Попытки государства в активизации инновационной деятельности предприятий и регионов пока не увенчались заметным успехом, в то время как повысить конкурентоспособность российских предприятий и государства в целом, а также повысить уровень диверсификации российской экономики и экономическую безопасность государства в современных условиях можно только посредством ускорения инновационных процессов во всех отраслях.
Особенно неблагоприятна ситуация в промышленности, которой отводится ведущая роль в инновационной деятельности. Динамика индекса предпринимательской уверенности организаций обрабатывающих производств и организаций, занимающихся производством и распределением электроэнергии, газа и воды указывает на неудовлетворительное состояние промышленности России.
В этих условиях реализация производственными предприятиями инновационных проектов серьезно осложняется. Кроме того, общей отмечаемой исследователями проблемой инновационного развития в России, является создание благополучного инвестиционного климата.
Повышение уровня инновационного развития предприятий является мощным стимулятором экономического роста. Инновации являются отправной точкой практически бесконечного циклического роста экономики. Оболочкой этого циклического процесса являются инвестиции, которые, с одной стороны подпитывают инновационное развитие, а с другой стороны делаю предприятие более инвестиционно-привлекательным и обеспечивают новые притоки.
Читать дальше
Инновации являются основным источником конкурентного преимущества, роста и прибыльности предприятий. Системный подход к инновациям позволяет включить в него такие элементы, как инновационные стратегии, разработку новых продуктов, творческие подходы к решению проблем, управление идеями, системы управления рациональными предложениями и т.д.
Достаточный опыт успешной организации системной инновационной деятельности, вынужденно полученный в условиях острой и постоянно ужесточающейся конкуренции, имеется во многих государствах (США, Япония, ФРГ, Китай и др.), а также в крупных компаниях и холдингах экономически развитых стран, особенно в высокотехнологичных отраслях экономики, производящих товары массового спроса – автомобили, электроника и др.
По сравнению с экономически развитыми странами в России не удалось накопить достаточного опыта эффективной инновационной деятельности в условиях рыночной среды. Недостаточность российского опыта инноваций обусловлена в первую очередь продолжительным периодом работы российских предприятий в условиях плановой экономики, а затем в условиях переходного периода.
В настоящее время российская экономика остается высококапитализированной, причем основной капитал сосредоточен в сырьевых и низкотехнологичных корпорациях, промышленные производственные мощности сырьевого сектора имеют высокую степень загруженности, возрастает дефицит квалифицированной рабочей силы.
Российские сырьевые корпорации, связанные с добычей и переработкой ресурсов, обладают достаточными финансовыми ресурсами, однако используя тиражируемые капиталоемкие классические технологии, практически не поддающиеся принципиальному усовершенствованию, имеют слабо выраженную мотивацию в отношении инноваций.
Как показывает опыт стран, совершивших экономико-технологический «прорыв», именно в олигопольном ядре, к которому в России относятся сырьевые предприятия, создается основная масса инноваций, которые затем через механизм трансфера технологий распространяются по экономике.
Читать дальше
Развитие экономики государства в современных условиях основывается на инновационной активности хозяйственных систем и применении инновационного подхода в рыночных отношениях. Инновационная активность национальной экономики основана на результатах функционирования организаций, которые осуществляют инновации в различные сферы деятельности. Нововведения становятся стратегическим фактором роста, воздействуют на структуру общественного производства, преобразуют экономику страны, стабилизируют социальную политику в государстве.
Ситуация в инновационной сфере России дает основание судить о серьезных противоречиях в ее функционировании: достаточный научно-технический потенциал страны в период экономических реформ фиксируется в настоящее время на низком уровне.
Инновационное развитие хозяйственных систем рассматривается нами на уровне управления страной в целом, регионами и локальными территориями, а также хозяйствующими субъектами предприятиями и организациями (макро- мезо- и микроуровень).
Под хозяйственной системой нами будет пониматься сложная, упорядоченная совокупность экономических отношений и видов хозяйственной деятельности, осуществляющаяся в формах определенных производственных, социальных и экономических отношений, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах посредством производства, распределения, обмена и потребления.
На микроуровне в качестве хозяйствующей системы нами рассматриваются отдельные предприятия, организации, предпринимательские фирмы.
На мезоуровне под хозяйственной системой следует понимать совокупность хозяйствующих субъектов; формальных и неформальных институтов и объединений, институтов государственной власти, трудовых ресурсов, социально-экономических и хозяйственных процессов, природных и материальных элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой.
На макроуровне хозяйствующей системой нами признана экономика страны в целом, с присущими ей проблемами, перспективами и тенденциями экономического развития.
Для хозяйственных систем на макро-, мезо- и микроуровне характерны инновационные процессы. Основную роль в повышении инновационной активности хозяйственных систем играет выбор и реализация направлений ее инновационного развития. Интеграция в мировое экономическое пространство возможна только на основе динамического развития инновационных процессов.
Интенсивность развития российской экономики напрямую зависит от скорости и качества модернизации промышленности страны. Совершенствование деятельности промышленного сектора состоит из поэтапного инновационного преобразования его отдельных субъектов - производственных предприятий малого бизнеса, крупных промышленных комплексов, корпораций и т.д. Использование инноваций дает хозяйственным системам возможность эффективно конкурировать на рынке, привлекать новых потребителей, улучшать финансовые результаты работы.
Инновационное развитие, как статус научной категории, по нашему мнению, более детально раскрывает определение, данное Ю.А Кармышевым [4], который ха¬рактеризует его как особую инновационную направленность целей, путей их достижения, особую «настройку» механизма государственного воздействия на экономику и рыночную самоорганизацию, обусловленную преимущественной ориентацией звеньев всех сфер экономики на комплексное использование инноваций в производстве товаров и услуг, перераспределение форм и методов регулирования по результативности воздействия. В свете вышесказанного представляется закономерным, что инновационное развитие признано приоритетом абсолютного большинства экономик.
Читать дальше
В условиях стремительного развития коммуникационных технологий трудно предсказать, какая услуга будет пользоваться особым спросом в ближайшем будущем. Всего несколько лет назад передовыми сервисами считались переадресация вызова, ускоренный набор номера, SMS и загружаемые игры. То, что впечатляет потребителей сегодня, завтра станет обычной услугой. Как удержать ведущие позиции на рынке, изобилующем похожими продуктами?
Необходима эффективная стратегия разработки сервисов, которая позволит упростить выпуск на рынок качественных продуктов. К сожалению, у многих коммуникационных компаний цикл от разработки концепции до вывода готового продукта на рынок является слишком затратным и продолжительным — зачастую 12–18 месяцев или более. Вам нужна инфраструктура выпуска продуктов, которая позволит оперативно учитывать новые потребности клиентов и условия рынка. Вы сможете разрабатывать и выводить на рынок надежные и качественные продукты за несколько недель, а не месяцев, будь то комплексные бизнес-услуги или краткосрочные рекламные кампании. Вы также сможете выводить из эксплуатации устаревшие сервисы за несколько часов или дней, а не недель.
Вы сможете развернуть компоненты решения, необходимые для удовлетворения ваших текущих потребностей, а затем легко интегрировать дополнительные компоненты. Поддерживая управление всем жизненным циклом разработки сервиса, интегрированные компоненты решения IBM для ускорения инновационных разработок телекоммуникационных услуг (Rational Unified Service Creation Environment) позволяют согласовать действия ИТ-службы, бизнес-подразделений и распределенных коллективов, чтобы все они могли более эффективно и результативно работать вместе.
Интегрированные продукты, входящие в состав модульного, открытого решения IBM Rational Unified Service Creation Environment, поддерживают все операции, необходимые для разработки и выпуска новых и расширенных сервисных приложений нового поколения, а также всех участников и все этапы жизненного цикла продукта.
Это могут быть такие виды деятельности, как:
• разработка сервисов и сервисных компонентов собственными силами;
• аутсорсинг процессов разработки специализированных сервисов;
• развертывание и интеграция готовых коммерческих приложений (commercial off-the-shelf, COTS), предлагаемых независимыми разработчиками ПО;
• использование, в том числе многократное, существующих сервисных активов;
• сборка компонентов в составные сервисы.
Читать дальше
К совершенствованию процесса управления инновационным развитием предприятия рекомендуется подходить системно, предлагаемые к реализации мероприятия должны охватывать все этапы инновационного процесса. Улучшение одного из этапов инновационного процесса в отрыве от остальных может привести лишь к незначительным улучшениям конечного результата.
Очевидно, что для принятия решения о целесообразности внедрения в практику предлагаемого механизма государственного управления инновационным развитием предприятий и создания благоприятной инфраструктуры для его работы необходима прогнозная оценка его эффективности. Причем, учитывая глобальность задачи механизма и статусную дифференциацию его участников, оценка имеет значение как на микроуровне, так и на мезоуровне, макроуровне.
Безусловно, первоочередной задачей является оценка эффективности механизма на микроуровне, т. е. с позиции предприятий, так как именно на бизнес возлагаются основные функции по генерированию и распространению инноваций.
Аналогичная форма участия государства, наделенного только большим уровнем властных полномочий, предопределяет важность оценки эффективности управляющего механизма на макроуровне, то есть с позиции государства.
С решением перечисленных задач и с реализацией механизма государственного управления инновационным развитием в предлагаемой форме можно обеспечить существенный подъем уровня инновационной активности предприятий и создать мощный катализатор социально-экономического роста, повышения уровня конкурентоспособности и экономической безопасности государства.
Читать дальше
1. http://www.ibm.com/industries/telecom/ru/innovate
2. http://www.osp.ru/news/articles/2013/41/13038188/
3. http://sibac.info/11772
4. http://coollib.net/b/173864/read
5. http://www.creativeconomy.ru/keywords/innovacionnoe-razvitie/
Читать дальше