Современные инновационные процессы в воспитании характеризуются прежде всего возможностью реализовать те требования к организации школьной среды, которые смогут существенно повысить эффективность обучения.
Концепции воспитания формирующие ныне действующую воспитательную систему в последнее время разрабатываются особенно активно.
Концепция Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) заключается в создании образования, позволяющего сформировать у учеников свое представление о материале учебного предмета, тем самым формируя у детей универсальные способы мыследеятельности, понимания предмета.
Концепция Массовой школы (В.А. Краковского) характеризуется коллективной творческой деятельностью в процессе обучения, где главенствующая роль в силу авторитета отведена директору.
Концепция Школы жизни (Ш.А. Анонашвили) пропагандирует педагогику сотрудничества с обучаемыми, а целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Школа-парк (М.А. Балабан) характеризуется ассоциацией образования с органическим процессом развития в ходе которого происходит полная реализация способностей каждого обучаемого. Развитие интеллектуальных способностей происходит за счет аккумулирования своего собственного опыта.
Сахновская школа (А.А. Захаренко) разработана с целью привития детям любви к систематическому совместному социально значимому труду. При этом обязательным условием является то, что этот труд должен проходить в здоровой эмоционально положительной атмосфере.
Концепция Школа для всех или Школа Ямбурга (Е.А. Ямбург) в качестве своей основной идеи содержит адаптацию учебной системы к возможностям и потребностям школьника, т. е. школа подстраивается под возможности, потребности и способности ребенка.
Читать дальше
Психолого-педагогические концепции, содержащие в себе основы, на которых строится процесс обучения, называются дидактическими системами. Дидактическая система включает в себя ряд взаимосвязанных элементов, образующих структуру, назначение которой заключается в достижении целей обучения.
Среди существующих выделяют три базовые дидактические концепции: традиционную, педоцентристскую и современную систему дидактики. Основанием определения указанных концепций в отдельные группы является понимание процесса обучения, обеспечиваемое объектом и предметом дидактики.
Традиционная - обоснована немецким ученым И.Ф. Гербартом, считающим, что структурой обучения являются изложение, понимание, обобщение, применение, а цель обучения заключается в формировании интеллектуальных умений.
Основными достоинствами данной концепции являются организация всего процесса обучения, основанного на умении учителя преподать ученикам свой предмет.
Вместе с тем, недостатки традиционной системы заключаются в оторванности от потребностей и интересов ребенка, поскольку данная система не задействует в полной мере умственную активность обучаемого и не способствует развитию мышления.
Появление педоцентристской дидактики связывают с именем американского педагога Д.Дьюи. Процесс обучения в ней строится на основе потребностей, интересов и способностей ребенка.
Однако главной проблемой дидактики стала активизация и уровень заинтересованности ученика в процессе учения. Кроме того, следование в учении за интересами учащихся не дает всесторонней проработки материала и требует больших затрат времени.
Читать дальше
1. Васильева З.И. (ред.) История образования и педагогической мысли за рубежом и в России Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др. — 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
Читать дальше