Институт законодательного процесса является системообразующим элементом отрасли конституционного права, в связи с чем ретроспективный анализ и оценка основных исторических тенденций в этой сфере остаются актуальной задачей государственно-правовой науки.
Историко-правовые исследования в сфере деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти, как правило, сводятся к исследованиям явления парламентаризма в целом. История развития законодательного процесса самостоятельно не рассматривается. Это связано с тем, что соотношение законодательного процесса и парламентаризма является одним из дискуссионных вопросов науки конституционного права в современный период. Не выделяя в качестве непосредственной задачи разграничение этих понятий, необходимо обратить внимание на ряд следующих принципиальных положений. В современной юридической науке понятием парламентаризма охватывают комплекс теоретических концепций, законодательных актов, правоотношений, которые в совокупности составляют единую систему народного представительства в структурах публичной власти.
Основным элементом парламентаризма являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления парламентом своей компетенции. Этим понятием охватываются не только отношения, находящиеся в правовом поле, но и политические, социальные отношения, расположенные за его пределами. Понятие парламентаризма является ценностно-окрашенным, отражает степень развития институтов представительной демократии в государстве. Характер охватываемых данным понятием отношений позволяет провести аналогию с еще более широким понятием конституционализма. При изучении структуры конституционализма принято использовать четырехзвенную структуру:
– теория;
– нормативно-правовая система;
– практика реализации конституционного права;
– правовое мировоззрение, правовая культура.
Отсутствие хотя бы одного из элементов или дефектность элемента влекут невозможность выделения явления в целом. Структурируя парламентаризм по приведенной схеме с выделением указанных элементов, можно добиться определенности при разрешении вопроса о месте законодательного процесса в общей системе парламентаризма: нормы, составляющие институт законотворчества, образуют нормативно-правую систему парламентаризма.
Законодательный процесс – это урегулированная нормативными актами деятельность участников законодательного процесса, направленная на принятие (изменение, дополнение, отмену) законов. Данный правовой институт, как и любой другой вид юридического процесса, представляет собой формальную юридическую конструкцию. Именно поэтому выбранная тема представляется весьма актуальной.
Целью контрольной работы является теоретическое изучение законодательного процесса в РФ.
В соответствии с поставленной целью, в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить появление законодательного процесса в России
2.Рассмотреть советский период развития законодательного процесса
3.Охарактеризовать особенности законодательного процесса в современный период
Объект исследования – законодательный процесс в РФ, Предмет – стадии развития законодательного процесса. Теоретической основой послужили научные работы ведущих ученых. Информационной базой выступили статьи, опубликованные в периодических изданиях.
Читать дальше
Первый этап развития и собственно появление законодательного процесса как конституционно-правового института, безусловно, необходимо связывать с принятием первых российских конституционных актов – Высочайшего Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г., Указа «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу и изданных к нему узаконений» от 11 декабря 1905 г., Манифеста «Об учреждении Государственной Думы» от 6 августа 1905 г., Манифеста «Об изменении учреждения Государственного Совета и пересмотре учреждения Государственной Думы» от 20 февраля 1906 г., Указа «Учреждение Государственной Думы (новая редакция)» от 20 февраля 1906 г., Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г.
Указанные нормативные правовые акты впервые в истории России установили конституционную материально-правовую основу деятельности законодательного органа, закрепили компетенцию Государственной Думы. Законодательные полномочия были распределены между Государственной Думой, Государственным Советом и императором. Формально Государственный Совет и Государственная Дума были самостоятельными органами государственной власти, однако ряд исследователей обоснованно толкуют сложившуюся в то время систему отношений указанных органов исходя из модели организации верхней и нижней палат парламента. В качестве основных аргументов в поддержку такой точки зрения приводят нормативно закрепленную необходимость одобрения Государственным Советом принятых Государственной Думой законов; абсолютное вето Государственного Совета; представление законов, принятых обеими палатами императору председателем Государственного Совета и т.п.
Основной блок норм законодательного процесса Российской империи содержался в двух нормативных правовых актах – в Учреждении Государственной Думы и в Наказе Государственной Думы Российской империи13. Наказ Государственной Думы, законодательный акт, определяющий распорядок работы Государственной Думы, компетенцию порядка действия ее Совещания, Канцелярии и Приставной части – по учреждению Государственной Думы 20 февраля 1906 г., принимался Думой в развитие своего Учреждения. За период существования дореволюционных Государственных Дум были приняты следующие главы Наказа: Открытие собрания Думы и поверка избрания членов оной; избрание должностных лиц Думой; отделы и комиссии Думы; правила о прекращении прений; порядок производства дел в Государственной Думе; порядок заседания в Государственной Думе и др. В июне 1909 г. Государственная Дума одобрила Наказ в целом. Новый Наказ был одобрен Государственной Думой после работы Комиссии по Наказу и согласований текста с Сенатом в марте 1914 г. и принят к руководству с 15 апреля 1914 г. Блок норм, регулирующих статус депутата Государственной Думы, не был систематизирован в едином нормативном правовом акте. Правовой статус парламентариев был закреплен в Манифесте «Об учреждении Государственной Думы» и в Наказе Государственной Думы.
Читать дальше
Второй этап развития законодательного процесса в России связан с произошедшими в 1917 г. изменениями во всех сферах жизни общества и формированием принципиально новой системы органов государственной власти. С провозглашением 1 сентября 1917 г. республиканской формы правления произошла окончательная смена предыдущей политической системы. Послереволюционный период связан с повсеместным внедрением нового типа народного представительства – Советов.
Принцип разделения государственной власти на ветви был отвергнут, политико-правовые парламентские теории уступили место научному обоснованию советской демократии, существовавшая до этого модель и тип парламентско-правовой культуры прекратили существование, в связи с чем и парламентаризм, как комплексное явление, перестал быть элементом общественно-политического устройства. На данном этапе наблюдается полное выпадение двух существенных элементов парламентаризма из четырехзвенной структуры: теории парламентаризма и парламентской правовой культуры. Оставшиеся два элемента были существенно трансформированы.
Законодательный процесс как институт государственного права не прекратил своего существования. Напротив, с принятием единого конституционного акта правовое регулирование законотворчества приобрело системность. Юридическое установление высокой нормативно-регулятивной роли Конституции в правовой системе, установление иерархии нормативных правовых актов позволили окончательно сформироваться институту законодательного процесса в системе советского государственного права. Практика реализации конституционного права на данном этапе часто справедливо характеризуется как номинальная. Нормативные правовые акты советского периода формально-юридически устанавливали систему законодательных и представительных институтов и основы законодательного процесса. Основными конституционными актами советского периода стали Конституция (Основной закон) РСФСР 1918 г., Основной закон (Конституция) СССР 1924 г., Конституция (Основной закон) СССР 1936 г.,
Читать дальше
В процессе исследования выяснилось, что определения данного института устарели, так как были выработаны в основном в советский период развития науки конституционного права. Эти подходы сводятся только к деятельности законодательных органов государственной власти по созданию закона. Объяснением данного подхода, вероятно, может служить историческая традиция подобного понятия, а именно, непризнание советским государственным правом принципа разделения властей. Представляется, что подобная позиция не отвечает современным реалиям, а потому необходимо выработать новый подход.
Отдельной проблемой является множественность терминов в определении законодательного процесса в литературе. Приведем самые распространенные варианты использования терминов: «правотворческий процесс»; «законотворческий процесс»; «законопроектный процесс»; «конструирование закона»; «законодательная деятельность»; «законодательная процедура». При этом следует иметь в виду, что использование различных терминов при определении одного явления с одной стороны полезно, так как позволяет заострить внимание на определенном аспекте многопланового понятия, рассмотреть его более узко, с другой стороны, подобное использование затрудняет понимание изучаемого объекта.
Поэтому при применении того или иного термина следует определить цели и задачи подобного применения. Руководствуясь вышеизложенным, приведем собственное понятие законодательного процесса в субъектах Российской Федерации – это деятельность определенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также законами субъектов РФ, их конституциями и уставами, субъектов, связанная с реализацией права законодательной инициативы, рассмотрению, обсуждению, в том числе с привлечением общественности, принятию, подписанию и обнародованию, изменению и отмене конституций, уставов и законов в Российской Федерации.
В процессе своего развития институт законодательного процесса претерпевает определенные изменения, которые складываются в определенные тенденции, в частности, это тенденция усложнения структуры законодательного процесса и в субъектах РФ, в том числе, увеличение количества участников процесса; демократизация законодательного процесса за счет привлечения общественности к обсуждению законопроектов; повышение качества конструирования текстов нормативных актов, в том числе использование зарубежного опыта.
Читать дальше
Таким образом, изучив данную тему, использовав литературу ведущих историков и правоведов, периодические издания, можно сделать вывод, что институт законодательного процесса является системообразующим элементом отрасли конституционного права, в связи с чем ретроспективный анализ и оценка основных исторических тенденций в этой сфере остаются актуальной задачей государственно-правовой науки.
Появление института законодательного процесса юридически связывается с двумя основными условиями: наличие конституционного акта, нормативно устанавливающего материально-правовую основу законотворчества (государственно-властные полномочия по принятию законов), и наличие нормативного регулирования процесса реализации конституционных государственно-властных полномочий. При этом даже в отсутствие развитых представительных демократических институтов законодательный процесс имеет место при соблюдении указанных условий.
Развитие законодательного процесса в России прошло ряд важных исторических этапов. Периодизацию нередко начинают с появления допарламентских государственных органов, законосовещательных органов при царе, указывают такие предпарламентские практики, как Новгородское Вече и т.п. В том случае, когда объектом исследования является законодательный процесс, начало периодизации истории развития института зависит от его нормативного оформления.
Современный законодательный процесс – это динамичный, постоянно изменяющийся институт конституционного права. Его роль в государственном механизме достаточно велика. Он может подталкивать либо задерживать развитие тех или иных общественных отношений.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 2009. № 7. 21 янв.
2. Авакьян С.А. - Конституция России: природа, эволюция, современность // М. – 2009.- С.37.
3. Алексеев С.С. - Проблемы теории права Т.2 // Свердловск.- 1973.- С.16.
4. Бекетова С.М. - Законодательный процесс в Российской Федерации, учебно-методическое пособие //Воронеж.- 2012.- С.66.
5. Горшенев В.М. - Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе // М.- 1972.- С. 156-157.
6. Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии отв. ред. Р.Ф. Васильев // М.- 2011.- С.54.
7. Короткова О.А. автореферат дисс. «Экспертиза законопроектов и законодательных актов: теоретико-правовой аспект» // Москва.- 2010.- С. 10.
8. ТихомировЮ.А. - Теория закона // М.- 1982.- С. 182.
9. Холодилова Е.А. автореферат дисс. на соиск. степени к.ю.н «Законодательный процесс (проблемы теории и практики)»//Екатеринбург.-2011.-С.6.
Читать дальше