Количество страниц:
15
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Земельное право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image